Рабочая программа учебного предмета ОРКиСЭ 4 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СОШ-детский сад №17»)
РАССМОТРЕНА
на заседании ШМО
Протокол №1
от « 26 » августа 2024 г.
Руководитель МО
__________ О.В. Шевшун

СОГЛАСОВАНА
Зам. директора
________ Е.Л. Ли
« 26 » августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор ______ Е.М.Демидова
Приказ № 460/01-13
от « 27 » августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
для 4 класса
на 2024/2025 учебный год

Составители: Демидова Елена Михайловна, учитель

2
1. Пояснительная записка
Целью изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании и уважении культурныхи религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений.
Задачами учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
являются:
– знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по
выбору родителей
– (законных представителей);
– развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в
жизни личности, семьи, общества;
– обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы
личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей
семьи;
– развитие
способностей,
обучающихся
к
общению
в
политичной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного
уважения и диалога.
Место предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в учебном плане. В
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» и
является обязательным для изучения. На изучение предмета Основы религиозных культур и
светской этики (Модуль «Основы православной культуры») в 4 классе отводится 34 часа в
год (1 час в неделю).
Для реализации программы используется учебник:
- А.В.Кураев «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной
культуры. 4 класс», 2020 год.
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской
этики» (Модуль «Основы православной культуры») составлена с учетом рабочей программы
воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
– установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
– побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
– привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
– использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
– применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где

3
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
– включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
– организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
– инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования
и отстаивания своей точки зрения.
2. Содержание модуля «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во
что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило
нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески,
церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа России.
Россия — наша Родина
Россия — многонациональное государство. Духовный мир человека. Культурные
традиции. Культурное многообразие России. Народы и религии в России. Традиционные
религии народов России.
Культура и религия
Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Что такое
культура? Что такое религия? Как человек создаёт культуру. Истоки русской культуры — в
православной религии.
Во что верят православные христиане
Бог — Творец, который создал весь мир и человеческий род. Бог есть Любовь. Бог и
человек. Вера в Бога и её влияние на поступки людей. Что такое православие. Бог-Троица.
Что значит молиться. Кто такие святые. Священное Предание. Священное Писание христиан
— Библия. Ветхий и Новый Заветы в Библии.
Добро и зло в православной традиции
Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добро. Зло. Грех. Работа
совести. Покаяние. Десять ветхозаветных заповедей, данных Богом Моисею. Заповеди
Иисуса Христа — Заповеди Блаженств, их содержание и соотношение с Десятью
заповедями. Кто для христиан ближний, любовь к ближним. «Золотое правило
нравственности» в православной культуре. Святость в православной традиции, святые.
Отношение к труду. Долг и ответственность
Долг и ответственность. Заповеди Творца Прародителям. Отношение к труду в
Православии. Уважение к труду. Совесть. Нравственный долг и ответственность человека в
православной традиции
Милосердие и сострадание

4
Милосердие и сострадание в православной христианской традиции. Особенности
христианской морали, отношение к личным врагам. Христианское милосердие. Милосердие
к животным. Деятельное сострадание людям, нуждающимся.
Православие в России
Крещение Руси. Святые равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир
Креститель. Развитие право распространение христианства на Руси. Святая Русь. Русские
святые. Православие в русской культуре, в современной России.
Православный храм и другие святыни
Православный храм — его устройство и убранство. Алтарь, Царские врата, иконостас,
притвор. Нормы поведения в православном храме. Миряне и священнослужители.
Богослужение в храме. Таинства Церкви. Монастыри, монашество.
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы,
фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники
Христианская символика. Крест Христов. Православная художественная культура.
Православная икона, виды икон. Церковное пение. Церковное прикладное искусство.
Православный календарь. Праздники и посты в православном календаре.
Двунадесятые праздники. Воскресение Христово (Пасха). Рождество Христово. Праздники
святым
Христианская семья и её ценности
Семья в православной традиции — Малая Церковь. Таинство Венчания. Любовь в
отношениях родителей, членов семьи. Взаимное прощение и терпение членов семьи.
Семейные традиции, праздники. Образцы православной семьи, отношений в семье
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России
Служение человека обществу, Родине. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России. Война справедливая — оборонительная. Святые
защитники Отечества.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных
культур и светской этики»
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4
классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
– понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство
гордости за свою Родину;
– формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою
этническую и национальную принадлежность;
– понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознавать ценность человеческой жизни;
– понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности,
семьи, общества;
– осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не
исповедовать никакой религии;
– строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации:
умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение,
независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
– соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском
обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к
представителям разного вероисповедания;
– строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в
повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении,
желание при необходимости прийти на помощь;

5
– понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре,
стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и
действий, оскорбляющих других людей;
– понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты
– овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
– формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и
находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить
соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта
характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
– совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных
технологий
для
решения
различных
коммуникативных и познавательных задач;
– совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
– овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
– овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
– совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности,
умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о
распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Овладение универсальными познавательными действиями:
− ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества – мораль,
этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых
в разных религиях (в пределах изученного);
− использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской
этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
− применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать,
анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического
материала;
− признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои
суждения, приводить убедительные доказательства;
− выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
− воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её
принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
− использовать разные средства для получения информации в соответствии с
поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);

6
− находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных
информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого
входа);
− анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с
помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
− Овладение универсальными коммуникативными действиями:
− использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч,
сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки
жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого
этикета;
− соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и
высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с
учётом особенностей участников общения;
− создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа
и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и
светской этике.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
− проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении
учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать
состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для
здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;
− проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении;
− анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного
отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой
деятельности);
− выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям:
одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости,
жадности, нечестности, зла;
− проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание
больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
− выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам,
корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к
своей работе, объективно их оценивать;
− владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
− готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
Предметные результаты
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры»
должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
– выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
– выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования
и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
– выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;

7
– рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в
выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре,
традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание,
ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом,
спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и
Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять
«золотое правило нравственности» в православной христианской традиции;
– первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций православной этики;
– раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке,
Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
– рассказывать о Священном Писании Церкви — Библии (Ветхий Завет, Новый Завет,
Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях,
богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств
Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в
православной традиции;
– рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм,
притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами
и священнослужителями;
– рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение
Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
– раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери,
братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных
ценностей;
– распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл
(православный крест) и значение в православной культуре;
– рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи;
выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
– излагать основные исторические сведения о возникновении православной
религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль
православия в становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе
(храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и
представлению её результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно
своей совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального,
гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России;
приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; —
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие,
ислам, буддизм, иудаизм;

8
– выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции.
Программа по основам религиозных культур и светской этики предоставляет
возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию при
условии сохранения обязательной части содержания учебного предмета.
Содержание программы по основам религиозных культур составлено таким образом,
что достижение обучающимися как личностных, так и метапредметных результатов
обеспечивает преемственность и перспективность в изучении на уровне начального общего
образования и готовности обучающегося к дальнейшему обучению.
Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная
социокультурная деятельность развивает устойчивый познавательный интерес к изучению
основам религиозных культур и светской этики.
4. Тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

Россия — наша Родина
Культура и религия. Введение в православную
духовную традицию
Во что верят православные христиане
Добро и зло в православной традиции. Золотое
правило нравственности. Любовь к ближнему

1

5

Отношение к труду. Долг и ответственность

2

6

Милосердие и сострадание

2

7

Православие в России

5

8

Православный храм и другие святыни

3
6

9

Символический язык православной культуры:
христианское искусство (иконы, фрески,
церковное пение, прикладное искусство),
православный календарь. Праздники

10

Христианская семья и её ценности

3

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального
народа России
Общее количество часов

2

1
2
3
4

11

2

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

4
4

34

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».