МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17 ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» (МБОУ «СОШ-детский сад №17») РАССМОТРЕНА на заседании ШМО Протокол №1 от « 26 » августа 2024 г. Руководитель МО __________ О.В. Шевшун СОГЛАСОВАНА Зам. директора ________ Е.Л. Ли « 26 » августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНА Директор ______ Е.М.Демидова Приказ № 460/01-13 от « 27 » августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» для 4 класса на 2024/2025 учебный год Составители: Демидова Елена Михайловна, учитель 2 1. Пояснительная записка Целью изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурныхи религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачами учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» являются: – знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей – (законных представителей); – развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества; – обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; – развитие способностей, обучающихся к общению в политичной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Место предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в учебном плане. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» и является обязательным для изучения. На изучение предмета Основы религиозных культур и светской этики (Модуль «Основы православной культуры») в 4 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю). Для реализации программы используется учебник: - А.В.Кураев «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс», 2020 год. Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (Модуль «Основы православной культуры») составлена с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: – установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; – побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; – привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; – использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; – применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где 3 полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; – включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; – организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; – инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 2. Содержание модуля «Основы православной культуры» Россия — наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Россия — наша Родина Россия — многонациональное государство. Духовный мир человека. Культурные традиции. Культурное многообразие России. Народы и религии в России. Традиционные религии народов России. Культура и религия Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Что такое культура? Что такое религия? Как человек создаёт культуру. Истоки русской культуры — в православной религии. Во что верят православные христиане Бог — Творец, который создал весь мир и человеческий род. Бог есть Любовь. Бог и человек. Вера в Бога и её влияние на поступки людей. Что такое православие. Бог-Троица. Что значит молиться. Кто такие святые. Священное Предание. Священное Писание христиан — Библия. Ветхий и Новый Заветы в Библии. Добро и зло в православной традиции Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добро. Зло. Грех. Работа совести. Покаяние. Десять ветхозаветных заповедей, данных Богом Моисею. Заповеди Иисуса Христа — Заповеди Блаженств, их содержание и соотношение с Десятью заповедями. Кто для христиан ближний, любовь к ближним. «Золотое правило нравственности» в православной культуре. Святость в православной традиции, святые. Отношение к труду. Долг и ответственность Долг и ответственность. Заповеди Творца Прародителям. Отношение к труду в Православии. Уважение к труду. Совесть. Нравственный долг и ответственность человека в православной традиции Милосердие и сострадание 4 Милосердие и сострадание в православной христианской традиции. Особенности христианской морали, отношение к личным врагам. Христианское милосердие. Милосердие к животным. Деятельное сострадание людям, нуждающимся. Православие в России Крещение Руси. Святые равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир Креститель. Развитие право распространение христианства на Руси. Святая Русь. Русские святые. Православие в русской культуре, в современной России. Православный храм и другие святыни Православный храм — его устройство и убранство. Алтарь, Царские врата, иконостас, притвор. Нормы поведения в православном храме. Миряне и священнослужители. Богослужение в храме. Таинства Церкви. Монастыри, монашество. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники Христианская символика. Крест Христов. Православная художественная культура. Православная икона, виды икон. Церковное пение. Церковное прикладное искусство. Православный календарь. Праздники и посты в православном календаре. Двунадесятые праздники. Воскресение Христово (Пасха). Рождество Христово. Праздники святым Христианская семья и её ценности Семья в православной традиции — Малая Церковь. Таинство Венчания. Любовь в отношениях родителей, членов семьи. Взаимное прощение и терпение членов семьи. Семейные традиции, праздники. Образцы православной семьи, отношений в семье Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России Служение человека обществу, Родине. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Война справедливая — оборонительная. Святые защитники Отечества. 3. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» Личностные результаты В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: – понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину; – формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; – понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни; – понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; – осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии; – строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму; – соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания; – строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь; 5 – понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; – понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты – овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; – формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; – совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; – совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; – овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; – овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; – совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Овладение универсальными познавательными действиями: − ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества – мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного); − использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление); − применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала; − признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства; − выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Работа с информацией: − воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике; − использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео); 6 − находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); − анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность. − Овладение универсальными коммуникативными действиями: − использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета; − соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения; − создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике. Овладение универсальными регулятивными действиями: − проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения; − проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении; − анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности); − выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла; − проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета. Совместная деятельность: − выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать; − владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты; − готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией. Предметные результаты Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося: – выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; – выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; – выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; 7 – рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; – раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции; – первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики; – раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви; – рассказывать о Священном Писании Церкви — Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции; – рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями; – рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста; – раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей; – распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православный крест) и значение в православной культуре; – рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами; – излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; – первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; – приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести; – выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; — называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; 8 – выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции. Программа по основам религиозных культур и светской этики предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию при условии сохранения обязательной части содержания учебного предмета. Содержание программы по основам религиозных культур составлено таким образом, что достижение обучающимися как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в изучении на уровне начального общего образования и готовности обучающегося к дальнейшему обучению. Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная деятельность развивает устойчивый познавательный интерес к изучению основам религиозных культур и светской этики. 4. Тематическое планирование № Наименование разделов и тем программы Количество часов Россия — наша Родина Культура и религия. Введение в православную духовную традицию Во что верят православные христиане Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему 1 5 Отношение к труду. Долг и ответственность 2 6 Милосердие и сострадание 2 7 Православие в России 5 8 Православный храм и другие святыни 3 6 9 Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники 10 Христианская семья и её ценности 3 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России Общее количество часов 2 1 2 3 4 11 2 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ 4 4 34 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/