Рабочая программа внеурочной деятельности Тропинка в профессию 1 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СОШ-детский сад №17»)

РАССМОТРЕНА
на заседании МО
Протокол №1
от «26» августа 2024 г.
Руководитель МО
__________ О.В.Шевшун

СОГЛАСОВАНА
Зам. директора
________ Ю.И.Журбенко
«27» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор ______ Е. М. Демидова
Приказ № 460/01-13
от «27» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Тропинка в профессию»
1 класс

Составители: Козленко Юлия Владимировна, учитель начальных классов
Краснощек Наталия Борисовна, учитель начальных классов
Романчук Полина Евгеньевна, учитель начальных классов
Яшкина Евгения Викторовна, учитель начальных классов

г. Евпатория, 2024г.

2
1.Пояснительная записка
Целью изучения внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» создание
образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей обучающихся
через развитие интереса к разным видам сферы деятельности.
Задачами внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» являются:
 познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных профессий;
 выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем
профессии;
 способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и
результатам их труда;
 способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка;
 способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки,
внимательности, справедливости и т.д.;
 способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.
Место внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» в учебном плане:часть учебного
плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивающая реализацию
индивидуальных потребностей обучающихся. На изучение внеурочной деятельности «Тропинка в
профессию» в 1 классе отводится 33 часа в год (1 час в неделю).
Для реализации программы используются комплект методических материалов для
педагогов: Г.В. Резапкина, ОА.Роут «Знакомство с миром профессий»1-4 классы, 2023 год.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности«Тропинка в профессию»составлена с
учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
– установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
– побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
– привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
– использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
– применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
– включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
– организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;

3
– инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
2.Содержание внеурочной деятельности «Тропинка в профессию»
Раздел 1. Профессии, которые нас окружают
Тема 1. Строительные профессии
Кто построил школьный дом? Знакомство со строительными профессиями. Чтение и обсуждение
сказки С.В. Михалкова «Три поросёнка». Выполнение задания в рабочей тетради «Чьи это вещи?».
Просмотр мультфильма «Строитель» (проект «Навигатум», кинокомпания «Парамульт», 2014).
Подготовка и проведение интервью у родственников и знакомых «Строительные
профессии».
Тема 2. Профессии повар и кондитер
Кто нас кормит? Знакомство с профессией повар. Просмотр мультфильма «Профессии
повар и кондитер» (проект «Навигатум», кинокомпания «Парамульт», 2014). Выполнение задания
в рабочей тетради «Фрукты и овощи».
Подготовка и проведение репортажа «Школьные повара».
Тема 3. Профессия врач
Кто нас лечит? Знакомство с профессией врач. Просмотр и обсуждение мультфильма «Про
бегемота, который боялся прививок» (студия «Союзмультфильм», 1966). Выполнение задания в
рабочей тетради «Четвёртый лишний». Просмотр мультфильма «Добрый доктор Стоматолог»
(проект «Навигатум», кинокомпания «Парамульт», 2014).
Экскурсия в школьный медицинский кабинет.
Тема 4. Профессии охранник и спасатель
Кто нас защищает? Знакомство с профессиями охранник и спасатель. Выполнение задания
в рабочей тетради «Собери пословицы». Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Рассказ о
неизвестном герое». Знакомство с сайтом «Герои нашего времени».
«Подвиги наших дней»: сообщения учащихся.
Раздел 2. Мир труда и профессии
Тема 5. Роль труда в жизни человека и общества
Для чего люди работают? Беседа о роли труда в жизни человека и общества. Просмотр и
обсуждение мультфильма «Почему родители ходят на работу?» (мультсериал «В мире
профессий», проект «Навигатум», кинокомпания «Парамульт», 2014). Выполнение задания в
рабочей тетради о людях разных профессий. Чтение и обсуждение стихотворения Л.В. Куклина
«Что было бы, если бы?..».
«Если никто не пойдёт на работу…». Коммуникативные игры и упражнения: «Если никто
не пойдёт на работу…», «Комплименты», «Угадай, кто я?».
Что такое труд? Труд людей и труд животных: основные отличия. Просмотр и обсуждение
мультфильма «Кого пасут и доят муравьи?» (развивающий познавательный медиапроект для детей
«Формула ума»). Знакомство с понятиями «средства труда», «виды труда», «предметы труда».
Творческое задание «Нарисуй иллюстрацию к пословице» в рабочей тетради. Чтение и
обсуждение рассказа К. Д. Ушинского «Дети в роще».
Что такое инструменты (средства труда)? Понятия «рабочий инструмент», «орудие труда»,
«средства труда». Просмотр фрагмента мультфильма «Всемирная история. Древний человек»
(«Занимательные уроки Р. Саакаянца»). Выполнение заданий в рабочей тетради «Найди и
раскрась», «Бюро находок».

4
Виды инструментов (средств труда). Коммуникативные игры и упражнения: «Повтори
движения», «Исключи лишний инструмент». Выполнение задания в рабочей тетради «Какие
бывают инструменты?».
Тема 6. Понятие «профессия»
Что такое профессия? Понятие «профессия», основные признаки профессий. Выполнение
заданий в рабочих тетрадях «Чем занимаются эти люди?», «Угадай профессию». Загадкиподсказки.
Профессия, работа, занятие. Игра «Профессии сказочных героев». Беседа на тему «Работа
профессионала». Просмотр и обсуждение мультфильма «Все профессии важны, все профессии
нужны» (проект «Навигатум», кинокомпания «Парамульт», 2014).
Тема 7. Какие бывают профессии? Предметы труда
Какие бывают профессии? Работа с людьми. Понятия «предмет труда» и «профессионально
важные качества». Классификация профессий по предмету труда. Профессии, в которых
предметом труда является человек: учитель, врач, продавец, парикмахер, библиотекарь, официант.
Выполнение заданий в рабочей тетради «Какого цвета профессия?», «Рассказ по картинке».
Просмотр и обсуждение мультфильма «Учительница» по стихотворению В. Малкова «Пришла
учительница в класс» (детская студия экранного творчества «Телескоп», 2012).
Какие бывают профессии? Работа с техникой. Понятие «техника».
Профессии, в которых предметом труда является техника: сантехник, строитель, нефтяник.
Выполнение заданий в рабочей тетради «Угадай профессию», «Закончи ряд». Просмотр и
обсуждение мультфильма «Фока — на все руки дока» (студия «Союзмультфильм», 1972).
Встреча с представителями профессии группы «Техника».
Какие бывают профессии? Предмет труда — природа. Профессии, в которых предметом
труда является природа (лесник, егерь, садовод). Понятие «природа». Выполнение заданий в
рабочей тетради «Назови одним словом», «Угадай по силуэту», «Угадай профессию», «Помоги
садоводу». Просмотр и обсуждение мультфильма «Чинк» по одноимённому рассказу Э. СетонТомпсона (студия «Союзмультфильм», 1992).
Экскурсия на тему «Предмет труда — природа» (в ветеринарную клинику, кинологический
клуб, зоопарк, на ферму, дельфинарий и т. д.).
Какие бывают профессии? Предмет труда — искусство. Понятия «искусство»,
«художественный образ», «талант». Профессии, в которых предмет труда — искусство: музыкант,
художник. Просмотр и обсуждение мультфильма «Иван Шишкин. Сказка о пропавших
медвежатах» (серия «Всемирная картинная галерея с тётушкой Совой», студия ООО «Маски»,
2008). Выполнение заданий в рабочей тетради «Угадай профессию», «Дорисуй фигуры». Чтение и
обсуждение евангельской притчи о талантах. Чтение и обсуждение стихотворения Р. Сефа
«Странное дело».
Встреча с представителями профессии в сфере искусства.
Игра «Какая профессия самая…?».
Тема 8. Результаты труда
Что такое результаты труда? Понятие «результат труда». Просмотр и обсуждение
мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Х.К. Андерсена
(студия «Киевнаучфильм», 1986). Выполнение заданий в рабочей тетради «Люди и вещи», «Пятый
лишний».
Игра «Профессия по ассоциации».
Раздел 3. Я выбираю профессию
Тема 9. Профессии наших родителей
Профессии моей семьи. Чтение и обсуждение стихотворения Г.Р. Граубина «Прадеды».
Понятие «условия труда». Выполнение задания в рабочей тетради «Дерево профессий».
Выставка рисунков «Дерево профессий моей семьи».
Тема 10. Профессия моей мечты

5
Какое дело мне по душе? Выполнение задания в рабочей тетради «Кем быть?» по методике
Е. А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник», адаптированной к младшему
школьному возрасту.
Моя будущая профессия. Игра «Аукцион профессий». Выполнение заданий в рабочей
тетради «Закончи предложения», «Нарисуй профессию своей мечты».
«Моя любимая профессия»: встречи с интересными людьми.
Подготовка и проведение праздника «Все профессии важны, все профессии нужны».
В качестве форм, в которых может быть реализована внеурочная деятельность закреплены
такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные
научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно
полезные практики.




















3.Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности «Тропинка в
профессию»
Личностные результаты
осознание младшими школьниками значимости труда и важности любой профессии;
развитие учебной мотивации, ассоциативного и логического мышления на материале,
связанном с миром профессий;
развитие целеустремлённости, инициативности, самостоятельности;
сформированность эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы в
соответствии с психолого-возрастными особенностями и интересами ребёнка к
профессионально-трудовой деятельности;
воспитание личностных качеств, необходимых в любой профессиональной деятельности
(трудолюбие, ответственность, аккуратность, дисциплинированность, доброжелательность,
реалистичная самооценка).
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных
наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной,
схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа,
сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений и выводов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при
наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения
природных явлений;
осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Ученик получит возможность научиться:
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных
источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую
(принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы),
создавать собственные;
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в
рамках урока или внеурочных занятиях.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

6
 аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные
для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства
для решения задач общения;
 вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять
совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы
взаимной помощи партнёрам по общению;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять
терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное
отношение к партнёрам;
Ученик получит возможность научиться:
 оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия,
полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
 планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела,
распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
 проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной
работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
 уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве,
стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
 участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему
(рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
 организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов
работ;
 принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных
действий;
 планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои
действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими,
экспериментальными задачами;
 действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
 контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
 оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их
устранения.
Ученик получит возможность научиться:
 оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или
иным знанием и умением по изучаемой теме;
 ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
 проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы
решения;
 адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и
обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Тропинка в
профессию» представлены с учетом специфики содержания предметных областей, к которым
имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:
Русскийязык:
 формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения при
помощисовременныхсредствустнойиписьменнойречи):созданиеустныхмонологическихвыс
казываний на основе жизненных наблюдений и личных впечатлений;
 участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями,
запросинформации,сообщениеинформации;

7
 обсуждениеичёткаяформулировкацели,планасовместнойгрупповойдеятельности;
 извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперированиеею,
свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в
томчислеинформационно-справочными системами в электронной форме;
Литература:
 овладениеумениемиспользоватьсловариисправочники,втомчислеинформационносправочныесистемывэлектроннойформе,подбиратьпроверенныеисточникивбиблиотечныхф
ондах,Интернетедлявыполненияучебнойзадачи;применятьИКТ,соблюдатьправилаинформа
ционнойбезопасности.
Внеурочные занятия «Тропинка в профессию» направлены на развитие внутренних
психологических ресурсов ребенка.
Внеурочные занятия «Тропинка в профессию» должны быть направлены на формирование
социальной сферы интересов личности ребёнка познакомить младших школьников с профессиями
взрослых людей и обеспечить пропедевтику профориентационной подготовки. Таким образом,
предлагаемая программа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на
профориентационное обучение.
4.Тематическое планирование
1.
Наименование
№
разделов и тем программы

1

Количес
тво
часов

Профессии, которые нас окружают

8
2

Мир труда и профессий

17
3

Я выбираю профессию

8
Общее количество часов

33

Электронный
(цифровые)
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».