МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СОШ-детский сад №17»)
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
Протокол №1
от «26» августа 2024 г.
Руководитель МО
__________О.В. Шевшун
СОГЛАСОВАНА
Зам. директора
________ Ю.И. Журбенко
«27» августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНА
Директор ______ Е.М. Демидова
Приказ № 460 /01-13
от «27» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Крымоведение»
4 классы
Составитель: Вознюк Ольга Александровна, учитель начальных классов
Шевшун Олеся Васильевна, учитель начальных классов
г. Евпатория, 2024г.
2
1. Пояснительная записка
Цель программы – заложить основы навыков исследования родного края,
сформировать целостную картину мира через усвоение комплексных знаний о Крыме на
основе краеведческого подхода.
Задачи: внеурочной деятельности «Крымоведение» являются:
сформировать представления о многообразии и уникальности природных и историкокультурных богатствах Крымского полуострова;
раскрыть значение природных ресурсов региона с целью развития ценностного
отношения к природе родного края;
формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Крыма.
развивать умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, рассуждать,
решать творческие задачи;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в природе.
Место внеурочной деятельности «Крымоведение» в учебном плане: часть учебного
плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивающая реализацию
индивидуальных потребностей обучающихся. На изучение внеурочной деятельности
«Крымоведение» в 4 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Для реализации программы используются
комплект методических материалов
А. В. Сыпручев «Крымоведение», 2019г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Крымоведение» составлена с
учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного
предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся:
– установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
– побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
– привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
– использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
– применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
– включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей
к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
3
– организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
– инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования
и отстаивания своей точки зрения.
2. Содержание внеурочной деятельности
Программа построена по цикличному принципу и состоит из Введения и 5 разделов:
«Крым – орден на груди планеты Земля», «Природные особенности и богатства Крыма»,
«Учимся путешествовать и дружить с природой», «Историко-культурное наследие Крыма»,
«Профессиональная деятельность Крыма и моего региона».
Введение
«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!».
«Крым – орден на груди планеты Земля»
Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и
гимн Республики Крым.
Формирование
понятий
«полуостров»,
«пролив».
Главные
особенности
географического положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия
полуострова. Морские заливы и бухты.
Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными
единицами (город, село). Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города.
«Природные особенности и богатства Крыма»
Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины. Ущелья, каньоны, овраги, балки.
Крымские вулканы и гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры.
Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые.
Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова. Стихийные и
неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных
погодных условий.
Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды.
Охрана вод.
Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра,
оползней и других стихий.
Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и
экзотических растениях. Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные
растения. Моя «зеленая аптека».
Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма.
Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные полуострова.
Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые. Знакомство с земноводными,
пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы.
Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма.
Заповедники и заказники. Известные парки и музеи природы.
Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и
животный мир. Экологические проблемы.
«Учимся путешествовать и дружить с природой»
Экскурсия, путешествие, туризм.
Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы).
4
Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности
во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя
аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов.
Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор».
«Историко-культурное наследие Крыма»
Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты
полуострова. Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. Крымские святыни.
Древние города Крыма. Города-герои. Детские крымские поэты и писатели. Литературные и
художественные произведения о Крыме. Крымские периодические издания для детей.
Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме».
«Профессиональная деятельность Крыма и моего региона»
Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия.
Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и полей.
Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные.
«Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха.
Экологические тропы.
Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный
вклад в развитие Крымского полуострова.
В качестве форм, в которых может быть реализована внеурочная деятельность
закреплены экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, соревнования, поисковые и
научные исследования, общественно полезные практики.
3. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности «Крымоведение»
Личностные результаты.
– формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности,
– патриотических ценностей; чувства гордости за свою Родину, родной край, историю
Крыма;
– формирование целостного взгляда на мир;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в природе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Крыма.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
– овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских объектов
(природных, социальных, культурных, исторических, технических и др.) в
соответствии с содержанием учебного предмета;
– освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и поискового
характера;
– активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных
задач;
– использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
передачи и интерпретации информации о Крыме.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
– осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
– готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё
5
мнение и аргументировать свою точку зрения;
– умение определять общую цель и пути её достижения;
– умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
– способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую
этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для
ее решения;
– сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия (2-3
шага) в соответствии с поставленной задачей;
– начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку
результатов своей учебной деятельности.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Крымоведение» представлены с учетом специфики содержания предметных областей, к
которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:
истории, культуре нашего полуострова;
– развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
– освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного
поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в
природной и социальной среде; воспитание любви к крымской природе, ее
уникальности;
– формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу,
пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации
о Крыме;
– воспитание чувства гордости за Республику Крым.
– Получат возможность научиться:
– пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме;
– осуществлять поиск необходимой информации в литературных произведениях,
периодических изданиях, сети Интернет;
– работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
– использовать полученные знания в жизни.
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся
к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их развития, который
характеризуется как умения: пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме;
осуществлять поиск необходимой информации в литературных произведениях,
периодических изданиях, сети Интернет; работать со справочно-энциклопедическими
изданиями; использовать полученные знания в жизни.
4.Тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
программы
1
2
3
Введение. «Посмотри, как хорош –
край, в котором ты живешь!»
«Крым – орден на груди планеты
Земля»
«Природные особенности и богатства
Крыма»
Количество
Электронный (цифровые)
часов
образовательные ресурсы
https://uchi.ru/teachers/lk/main
1
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
4
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
17
https://resh.edu.ru/
6
4
5
6
«Учимся путешествовать и дружить с
природой»
«Историко-культурное
наследие
Крыма»
«Профессиональная
деятельность
Крыма и моего региона»
4
Общее количество часов
34
4
4
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/