РП Музыка 3 класс - МБОУ СОШ-детский сад №17

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СОШ-детский сад №17»)
РАССМОТРЕНА
на заседании ШМО
Протокол №1
от « » августа 2023 г.
Руководитель ШМО
________ О.В. Шевшун

СОГЛАСОВАНА
Зам. директора
_______ Е.Л. Ли
« 28 » августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор ______ Киселев А.П.
Приказ №560/01-13
от «28 » августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА»
для 3 класса
на 2023/2024 учебный год

Составители: Вознюк Ольга Александровна, учитель начальных классов
Сварчевская Ксения Владимировна, учитель начальных классов
Самединова Эмине Эльдаровна, учитель начальных классов
Василенко Татьяна Александровна,учитель начальных классов
Шевшун Олеся Васильевна,учитель начальных классов

2
1. Пояснительная записка
Целью изучения учебного предмета «Музыка» является формирование музыкальной
культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает
интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачами учебного предмета «Музыка» являются:
− воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному
искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к
ближнему, своему народу, Родине;
− уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе
постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров;
− воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности; • развитие образноассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного,
прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной
культуры прошлого и настоящего;
− накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного
словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования,
хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей
в различных видах музыкальной деятельности
Место предмета «Музыка» в учебном плане: в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет
«Музыка» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. На
изучение предмета Музыка в 3 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Для реализации программы используется учебник авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой,
Т.С. Шмагиной «Музыка. 3 класс», 2020 год.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена с учетом рабочей программы
воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию
следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
– установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;
– побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
– привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
– использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
– применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию
с другими детьми;
– включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

3
– организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
– инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
2. Содержание учебного предмета «Музыка»
Музыка в жизни человека
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление
человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера
человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о
многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность,
танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и
поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации.
Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения
отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и
изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник музыкальной
речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад
и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие.
Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях
композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи.
Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей
человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального
развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщённое выражение
художественно-образного содержания произведений. Формы одно-, двух- и трёхчастные, вариации,
рондо и др.
Музыкальная картина мира
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни
страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся
исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и
фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD,
DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая.
Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.
Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие
этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические
традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного курса «Музыка»:
− чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов
фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской

4

−

−
−
−
−
−
−

−
−
−

−
−
−
−
−
−
−

православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства
России;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей, религиозных
конфессий;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, их понимание и оценка — ориентация в культурном многообразии
окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками
сотрудничества с учителем и сверстниками;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения начальной образовательной программы,
формируемые при изучении:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания
содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения
результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной
музыкально-эстетической деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка
своих музыкально-творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкальных текстов различных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих
направлений в соответствии с задачами коммуникации;
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной и письменной
форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления
аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных
сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные
ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

5
Предметные результаты:
− формирование представления о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном
развитии;
− формирование общего представления о музыкальной картине мира;
− знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;
− формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
− формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду)
музыкально-творческой деятельности;
− умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
− умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору,
музыке религиозной традиции, классической и современной,
− понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и
стилей;
− умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
− Программа по музыке устанавливает распределение учебного материала по классам,
основанное на логике развития предметного содержания и учёте психологических и
возрастных особенностей обучающихся.
Программа по музыке предоставляет возможности для реализации различных методических
подходов к преподаванию музыки при условии сохранения обязательной части содержания
учебного предмета.
Содержание программы по музыке составлено таким образом, что достижение обучающимися
как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и
перспективность в изучении музыки на уровне начального общего образования и готовности
обучающегося к дальнейшему обучению.
Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная
деятельность развивает устойчивый познавательный интерес к изучению музыки.
4. Тематическое планирование
№

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

Электронный (цифровые)
образовательные ресурсы

Россия – Родина моя
1.1
1.2

1.3

2.1
2.2
2.3
2.4

Мелодия
1
«Что не выразишь словами, звуком на
1
душу навей». Как сложили песню.
Звучащие картины. «Ты откуда русская,
зародилась, музыка?
«Я пойду по полю белому… На великий
1
праздник собралася Русь!»
О России петь – что стремиться в храм
Святые земли русской. Кирилл и
1
Мефодий
Праздников праздник, торжество из
1
торжеств
Родной обычай старины. Светлый
1
праздник
Музыкальная грамота
1
День, полный событий

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

6
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4.1
4.2
4.3

5.1
5.2
5.3
5.4
5.5

6.1
6.2
6.3
6.4

7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7

«Приют
спокойствия,
трудов
и
1
https://resh.edu.ru/
вдохновенья…»
Зимнее утро. Зимний вечер
1
https://resh.edu.ru/
«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда
1
https://resh.edu.ru/
Ярмарочное гулянье.
Святогорский
1
https://resh.edu.ru/
монастырь
«Приют, сияньем муз одетый…».
1
https://resh.edu.ru/
Обобщающий урок.
Образы А.Пушкина в кино
1
https://resh.edu.ru/
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Композитор
–
имя
ему
народ.
1
https://resh.edu.ru/
Музыкальные инструменты России
Оркестр русских народных инструментов.
1
https://resh.edu.ru/
«Музыкант-чародей»
Народные праздники. Наш оркестр.
1
https://resh.edu.ru/
«Троица» Андрея Рублёва
В концертном зале
Музыкальные инструменты (скрипка,
1
https://resh.edu.ru/
виолончель). Вариации на тему рококо
Старый замок. Счастье в сирени живет…
1
https://resh.edu.ru/
Не смолкнет сердце чуткое Шопена…
1
https://resh.edu.ru/
Танцы, танцы, танцы…
Патетическая соната. Годы странствий.
1
https://resh.edu.ru/
Царит гармония оркестра. Обобщающий
1
https://resh.edu.ru/
урок
В музыкальном театре
Опера «Иван Сусанин»
3
https://resh.edu.ru/
Русский Восток
1
https://resh.edu.ru/
Балет «Петрушка»
1
https://resh.edu.ru/
Театр
музыкальной
комедии.
1
https://resh.edu.ru/
Обобщающий урок
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
Прелюдия.
Исповедь
души.
1
https://resh.edu.ru/
Революционный этюд
Мастерство исполнителя. В каждой
1
https://resh.edu.ru/
интонации спрятан человек
Музыкальные инструменты (гитара)
1
https://resh.edu.ru/
Музыкальный сказочник
1
https://resh.edu.ru/
Рассвет на Москве-реке
1
https://resh.edu.ru/
Исследовательский проект
1
https://resh.edu.ru/
Обобщающий урок
1
https://resh.edu.ru/
Общее количество часов
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».