МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17 ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» (МБОУ «СОШ-детский сад №17») РАССМОТРЕНА на заседании ШМО Протокол №1 от « » августа 2023 г. Руководитель ШМО ________ О.В. Шевшун СОГЛАСОВАНА Зам. директора _______ Е.Л. Ли « 28 » августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНА Директор ______ Киселев А.П. Приказ №560/01-13 от «28 » августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» для 3 класса на 2023/2024 учебный год Составители: Вознюк Ольга Александровна, учитель начальных классов Сварчевская Ксения Владимировна, учитель начальных классов Самединова Эмине Эльдаровна, учитель начальных классов Василенко Татьяна Александровна,учитель начальных классов Шевшун Олеся Васильевна,учитель начальных классов 2 1. Пояснительная записка Целью изучения учебного предмета «Музыка» является формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения. Задачами учебного предмета «Музыка» являются: − воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; − уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров; − воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности; • развитие образноассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего; − накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности Место предмета «Музыка» в учебном плане: в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. На изучение предмета Музыка в 3 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю). Для реализации программы используется учебник авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка. 3 класс», 2020 год. Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: – установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; – побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; – привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; – использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; – применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; – включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; 3 – организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; – инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 2. Содержание учебного предмета «Музыка» Музыка в жизни человека Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одно-, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др. Музыкальная картина мира Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. 3. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» Личностные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного курса «Музыка»: − чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской 4 − − − − − − − − − − − − − − − − − православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей, религиозных конфессий; умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества Метапредметные результаты: Метапредметные результаты освоения начальной образовательной программы, формируемые при изучении: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкальных текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной и письменной форме; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.). 5 Предметные результаты: − формирование представления о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии; − формирование общего представления о музыкальной картине мира; − знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; − формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; − формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; − умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям; − умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной, − понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; − умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. − Программа по музыке устанавливает распределение учебного материала по классам, основанное на логике развития предметного содержания и учёте психологических и возрастных особенностей обучающихся. Программа по музыке предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию музыки при условии сохранения обязательной части содержания учебного предмета. Содержание программы по музыке составлено таким образом, что достижение обучающимися как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в изучении музыки на уровне начального общего образования и готовности обучающегося к дальнейшему обучению. Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная деятельность развивает устойчивый познавательный интерес к изучению музыки. 4. Тематическое планирование № Наименование разделов и тем программы Количество часов Электронный (цифровые) образовательные ресурсы Россия – Родина моя 1.1 1.2 1.3 2.1 2.2 2.3 2.4 Мелодия 1 «Что не выразишь словами, звуком на 1 душу навей». Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка? «Я пойду по полю белому… На великий 1 праздник собралася Русь!» О России петь – что стремиться в храм Святые земли русской. Кирилл и 1 Мефодий Праздников праздник, торжество из 1 торжеств Родной обычай старины. Светлый 1 праздник Музыкальная грамота 1 День, полный событий https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 6 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 4.1 4.2 4.3 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 6.1 6.2 6.3 6.4 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 7.7 «Приют спокойствия, трудов и 1 https://resh.edu.ru/ вдохновенья…» Зимнее утро. Зимний вечер 1 https://resh.edu.ru/ «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда 1 https://resh.edu.ru/ Ярмарочное гулянье. Святогорский 1 https://resh.edu.ru/ монастырь «Приют, сияньем муз одетый…». 1 https://resh.edu.ru/ Обобщающий урок. Образы А.Пушкина в кино 1 https://resh.edu.ru/ Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Композитор – имя ему народ. 1 https://resh.edu.ru/ Музыкальные инструменты России Оркестр русских народных инструментов. 1 https://resh.edu.ru/ «Музыкант-чародей» Народные праздники. Наш оркестр. 1 https://resh.edu.ru/ «Троица» Андрея Рублёва В концертном зале Музыкальные инструменты (скрипка, 1 https://resh.edu.ru/ виолончель). Вариации на тему рококо Старый замок. Счастье в сирени живет… 1 https://resh.edu.ru/ Не смолкнет сердце чуткое Шопена… 1 https://resh.edu.ru/ Танцы, танцы, танцы… Патетическая соната. Годы странствий. 1 https://resh.edu.ru/ Царит гармония оркестра. Обобщающий 1 https://resh.edu.ru/ урок В музыкальном театре Опера «Иван Сусанин» 3 https://resh.edu.ru/ Русский Восток 1 https://resh.edu.ru/ Балет «Петрушка» 1 https://resh.edu.ru/ Театр музыкальной комедии. 1 https://resh.edu.ru/ Обобщающий урок Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье Прелюдия. Исповедь души. 1 https://resh.edu.ru/ Революционный этюд Мастерство исполнителя. В каждой 1 https://resh.edu.ru/ интонации спрятан человек Музыкальные инструменты (гитара) 1 https://resh.edu.ru/ Музыкальный сказочник 1 https://resh.edu.ru/ Рассвет на Москве-реке 1 https://resh.edu.ru/ Исследовательский проект 1 https://resh.edu.ru/ Обобщающий урок 1 https://resh.edu.ru/ Общее количество часов 34