Рабочая програма внеурочной деятельности Хоровое пение 1-3 классы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СОШ-детский сад №17»)

РАССМОТРЕНА
на заседании МО
Протокол №1
от «26» августа 2024 г.
Руководитель МО
__________ С.О. Назаренко

СОГЛАСОВАНА
Зам. директора
________ Ю.И. Журбенко
«27» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор ______ Е.М. Демидова
Приказ № 461/01-13
от «27» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Хоровое пение»
1-3 класс

Составитель: Кривенко Наталия Владимировна, учитель музыки

г. Евпатория, 2024г.

2
1. Пояснительная записка
Хоровое пение — наиболее доступный вид практической музыкальной деятельности
школьников. Данная форма коллективного музицирования обладает уникальными
возможностями для развития общих и специальных способностей детей, достижения
содержательного комплекса предметных, метапредметных и личностных результатов.
Отечественная система музыкального воспитания школьников опирается на положения
концепции Д. Б. Кабалевского, среди которых по-прежнему актуально звучит девиз
«Каждый класс — хор!». Однако, ограничиваясь рамками одного урока музыки в
неделю1, сформировать у детей соответствующие вокально-хоровые навыки невозможно.
Для достижения значимых результатов в этом направлении необходимо гармоничное
сочетание урочной и внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности
«Хоровое пение» учитывает соответствующий опыт советского периода. Его
переосмысление в контексте системно-деятельностного подхода позволяет выстроить
единую логику реализации программ урочной и внеурочной деятельности на основе
обновлённых ФГОС общего образования. На федеральном уровне поддержку и
пропаганду данного вида исполнительской практики осуществляет Всероссийское
хоровое общество (ВХО). Воссозданное в 2013 г. при непосредственном участии ведущих
музыкантов и общественных деятелей, ВХО ставит своей целью возрождение традиций
хорового исполнительства среди детей и юношества, привлечение внимания широкой
общественности к данному виду музыкального искусства, поддержку массового
фестивального движения, оказание методической и организационной помощи.
Занятия хоровым пением в общеобразовательных организациях осуществляются в
рамках вариативного подхода и предоставляют обучающимся возможность углублённого
изучения предметной области «Искусство». Среди различных видов музицирования
хоровое пение стоит на первом месте, как наиболее доступная и массовая форма
музыкально-исполнительской деятельности. «Хоровое пение» является органичным
дополнением уроков предмета «Музыка», включённого в обязательную часть учебного
плана начального общего образования (1—4 класс)
Целью изучения внеурочной деятельности «Хоровое пение» развитие музыкальной
культуры обучающихся как части их духовной культуры через коллективную
исполнительскую деятельность — пение в хоре.
Задачами внеурочной деятельности «Хоровое пение» являются:
приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через опыт собственного
переживания музыкальных образов, развитие и совершенствование эмоциональноценностной отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни;
— развитие эмоционального интеллекта, общих и специальных музыкальных
способностей обучающихся;
— формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины
мира, приобретение разнообразного опыта восприятия музыкальных произведений;
— воспитание уважения к культурному, музыкальному наследию России;
практическое
освоение
интонационнообразного
содержания
произведений
отечественной музыкальной культуры;
— расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной
культуре других стран и народов;
— понимание основных закономерностей музыкального искусства: интонационная
и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального
языка, направления, стили и т. д.;
— формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему творческому
делу, ответственности за общий результат;
— гармонизация межличностных отношений, формирование позитивного взгляда
на окружающий мир;

3
— улучшение физического и психического самочувствия, укрепление здоровья
обучающихся;
— создание в образовательном учреждении творческой культурной среды;
— получение обучающимися опыта публичных выступлений, формирование
активной социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района,
города, республики, страны.
Место внеурочной деятельности «Хоровое пение» в учебном плане: часть учебного
плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивающая
реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. На изучение внеурочной
деятельности «Хоровое пение» отводится: в 1 классе - 33 часа в год (1 час в неделю), во 2
классе - 34 часа в год (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа в год (1 час в неделю), в 4
классе - 34 часа в год (1 час в неделю).
Для реализации программы используются материалы электронных интернетресурсов
- Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/subject/7/
- Современный учительский портал. https://easyen.ru/
- «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/
- «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
http://school-collektion.edu/ru
- «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов»
http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://katalog.iot.ru/
- Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka
- Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
- Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
- Портал «Российское образование http://www.edu.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хоровое пение» составлена с учетом
рабочей программы воспитания и на основе «Требований к результатам освоения
основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, а также на основе
характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся
Воспитательный потенциал данной внеурочной деятельности обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на занятии
явлений, организация их работы с получаемой на занятии социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания внеурочной
деятельности через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе;

4
- применение на занятии интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе
и взаимодействию с другими детьми;
- включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
2. Содержание внеурочной деятельности «Хоровое пение»
Основным содержанием обучения и воспитания по программе «Хоровое пение»
является опыт проживания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей,
порождаемых ситуациями коллективного исполнения вокально-хоровых произведений
(постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовнонравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека
через опыт сотворчества и сопереживания). Непосредственная певческая деятельность
рассматривается «как процесс личностного интонационного постижения смысла
музыкального образа посредством проживания-впевания каждой интонации».
Содержание внеурочных занятий по «Хоровому пению» вытекает из
содержательной логики изучения предмета «Музыка», которое структурно представлено
восемью сквозными модулями (тематическими линиями) в начальной школе.
Вариативный принцип, лежащий в основе модульной структуры сквозного
тематизма программы по предмету «Музыка», позволяет некоторые элементы её
содержания вынести в программу внеурочной деятельности «Хоровое пение». Такое
перераспределение позволит на уроке музыки уделить больше времени слушанию и
анализу, работе с материалами, театрализации, исследовательской и проектной
деятельности.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ
При организации внеурочных занятий хоровым пением возможны различные
организационные модели, учитывающие специфический комплекс условий и
возможностей конкретного образовательного учреждения, интересы и потребности
участников образовательных отношений.
1. Модель «Класс — хор»
Внеурочные занятия хоровым пением организуются для каждого класса отдельно. По
решению родителей (законных представителей) обучающихся занятия посещают все
ученики класса либо только те обучающиеся, которые проявляют интерес к данному виду
музицирования, имеют для этого соответствующие способности.

5
2. Модель «Параллель — хор»
Данная организационная модель используется для проведения объединённых
внеурочных занятий для обучающихся одной параллели 3 классы
Большинство занятий в течение учебного года носит репетиционный характер и
состоит из комбинированной вокально-хоровой работы по партиям и совместной
певческой деятельности всего коллектива.
Каждое занятие включает в себя:
1. Работу над певческой установкой, правильным дыханием, дикцией,
артикуляцией.
2. Упражнения для развития интонационного и ритмического слуха.
3. Вокальные упражнения на развитие, совершенствование певческих навыков:
интонационной точности, подвижности голоса, расширения его диапазона.
4. Разучивание новых произведений.
5. Повторение и творческая интерпретация произведений, выученных ранее.
6. Подготовка концертной программы для выступлений хорового коллектива.
Освоение тематических модулей реализуется, прежде всего, через разучивание
песен и хоров соответствующего содержания.
Очередность освоения модулей, принцип их компоновки в календарнотематическом плане — свободные
3. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности «Разговоры о
важном»
Личностные результаты освоения программы «Хоровое пение» должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций, в том числе в части:
1. Патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе;
знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов
республик Российской Федерации и других стран мира;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной
культуры народов России;
стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
2. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей;
осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях
мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с
эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них;
активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников
творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций,
праздничных мероприятий.
3. Духовно-нравственного воспитания:
на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных
ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей
этики и эстетики;
придерживаться
принципов
справедливости,
взаимопомощи
и
творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной деятельности, при подготовке
концертов, фестивалей, конкурсов.
4. Эстетического воспитания:

6
восприимчивость к различным видам искусства, стремление видеть прекрасное в
окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому
себе;
осознание ценности творчества, таланта;
осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной, социальной, культурной средой;
овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства
интонируемого смысла;
овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале
самой музыки, а также на материале доступной текстовой, аудио- и видеоинформации о
различных явлениях музыкального искусства, использование специальной терминологии.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия
произведений искусства;
соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкальноисполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё
эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
7. Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в
учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому
изучению профессий в сфере культуры и искусства;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
8. Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.
9. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной
исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников,
в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в
сфере музыкального и других видов искусства; смелость при соприкосновении с новым
эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать
нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные
тенденции и направления развития культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и
навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля
к победе.

7
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, достигаемые при освоении программы «Хоровое пение»,
отражают специфику искусства как иного (в отличие от науки) способа познания мира.
Поэтому основная линия формирования метапредметных результатов ориентирована не
столько на когнитивные процессы и функции, сколько на психомоторную и аффективную
сферу деятельности обучающихся.
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Овладение системой универсальных познавательных действий в рамках программы
«Хоровое пение» реализуется в контексте развития специфического типа
интеллектуальной деятельности — музыкального мышления, которое связано с
формированием соответствующих когнитивных навыков обучающихся, в том числе:
1.1. Базовые логические действия:
—выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального
звучания;
—устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений,
выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий
и ритмов, других элементов музыкального языка;
—сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры
и стили музыкального искусства;
—обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на
друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
—выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе
выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного
произведения, жанра, стиля.
1.2. Базовые исследовательские действия:
—следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать»
звучание музыки;
—использовать вопросы как инструмент познания;
—формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным
и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
—составлять алгоритм действий и использовать его для решения исполнительских и
творческих задач;
—проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных
процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, слухового исследования.
1.3. Работа с информацией:
—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной или творческой задачи и заданных
критериев;
—понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
—использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных
произведений;
—выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в аудио и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
—оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;

8
—различать
тексты
информационного
и
художественного
содержания,
трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной или творческой
задачей;
—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (вокальное
исполнение, текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от
коммуникативной установки.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Овладение системой универсальных коммуникативных действий в рамках программы
«Хоровое пение» реализуется, в первую очередь, через совместную певческую
деятельность. Она предполагает не только групповую форму работы, но формирует более
сложную социальную общность обучающихся — творческий коллектив. Хоровое пение
— один из немногих видов учебной деятельности, идеально сочетающих в себе активную
деятельность каждого участника с ценностью общего результата совместных усилий.
Специфика взаимодействия в процессе вокально-хорового исполнительства определяется
не только особыми формами передачи информации музыкальными средствами (минуя
вербальные каналы коммуникации), но и неповторимым комплексом ощущений,
эмоциональным переживанием психологического единства поющих, известных как
феномен «соборности». Данные условия определяют уникальный вклад хорового пения в
формирование совершенно особых коммуникативных умений и навыков в составе
базовых универсальных учебных действий.
2.1. Невербальная коммуникация:
—воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять
эмоционально-образное
содержание
музыкального
высказывания,
понимать
ограниченность словесной передачи смысла музыкального произведения;
—передавать в собственном исполнении художественное содержание, выражать
настроение, чувства, личное отношение к исполняемому музыкальному произведению;
—осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи,
понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
—эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации
публичного выступления;
—распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты, в том числе
дирижёрские жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации,
адекватно включаться в соответствующий уровень общения. 2.2. Вербальное общение:
—воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения;
—выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным
искусством в устных и письменных текстах;
—понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
—вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,
поддерживать благожелательный тон диалога;
—публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
2.2. Совместная деятельность (сотрудничество):
—развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия,
сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого
социально-психологического опыта, переносить его на другие сферы взаимодействия;
—понимать и использовать преимущества и специфику коллективной, групповой и
индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы
взаимодействия при решении поставленной задачи;
—принимать цель совместной деятельности, коллегиально строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;

9
—уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена коллектива в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой,
коллективом.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
В хоре, в отличие от других видов деятельности, личные результаты обучающихся
обретают подлинную ценность только в качестве вклада каждого участника хорового
коллектива в общее дело. Поэтому в рамках программы «Хоровое пение» регулятивные
универсальные учебные действия тесно смыкаются с коммуникативными.
Самоорганизация и рефлексия приобретают ярко выраженные коллективные черты,
нередко предполагают корректировку личных интересов и намерений, их подчинение
интересам и потребностям творческого коллектива в целом.
3.1. Самоорганизация:
—ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию,
в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво
продвигаться к поставленной цели;
—планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного
характера;
—выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
—самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
—делать выбор и брать за него ответственность на себя.
3.2. Самоконтроль (рефлексия):
—владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
—давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
—предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
—объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать
причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту.
3.3. Эмоциональный интеллект:
—чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей,
использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций
в данной сфере;
—развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в
повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения,
публичного выступления;
—выявлять и анализировать причины эмоций;
—понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативноинтонационную ситуацию;
—регулировать способ выражения собственных эмоций.
3.4. Принятие себя и других:
—уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим
предпочтениям и вкусам;
—признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться
не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
—принимать себя и других, не осуждая;
—проявлять открытость;
—осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

10
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате занятий хоровым пением школьники научатся:
—исполнять музыку эмоционально выразительно, создавать в совместном пении
музыкальный образ, передавая чувства, настроения, художественное содержание;
—понимать мировое значение отечественной музыкальной культуры вообще и хорового
исполнительства в частности, чувствовать себя продолжателями лучших традиций
отечественного хорового искусства;
—петь в хоре, ансамбле, выступать в качестве солиста, исполняя музыкальные
произведения различных стилей и жанров, с сопровождением и без сопровождения,
одноголосные и многоголосные;
—исполнять русские народные песни, народные песни своего региона, песни других
народов России и народов других стран, песни и хоровые произведения отечественных и
зарубежных композиторов, образцы классической и современной музыки;
—владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения, понимать
специфику совместного музыкального творчества, чувствовать единение с другими
членами хорового коллектива в процессе исполнения музыки;
—петь красивым естественным звуком, владеть навыками певческого дыхания, понимать
значения дирижёрских жестов, выполнять указания дирижёра;
—ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона (на материале
изученных музыкальных произведений);
—выступать перед публикой, представлять на концертах, праздниках, фестивалях и
конкурсах результаты коллективной музыкально-исполнительской, творческой
деятельности, принимать участие в культурно-просветительской общественной жизни.
- петь выразительно, передавая основное настроение, характер песни;
- петь в унисон в диапазоне d1 – d 2 , негромко (динамика mp-mf), напевным, лёгким
звуком, используя мягкую атаку; освоить приёмы звуковедения legato, non legato;
- исполнять простые песни детского репертуара (одноголосные, диатонические, с
простым, повторяющимся ритмическим рисунком, краткими фразами, с преобладанием
поступенного мелодического движения) преимущественно кантиленного характера, с
сопровождением;
- знать правила певческой установки (спина прямая, плечи опущены, мышцы лица
свободные), соблюдать её во время пения;
- понимать значение правильного дыхания;
- во время пения дышать, не понимая плеч, стараться делать мягкий вдох через нос,
выдох в течение музыкальной фразы;
- в процессе пения ясно и чётко произносить слова; точно и выразительно произносить
слова упражнений, распеваний;
- понимать основные дирижёрские жесты (внимание, начало, окончание пения),
стремиться к одновременному вдоху и одновременному окончанию фразы;
-обращать внимание на точность интонирования, громкость и манеру пения, слушать
себя и хор во время пения;
- уметь прохлопать пульс, ритмический рисунок разучиваемых музыкальных
произведений;
- петь мелодии разучиваемых песен, попевок с опорой на простую (дидактически
упрощённую) нотную запись;
- ориентироваться в элементах нотной грамоты: нотоносец, скрипичный ключ, ноты
первой октавы; длительности: половинная, четверть, восьмая, четвертная пауза; лига,
реприза;
- понимать значение понятий и терминов: ритм, звук, высота звука, мелодия,
аккомпанемент, унисон;

11
- различать на слух основные элементы музыкальной речи: темп (быстрый, медленный,
умеренный), динамика (громко, тихо, умеренно), регистр (высокий, низкий, средний);
- отражать в различных формах двигательной активности элементы музыкального языка,
закономерности звучания (звучащие жесты, двигательное моделирование, ручные знаки и
др.);
- иметь опыт выступления с хором в своём образовательном учреждении перед другими
обучающимися, учителями, родителями.
4. Тематическое планирование
1 класс
№

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

Электронный (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Музыкальная грамота
1.1
1.2

Музыкальные термины: Ритм. Лад.
Диапазон.
Будем петь по нотам. Элементы нотной
грамоты

3

https://m.edsoo.ru/f5e9b004

3

https://multiurok.ru/files/urok
-muzyki-v-3-klasse-na-temuosnovy-muzykalnoi-g.html

Итого по разделу
2.1

6
Раздел 2. Музыка в жизни человека
Музыка
рождается
из
тишины.
2
https://infourok.ru/metodiche
Музыкальный слух.
skaya-rabota-muzykalnyjsluh-i-ego-vidy-6440220.html

2.2

Хор- созвучье голосов.
Звучащий образ Родины

Итого по разделу

3

https://infourok.ru/otkritiyurok-po-muzike-osnovniegolosa-hora-klass1576666.html

5
Раздел 3. Народная музыка России
3.1
Россия – наш общий дом.
2
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Песня-звучащее слово.
3.2
Мы играем и поём. Фольклор в творчестве
3
https://resh.edu.ru/subject/les
профессиональных композиторов.
son/7421/start/314766/
Итого по разделу
5
Раздел 4. Русская классическая музыка
4.1
Образы родной земли.
2
https://resh.edu.ru/subject/les
son/7423/start/
4.3
История страны и народа в музыке
3
https://nsportal.ru/ap/library/
русских композиторов
muzykalnoetvorchestvo/2017/05/14/istori
cheskie-vehi-velikoy-stranyv-russkoy
Итого по разделу
5
Раздел 5. Современная музыкальная культура
5.1
Мелодии праздника
3
https://resh.edu.ru/subject/les
son/7417/start/254959/
Итого по разделу
3

12
Раздел 6. Музыка театра и кино
6.1
Музыка и театр
2
https://resh.edu.ru/subject/les
son/7418/start/255119/
6.2
Музыка кино и телевидения
2
https://resh.edu.ru/subject/les
son/7424/start/305930/
Итого по разделу
4
Раздел 7. Хоровая мастерская
7.1
Индивидуальная работа
3
7.2
Концертные выступления
2
Итого по разделу:
5
Общее количество часов
33
2 класс
№

Наименование разделов и тем программы

Количеств
о часов

Электронный (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Музыкальная грамота
1.1

Хоровое сольфеджио: проговаривание, 3
пропевание по нотам попевок, мелодий
изучаемых произведений.

https://nmdshi.uln.muzkult.ru/media
/2018/09/17/1217333984/Struve_G.
_khorovoe_solfedzhio.pdf
https://yandex.ru/video/preview/611
5374805314731021?tmpl_version=
releases%2Ffrontend%2Fvideo%2
Fv1.1173.1%233a7098ada6520e57
1fe8074d313537448c3c208a

1.2

Артикуляционные игры и упражнения, 3
элементы логоритмики.

https://nsportal.ru/detskiysad/logopediya/2015/10/25/kartotek
a-artikulyatsionnyh-igr-iuprazhneniy

1.3

Нотная грамота

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/muzyka/2018/01/18/muzyka
lnaya-azbuka

2

Итого по разделу
2

8
Раздел 2. Музыка в жизни человека
https://infourok.ru/konspektПростейшие жанры: песня, танец, марш
2
zanyatiya-na-temu-zhanry-muzykipesnya-tanec-marsh5190007.html?ysclid=lm15dwist55
23046137
https://resh.edu.ru/subject/lesson/41
50/start/226712/

Образы природы, людей, событий
3
(музыкальные пейзажи, портреты и т. п.).
Итого по разделу:
5
Раздел 3. Народная музыка России
https://prezentacii.org/konspekty/ko
3.1
Традиционный песенный фольклор малой 3
nspekty-po-muzyke/17490родины — обработки
metodicheskaya-razrabotkaнародных мелодий для детского хора.
otkrytogo-uroka-v-4-klasse-po3

3.2

Русские народные
песни и песни других

3

teme-fol-klornye-tradicii-rodnogokraya.html?ysclid=lm15gbdj1t2956
6407
https://infourok.ru/vneurochnayadeyatelnost-russkie-narodnie-pesni3826706.html?ysclid=lm15lie9cq96

13
народов России
Итого по разделу:

4772183

6
Раздел 4. Музыка моего края
https://resh.edu.ru/subject/lesson/59
5
Гимны, песни-символы родного края,
2
54/main/225635/
своей школы, республики.
Итого по разделу:
2
Раздел 5. Современная музыкальная культура
https://vk.com/wall5.1
Вокальные произведения для детей 3
193751123_1124
современных композиторов
https://zvyki.com/
5.2
Песни и хоры из кино и мультфильмов,
2
https://vk.com/music/playlist/15309
фрагменты
из
мюзиклов,
опер,
424_1794?ysclid=lm15u36mf6544
театральных постановок
975072
Итого по разделу:
6.1

5
Раздел 6. Хоровая мастерская
https://www.art3
talant.org/publikacii/5267Работа над правильным дыханьем

scenicheskaya-kulytura-iscenicheskiy-obraz-vokalista

6.2

Работа над сценическим образом.

2

6.3
Концертные выступления
Итого по разделу:
Общее количество часов

3
8
34

3 класс
№

Наименование разделов и тем программы

Количеств
о часов

Электронный (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Музыкальная грамота
1.1

Хоровое сольфеджио: проговаривание, 3
пропевание по нотам попевок, мелодий
изучаемых произведений. Ритмослоги.

https://nmdshi.uln.muzkult.ru/media
/2018/09/17/1217333984/Struve_G.
_khorovoe_solfedzhio.pdf
https://yandex.ru/video/preview/611
5374805314731021?tmpl_version=
releases%2Ffrontend%2Fvideo%2
Fv1.1173.1%233a7098ada6520e57
1fe8074d313537448c3c208a

1.2

Артикуляционные игры и упражнения, 3
элементы логоритмики.

1.3

Нотная грамота. Тоника. Тон. Полутон.

https://nsportal.ru/detskiysad/logopediya/2015/10/25/kartotek
a-artikulyatsionnyh-igr-iuprazhneniy
https://yandex.ru/video/preview/83
94563618860271341

Итого по разделу
2.1

2.2

Образа детства.

2

8
Раздел 2. Музыка в жизни человека
https://infourok.ru/konspekt2

Музыкальные портреты и пейзажи.

3

zanyatiya-na-temu-zhanry-muzykipesnya-tanec-marsh5190007.html?ysclid=lm15dwist55
23046137
https://resh.edu.ru/subject/lesson/41
50/start/226712/

14
Итого по разделу:
3.1

3.2

5
Раздел 3. Народная музыка России
Мелодии народного праздника
3
https://prezentacii.org/konspe
kty/konspekty-pomuzyke/17490metodicheskaya-razrabotkaotkrytogo-uroka-v-4-klassepo-teme-fol-klornye-tradiciirodnogokraya.html?ysclid=lm15gbdj1
t29566407
Музыка в народном
2
https://infourok.ru/vneurochn
стиле, обработки
aya-deyatelnost-russkieнародных мелодий.
narodnie-pesniСочинения отечественных
3826706.html?ysclid=lm15lie
композиторов на
9cq964772183
народные тексты

Итого по разделу:
5

5
Раздел 4. Музыка моего края
Песни композиторов Республики Крым
2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/59
54/main/225635/

Итого по разделу:
5.1

2
Раздел 5. Музыка театра и кино
https://vk.com/wallМузыкальные спектакли
2
193751123_1124

5.2

Просмотр спектакля музыкального театра

1

5.3

Песни из мультфильмов

2

https://zvyki.com/
https://vk.com/music/playlist/
15309424_1794?ysclid=lm15
u36mf6544975072
https://www.1urok.ru/categor
ies/10/articles/30676

Итого по разделу:
6.1

5
Раздел 6. Хоровая мастерская
https://www.art3
talant.org/publikacii/5267Певческая установка. Дыханье и дикция

scenicheskaya-kulytura-iscenicheskiy-obraz-vokalista

6.2

Работа над сценическим образом.

2

6.3

Одноголосие и многоголосие.

1

6.4
Концертные выступления
Итого по разделу:
Общее количество часов

https://yandex.ru/video/preview/85
47288338760333163

3
9
34

Приложение
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР
1-й год обучения
Упражнения, распевания Артикуляционные игры и упражнения, элементы
логоритмики. Дыхательные упражнения, игры на внимание, самоконтроль. Упражнения

15
на выработку певческой установки, хорового унисона. Попевки, основанные на интонации
малой терции (V— III ступени мажорного звукоряда), попевки поступенного нисходящего
мелодического движения на 2—3—5 звуках (начало — в примарной зоне, с постепенным
расширением диапазона) в умеренном темпе. Упражнения и распевания на начальные
навыки пения a capella.
Русские народные песни
Во поле берёза стояла
А я по лугу
Ой, вставала я ранёшенько
Котя, котенька-коток
Заинька
Русская и зарубежная классика
Андрей-воробей.
Петушок.
Дон-дон.
Вставала ранёшенько. (Из вокального цикла «Петушок».)
Песни современных композиторов
Петь приятно и удобно. Музыка Л. Абелян, слова В. Степанова.
Серебряная трель. Музыка В. Кикты, слова С. Куратовой.
Новый год. Музыка Т. Смирновой, слова А. Граневской.
Дед Мороз. Музыка М. Парцхаладзе, слова Л. Кондрашенко.
Вечный огонь. Музыка А. Филиппенко, слова Д. Чибисова, перевод К. Лидиной.
2-й год обучения:
Упражнения, распевания Упражнения на выработку певческой установки.
Дыхательные и артикуляционные упражнения, скороговорки. Краткие попевки,
основанные на поступенном нисходящем мелодическом движении в ограниченном
диапазоне. Распевания, состоящие из 3—4—5 звуков (в том числе фрагменты звукоряда,
движения мелодии по звукам мажорного трезвучия), попевки на основе интервалов
терция, кварта, квинта. Вокальные упражнения на выстраивание унисона на слоги «лё»,
«мо», «ма», «му». Вокальные упражнения a capella для развития слуха и голоса. Слуховые
игры на развитие начальных элементов гармонического слуха (интервалы, аккорды).
Фрагменты и отдельные фразы, наиболее важные интонации из разучиваемых песен по
принципу секвенций и в разных тональностях. Простейшие примеры канонов (в приму).
Русские народные песни
Как на тоненький ледок
Как у наших у ворот
Ты, живи, Россия!
Музыка народов России, других народов мира
Дедушка. Башкирская народная песня. Русский текст В. Татаринова.
Жаворонок. Якутская народная песня, русский текст А. Абазинского
Киска. Музыка В. Калинникова, слова неизвестного автора.
Песни современных композиторов
Родина моя. Музыка А. Абрамова, слова И. Мазнина.
Здравствуй, Родина моя! Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева.
Дружат дети всей земли. Музыка Д. Львова-Компанейца, слова В. Викторова.
Пешком шагали мышки. Музыка В. Калистратова, слова В. Приходько.
Колыбельная медведицы (из мультфильма «Умка»).
Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева. Песенка о солнышке
(из мультфильма «Солнышко на нитке»).
3-й год обучения:

16
Упражнения, распевания Распевания, основанные на трезвучиях, отрезках звукоряда в
нисходящем и восходящем движении, на различные гласные (у, а, о, и) и слоги (ля, лю, ле,
ли, ма, мо, му и т. д.). Попевки, слуховые упражнения на основе интервалов кварта,
терция (мелодические и гармонические). Попевки, основанные на контрастном
двухголосии (остинатная интонация или выдержанный звук в одном из голосов). Каноны
на материале народных мелодий. Упражнения А. Яковлева, начинающиеся с гласного «у»
в сочетании штрихов legato и staccato.
Вокально-хоровые упражнения Е. Альбовой и Н. Шереметьевой.
Русские народные песни
Посею лебеду на берегу
Блины
Во поле рябинушка стояла
Как на тоненький ледок (двухгол.)
Со вьюном я хожу (канон)
Во поле берёза стояла (канон)
Новый год бежит
Мы дружим с музыкой. Музыка Й. Гайдна, слова С. Синявского.
Весёлый колокольчик. Музыка В. Кикты, слова В. Татаринова.
Песенка о лете (из мультфильма «Дед Мороз и лето»).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».