МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17 ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» (МБОУ «СОШ-детский сад №17») РАССМОТРЕНА на заседании МО Протокол №1 от «26» августа 2024 г. Руководитель МО ________ О.В. Шевшун СОГЛАСОВАНА Зам. директора _______ Е.Л.Ли «26» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНА Директор ______ Е.М.Демидова Приказ № 460 /01-13 от «27» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» для 3 класса Составители: Коробчук Валерия Валерьевна, учитель начальных классов Куртумерова Лиля Энверовна, учитель начальных классов Дудченко Ирина Пантелеевна, учитель начальных классов Кузинина Елена Сергеевна, учитель начальных классов г. Евпатория, 2024 2 1.Пояснительная записка Целью изучения учебного предмета «Развитие речи» является развитие у обучающегося способствованию более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействию развития речи детей; совершенствование у них навыков лингвистического анализа, повышению уровня языкового развития, воспитание познавательного интереса к родному языку, решению проблем интеллектуального развития младших школьников. Задачами учебного предмета «Развития речи» являются: ⎯ обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; ⎯ создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; ⎯ формирование речевых интересов и потребностей младших школьников; Место предмета «Развитие речи» в учебном плане: в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Развитие речи» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. На изучение предмета «Развитие речи» в 3 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю). Для реализации программы используются учебник В.П. Канакина и В.Г.Горецкий «Русский язык. 3 класс, 2020 год. Рабочая программа учебного предмета «Развитие речи» составлена с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: - установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; - организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; - инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической 3 проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 2.Содержание учебного предмета «Развитие речи» Слово Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов. Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность. Предложение и словосочетание Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения. Текст Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций. Культура общения Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации. - многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы; - изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; - стили речи: разговорный и книжный; - распознавать типы текстов; - устанавливать связь предложений в тексте; распознавать стили речи; - выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте. 3.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Развитие речи» Личностные результаты Гражданско-патриотическое воспитание: 4 — становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственное воспитание: — освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; — осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; — выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетическое воспитание: — проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности познавательной деятельности: − ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; — овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; 5 — потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. Метапредметные результаты В результате изучения предмета «Развитие речи» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия: Овладение универсальными познавательными действиями: Базовые логические действия — сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; — объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; — определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам; — находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; — выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; — устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев; Базовые исследовательские действия — определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; — формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; — сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); — проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; Работа с информацией — выбирать источник получения информации; — согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; — соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными коммуникативными действиями: Общение — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; 6 — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; — признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументированно высказывать своё мнение; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); — готовить небольшие публичные выступления; — подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Овладение универсальными регулятивными действиями: Самоорганизация — планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; — выстраивать последовательность выбранных действий; Самоконтроль: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; — корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Совместная деятельность — формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; — принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; — ответственно выполнять свою часть работы; — оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Предметные результаты ⎯ знать многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы; ⎯ изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение ⎯ эпитеты; стили речи: разговорный и книжный; типы текстов; ⎯ уметь уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию); выразительно читать небольшой текст по образцу; определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения; ⎯ вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы; быть хорошим слушателем; определять лексическое значение слова; ⎯ отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений; редактировать предложения; определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова; сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности; распознавать типы текстов; ⎯ устанавливать связь предложений в тексте; распознавать стили речи; Программа направлена на достижение начального результата образования – развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Каждому учащемуся необходим личный творческий опыт, но также необходимо сотворчество в команде – совместная коллективная культурно-речевая деятельность, которая предусмотрена тематическим планом и может иметь разные формы организации. 7 Учебный материал разделен на тематические блоки, которые могут быть основанием для организации проектной деятельности, которая включает в себя как исследовательскую, так и культурно-речевую деятельность, а также презентацию результата. Программа по развитию речи устанавливает распределение учебного материала по классам, основанное на логике развития предметного содержания и учёте психологических и возрастных особенностей обучающихся. Программа по развитию речи предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию развития речи при условии сохранения обязательной части содержания учебного предмета. Содержание программы по развитию речи составлено таким образом, что достижение обучающимися как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в изучении русского языка на уровне начального общего образования и готовности обучающегося к дальнейшему обучению. Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная деятельность развивает устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка, формирует ответственность за сохранение чистоты русского языка. 4. Тематическое планирование № Наименование разделов и тем программы Количество часов Электронный (цифровые) образовательные ресурсы Слово 1.1 Многозначные слова. 1 1.2 Омонимы, омоформы омофоны. 1 1.3 Фразеологизмы. 1 1.4 Сравнения. 1 1.5 Олицетворение. 1 1.6 Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. 2 1.7 Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. 1 1.8 Откуда 1 1.9 Этимология. 1 1.10 Как тебя зовут? 2 1.11 Наши фамилии. 1 приходят слова. https://resh.edu.ru/ https://ja-uchenik.ru/detjam/ https://www.uchportal.ru/dir/5 https://resh.edu.ru/ https://ja-uchenik.ru/detjam/ https://www.uchportal.ru/dir/5 https://resh.edu.ru/ https://ja-uchenik.ru/detjam/ https://www.uchportal.ru/dir/5 https://resh.edu.ru/ https://ja-uchenik.ru/detjam/ https://www.uchportal.ru/dir/5 https://resh.edu.ru/ https://ja-uchenik.ru/detjam/ https://www.uchportal.ru/dir/5 https://resh.edu.ru/ https://ja-uchenik.ru/detjam/ https://www.uchportal.ru/dir/5 https://resh.edu.ru/ https://ja-uchenik.ru/detjam/ https://www.uchportal.ru/dir/5 https://resh.edu.ru/ https://ja-uchenik.ru/detjam/ https://www.uchportal.ru/dir/5 https://resh.edu.ru/ https://ja-uchenik.ru/detjam/ https://www.uchportal.ru/dir/5 https://resh.edu.ru/ https://ja-uchenik.ru/detjam/ https://www.uchportal.ru/dir/5 https://resh.edu.ru/ https://ja-uchenik.ru/detjam/ https://www.uchportal.ru/dir/5 8 1.12 Топонимы. 1 1.13 Устаревшие слова. 1 1.14 Устаревшие слова. 1 1.15 Сочинение по картине Васнецова «Богатыри». В.М. 1 https://resh.edu.ru/ https://ja-uchenik.ru/detjam/ https://www.uchportal.ru/dir/5 https://resh.edu.ru/ https://ja-uchenik.ru/detjam/ https://www.uchportal.ru/dir/5 https://resh.edu.ru/ https://ja-uchenik.ru/detjam/ https://www.uchportal.ru/dir/5 https://resh.edu.ru/ https://ja-uchenik.ru/detjam/ https://www.uchportal.ru/dir/5 Текст 2.1 Типы текстов. 2 2.2 Темы текстов. Опорные слова 1 2.3 Связь предложений в тексте. 1 2.4 Цепная связь предложений в тексте. 2 2.5 Параллельная связь предложений в тексте. 1 2.6 Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». 1 2.7 Единый временной план текста. 3 https://resh.edu.ru/ https://ja-uchenik.ru/detjam/ https://www.uchportal.ru/dir/5 https://resh.edu.ru/ https://ja-uchenik.ru/detjam/ https://www.uchportal.ru/dir/5 https://resh.edu.ru/ https://ja-uchenik.ru/detjam/ https://www.uchportal.ru/dir/5 https://resh.edu.ru/ https://ja-uchenik.ru/detjam/ https://www.uchportal.ru/dir/5 https://resh.edu.ru/ https://ja-uchenik.ru/detjam/ https://www.uchportal.ru/dir/5 https://resh.edu.ru/ https://ja-uchenik.ru/detjam/ https://www.uchportal.ru/dir/5 https://resh.edu.ru/ https://ja-uchenik.ru/detjam/ https://www.uchportal.ru/dir/5 Стили речи 3.1 Стили речи. 2 3.2 Культура общения. 1 3.3 Научный стиль. 1 3.4 Словари. 1 3.5 Проверь себя. 1 Общее количество часов 34 https://resh.edu.ru/ https://ja-uchenik.ru/detjam/ https://www.uchportal.ru/dir/5 https://resh.edu.ru/ https://ja-uchenik.ru/detjam/ https://www.uchportal.ru/dir/5 https://resh.edu.ru/ https://ja-uchenik.ru/detjam/ https://www.uchportal.ru/dir/5 https://resh.edu.ru/ https://ja-uchenik.ru/detjam/ https://www.uchportal.ru/dir/5 https://resh.edu.ru/ https://ja-uchenik.ru/detjam/ https://www.uchportal.ru/dir/5