Рабочая программа внеурочной деятельности Умники и умницы 3 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СОШ-детский сад №17»)

РАССМОТРЕНА
на заседании МО
Протокол №1
от «26» августа 2024 г.
Руководитель МО
__________ О.В. Шевшун

СОГЛАСОВАНА
Зам. директора
________ Ю.И. Журбенко
«27» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор ______ Е.М. Демидова
Приказ № 460/01-13
от «27» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Умники и умницы»
3 классы

Составитель: Коробчук Валерия Валерьевна, учитель начальных классов
Куртумерова Лиля Энверовна, учитель начальных классов
Дудченко Ирина Пантелеевна, учитель начальных классов
Туркина Анна Прокофьевна, учитель начальных классов

г. Евпатория, 2024г.

2

1.Пояснительная записка
Целью изучения внеурочной деятельности «Умники и умницы» является развитие
познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачами внеурочной деятельности «Умники и умницы» являются:
- развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умении выделять главное,
доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания,
зрительное восприятие, воображение;
- развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои
мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою
точку зрения;
- формировать навыки творческого мышления и развивать умение решать нестандартные
задачи;
- развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность
учащихся;
- формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно
оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формировать навык применения полученных знаний и умений в процессе изучения
школьных дисциплин и в практической деятельности;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической
морали (доброты, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по
отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности).
- способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, способности к объективной
самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной
деятельности.
- развивать природные задатки, творческий потенциал ребёнка.
- развивать образное и пространственное мышление, наблюдательность, воображение,
память.
- развивать положительные эмоции и волевые качества.
Место внеурочной деятельности «Умники и умницы» в учебном плане: часть учебного
плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивающая реализацию
индивидуальных потребностей обучающихся. На изучение внеурочной деятельности «Умники и
умницы» в 3 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Для реализации программы используется авторская программа «Юным умникам и умницам»
О. Холодовой.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» составлена с учетом
рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению
их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины
и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;

3

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные
на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
Диагностика входная и итоговая, конкурс эрудитов
Развитие внимания. Развитие мышления. Диагностика произвольного внимания, развитие
концентрации внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать,
распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления. Тренировочные упражнения на
развитие способности распределять внимание, увеличение объёма устойчивости и способов
концентрации внимания.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Диагностика памяти. Развитие слуховой,
образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты
запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Диагностика памяти. Развитие
зрительной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты
запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие аналитических способностей. Поиск закономерностей. Совершенствование
мыслительных операций. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов,
явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с
их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать
предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование
основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения,
умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем
решения логических задач и проведения дидактических игр.
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Упражнения,
способствующие развитию воображения, нестандартные задачи.
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Формирование
основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения,
умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем
решения логических задач, поисковых задач и проведения дидактических игр.

4

В качестве форм, в которых может быть реализована внеурочная деятельность закреплены
такие формы как тематические и игровые занятия, конкурсы, викторины. Используются
нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору нужной
информации, числового материала, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
3. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Умники и
умницы»:
Личностные результаты.
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и
педагога, как поступить.
Метапредметные результат:.
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса.
перерабатывать
полученную
информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
рабочей тетради;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими
учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Умники и
умницы» представлены с учетом специфики содержания предметных областей, к которым имеет
отношение содержание курса внеурочной деятельности:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;

5

- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» – «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Внеурочные занятия «Умники и умницы» направлены на развитие ценностного отношения
обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой
природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Умники и умницы» должны быть направлены
на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой
ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
4.Тематическое планирование

№

Наименование разделов и тем
программы

1.

Выявление уровня развития внимания,
восприятия, воображения, памяти и
мышления. (Входная и итоговая
диагностика. конкурс эрудитов)

Количество
часов
3

2.

Развитие внимания. Развитие мышления.

5

3.

Тренировка
мышления

5

4.

Тренировка слуховой памяти. Развитие
мышления.

5

5.

Тренировка
зрительной
Развитие мышления.

4

6.

Развитие аналитических способностей.
Поиск
закономерностей.
Совершенствование
мыслительных
операций.

7.

Совершенствование
воображения.
Задания по перекладыванию спичек.

8.

внимания.

Развитие

памяти.

Развитие
логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Общее количество часов

4

4

4
34

Электронный (цифровые)
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».