Рабочая программа учебного предмета Развитие речи 1 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СОШ-детский сад №17»)
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
Протокол №1
от «26» августа 2024 г.
Руководитель МО
________ О.В. Шевшун

СОГЛАСОВАНА
Зам. директора
_______ Е.Л.Ли
«26» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор ______ ДемидоваЕ.М.
Приказ № 460/01-13
от «27» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
для 1 класса

Составители: Козленко Юлия Владимировна, учитель начальных классов
Краснощек Наталья Борисовна, учитель начальных классов
Романчук Полина Евгеньевна, учитель начальных классов
Яшкина Евгения Викторовна, учитель начальных классов

г. Евпатория, 2024г.

2

1.Пояснительная записка
Целью изучения учебного предмета «Развитие речи» является
способствование более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействие
развитию речи детей; совершенствование у них навыки лингвистического анализа, повышение
уровня языкового развития школьников; воспитание познавательного интереса к родному
языку, интеллектуальное развитие младших школьников.
Учебный предмет «Развитие речи » позволяет показать учащимся начальной школы, как
увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение
для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.
Задачами учебного предмета «Развитие речи » являются:
− обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса,
грамматических форм, синтаксических конструкций;
− создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
− формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Место предмета «Развитие речи » в учебном плане: в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный
предмет «Развитие речи » входит в предметную область «Речь» и является обязательным для
изучения. На изучение предмета «Развитие речи» в 1 классе отводится 33 часа в год (1 час в
неделю).
Для реализации программы используется учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого
«Русский язык» 1 класс, 2023 год.
Рабочая программа учебного предмета «Развитие речи» составлена с учетом рабочей
программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
− установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
− побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
− привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
− использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
− применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми; включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию

3

позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
− организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
− инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей
точки зрения.
2.Содержание рабочей программы «Развитие речи»
Речь
Речь и ее значение в жизни. Техника речи. Речь. Устная и письменная речь. Особенности
устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Умение регулировать громкость речи, темп речи,
пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по
образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
Слово
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные
слова. Слова – «родственники». Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы) Слова
– «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова,
противоположные по смыслу (антонимы). Умение выделить слова – «родственники» среди
других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», установить общность их
значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность
написания слов – «родственников». Умение определить лексическое значение слова (в том
числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение
многозначного слова по предметным картинкам, контексту. Умение выделить синонимы,
антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову. Умение отличить слова –
«родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым
сходством.
Текст
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не
объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная
мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное
составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам.
Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.
Культура общения
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова –
выражения приветствия, прощания.
Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения,
благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.
3.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Развитие речи »
Личностные результаты:
− ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
− осознание роли речи в общении людей;

4

− понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
− устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса
развития речи;
− уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию
речи;
− интерес к изучению языка.
Гражданское воспитание
− становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине,
проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской
Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
− осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края,
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе
восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и
творчества народов России;
− первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание
− освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого
человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других
моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их
национальности, социального статуса, вероисповедания;
− осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
− выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
− неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание
− проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к
различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных
видах художественной деятельности;
− приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической
оценки произведений фольклора и художественной литературы;
− - понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
Ценности познавательной деятельности
− ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа,
способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
− овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных
задач;
− потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности,

5

любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и
художественной литературы, творчества писателей.
Экологическое воспитание
− бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и
животных, отражённых в литературных произведениях;
− неприятие действий, приносящих ей вред.
Трудовое воспитание
− осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении модуля:
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия
− сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений,
устанавливать аналогии;
− объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
− определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения
по темам, жанрам и видам;
− находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
− выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
− устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного
текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
− определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных учителем вопросов;
− формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
− сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
− проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина –
следствие);
− формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
− прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
Работа с информацией
− выбирать источник получения информации;
− согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
− распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;

6

− соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
− анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
− самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение
− воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
− проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога
и дискуссии;
− признавать возможность существования разных точек зрения;
− корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
− строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
− создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
− готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация
− планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
− выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль;
− устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
− корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
−
−
−
−
−

вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

− быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
− оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
− адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач;
− владеть монологической и диалогической формами речи.
− быть хорошим слушателем;
− определять лексическое значение слова;
− отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
− редактировать предложения;
− определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
− сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
− распознавать типы текстов;
− устанавливать связь предложений в тексте; распознавать стили речи.
Программа «Развитие речи» позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и
навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий
полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать,
общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные
решения.

7

Программа «Развитие речи» имеет научно-познавательное направление. Она позволяет
показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов
родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных
интересов как основы внеурочной деятельности.
Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность:
использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок,
скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование
культуры общению
Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная
деятельность, в процессе которой активизируется мыслительной деятельности учащихся
4.Тематическое планирование
№

Наименование разделов и тем программы

1

Речь

Количес
тво
часов
2

2

Слово
15

3

Культура общение
5

4

Текст
11
Общее количество часов

33

Электронный (цифровые)
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».