Рабочая программа учебного предмета Развитие речи 3 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СОШ-детский сад №17»)
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
Протокол №1
от «26» августа 2024 г.
Руководитель МО
________ О.В. Шевшун

СОГЛАСОВАНА
Зам. директора
_______ Е.Л.Ли
«26» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор ______ Е.М.Демидова
Приказ № 460 /01-13
от «27» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
для 3 класса

Составители: Коробчук Валерия Валерьевна, учитель начальных классов
Куртумерова Лиля Энверовна, учитель начальных классов
Дудченко Ирина Пантелеевна, учитель начальных классов
Кузинина Елена Сергеевна, учитель начальных классов

г. Евпатория, 2024

2
1.Пояснительная записка
Целью изучения учебного предмета «Развитие речи» является развитие у
обучающегося способствованию более прочному и сознательному усвоению норм родного
языка, содействию развития речи детей; совершенствование у них навыков лингвистического
анализа, повышению уровня языкового развития, воспитание познавательного интереса к
родному языку, решению проблем интеллектуального развития младших школьников.
Задачами учебного предмета «Развития речи» являются:
⎯ обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса,
грамматических форм, синтаксических конструкций;
⎯ создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
⎯ формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
Место предмета «Развитие речи» в учебном плане: в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный
предмет «Развитие речи» входит в предметную область «Русский язык и литература» и
является обязательным для изучения. На изучение предмета «Развитие речи» в 3 классе
отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Для реализации программы используются учебник В.П. Канакина и В.Г.Горецкий
«Русский язык. 3 класс, 2020 год.
Рабочая программа учебного предмета «Развитие речи» составлена с учетом рабочей
программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей
к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической

3
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
2.Содержание учебного предмета «Развитие речи»
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально
окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства
языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять
значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять
его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью
толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники
пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую
принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов
и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и
восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План,
виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять
стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание
предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять
повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи
при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением.
Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение.
Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение,
эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
распознавать стили речи; - выделять многозначные слова, омонимы, омоформы,
омофоны, фразеологизмы в тексте.
3.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Развитие речи»
Личностные результаты
Гражданско-патриотическое воспитание:

4
— становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине,
проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации,
понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края,
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия
и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества
народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности
каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и
других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их
национальности, социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления
и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к
различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах
художественной деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической
оценки произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального
благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление
и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и
животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих
ей вред.
Ценности познавательной деятельности:
− ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа,
способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и
жизненных задач;

5
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии
средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и
художественной литературы, творчества писателей.
Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Развитие речи» в начальной школе у обучающихся
будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
Овладение универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений,
устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать
произведения по темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию,
отзыв по предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и
художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков
героев;
Базовые исследовательские действия
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое,
причина – следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
Работа с информацией
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию
в соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
Общение
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;

6
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
Самоорганизация
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; — корректировать
свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные проектные
задания с опорой на предложенные образцы.
Предметные результаты
⎯ знать многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
⎯ изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения,
олицетворение
⎯ эпитеты; стили речи: разговорный и книжный; типы текстов;
⎯ уметь уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях
(жесты, мимика, телодвижения, интонацию); выразительно читать небольшой текст по
образцу; определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
⎯ вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать,
прощаться, используя соответствующие этикетные формы; быть хорошим слушателем;
определять лексическое значение слова;
⎯ отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
редактировать предложения; определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в
тексте опорные слова; сочинять на основе данного сюжета, используя средства
выразительности; распознавать типы текстов;
⎯ устанавливать связь предложений в тексте; распознавать стили речи;
Программа направлена на достижение начального результата образования – развитие
личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого
развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так
и в групповой форме. Каждому учащемуся необходим личный творческий опыт, но также
необходимо сотворчество в команде – совместная коллективная культурно-речевая
деятельность, которая предусмотрена тематическим планом и может иметь разные формы
организации.

7
Учебный материал разделен на тематические блоки, которые могут быть основанием
для организации проектной деятельности, которая включает в себя как исследовательскую,
так и культурно-речевую деятельность, а также презентацию результата.
Программа по развитию речи устанавливает распределение учебного материала по
классам, основанное на логике развития предметного содержания и учёте психологических и
возрастных особенностей обучающихся.
Программа по развитию речи предоставляет возможности для реализации различных
методических подходов к преподаванию развития речи при условии сохранения обязательной
части содержания учебного предмета.
Содержание программы по развитию речи составлено таким образом, что достижение
обучающимися как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает
преемственность и перспективность в изучении русского языка на уровне начального общего
образования и готовности обучающегося к дальнейшему обучению.
Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная
деятельность развивает устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка,
формирует ответственность за сохранение чистоты русского языка.
4. Тематическое планирование
№

Наименование разделов и тем
программы

Количество
часов

Электронный (цифровые)
образовательные ресурсы

Слово
1.1

Многозначные слова.

1

1.2

Омонимы, омоформы омофоны.

1

1.3

Фразеологизмы.

1

1.4

Сравнения.

1

1.5

Олицетворение.

1

1.6

Изобразительно-выразительные
средства языка. Эпитеты.

2

1.7

Слова нейтральные и эмоционально
окрашенные.

1

1.8

Откуда

1

1.9

Этимология.

1

1.10

Как тебя зовут?

2

1.11

Наши фамилии.

1

приходят слова.

https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5

8
1.12

Топонимы.

1

1.13

Устаревшие слова.

1

1.14

Устаревшие слова.

1

1.15

Сочинение по картине
Васнецова «Богатыри».

В.М.

1

https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5

Текст
2.1

Типы текстов.

2

2.2

Темы текстов. Опорные слова

1

2.3

Связь предложений в тексте.

1

2.4

Цепная связь предложений в тексте.

2

2.5

Параллельная связь предложений в
тексте.

1

2.6

Сочинение по картине В.Е. Маковского
«Свидание».

1

2.7

Единый временной план текста.

3

https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5

Стили речи
3.1

Стили речи.

2

3.2

Культура общения.

1

3.3

Научный стиль.

1

3.4

Словари.

1

3.5

Проверь себя.

1

Общее количество часов

34

https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».