МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД № 17 ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» (МБОУ «СОШ-детский сад №17») РАССМОТРЕНА на заседании ШМО Протокол № 1 от «25» августа 2023 г. Руководитель ШМО ________ О. В. Шевшун СОГЛАСОВАНА Зам. директора _______ Е.Л. Ли «28» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНА Директор _____ А.П.Киселев Приказ № 560/01-13 от «28» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» для 3 класса на 2023/2024 учебный год Составители: Вознюк Ольга Александровна, учитель начальных классов Шевшун Олеся Васильевна, учитель начальных классов Самединова Эмине Эльдаровна, учитель начальных классов Василенко Татьяна Александровна, учитель начальных классов Сварчевская Ксения Владимировна, учитель начальных классов 2 1. Пояснительная записка Целью изучения учебного предмета «Технология» является успешная социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений, представленных в содержании учебного предмета. Задачами учебного предмета «Технология» являются: – формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культуры человека; – становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и профессиях; – формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема); – формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений; – развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через формирование практических умений; – расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и умений в практической деятельности; – развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения практических заданий; – развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской деятельности; – воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире; – развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности; – воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации; – становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы; – воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей. Место предмета «Технология» в учебном плане: в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Технология» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. На изучение предмета «Технология» в 3 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю). Для реализации программы используется учебник Е. А. Лутцевой, Т. П. Зуева., Технология. 3 класс, 2020г. Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: – установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; – побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; 3 – привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; – использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; – применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; – включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; – организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; – инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 2. Содержание учебного предмета «Технология» Технологии, профессии и производства Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях. Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства. Современные производства и профессии, связанные с обработкой материалов, аналогичных используемым на уроках технологии. Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению. Стилевая гармония в предметном ансамбле; гармония предметной и окружающей среды (общее представление). Мир современной техники. Информационно-коммуникационные технологии в жизни современного человека. Решение человеком инженерных задач на основе изучения природных законов – жёсткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник как устойчивая геометрическая форма и др.). Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов и идей для технологий будущего. Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества; распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель/лидер и подчинённый). Технологии ручной обработки материалов Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических материалов. Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных видах изделий; сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала (например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и др.). Выбор материалов по их декоративнохудожественным и технологическим свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило и др.); называние и выполнение приёмов их 4 рационального и безопасного использования. Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка материалов; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление объёмных изделий из развёрток. Преобразование развёрток несложных форм. Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый, тонкий, цветной и др.). Чтение и построение простого чертежа/эскиза развёртки изделия. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решение задач на внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз. Выполнение измерений, расчётов, несложных построений. Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение отверстий шилом. Технология обработки текстильных материалов. Использование трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий. Использование вариантов строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и др.) и/или петельной строчки для соединения деталей изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление швейных изделий из нескольких деталей. Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов в одном изделии. Конструирование и моделирование Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе наборов «Конструктор» по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративнохудожественным). Способы подвижного и неподвижного соединения деталей набора «Конструктор», их использование в изделиях; жёсткость и устойчивость конструкции. Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений, технических устройств, бытовых конструкций. Выполнение заданий на доработку конструкций (отдельных узлов, соединений) с учётом дополнительных условий (требований). Использование измерений и построений для решения практических задач. Решение задач на мысленную трансформацию трёхмерной конструкции в развёртку (и наоборот). Информационно-коммуникативные технологии Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др. Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет1, видео, DVD). Работа с текстовым редактором Microsoft Word или другим. 3.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» Личностные результаты В результате изучения предмета «Технология» на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты. – первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; – уважительное отношение к труду и творчеству мастеров; – осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственное отношение к сохранению окружающей среды; – понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире; – чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов; – проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды; 5 – эстетические чувства – эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры; – проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; – мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности; – проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами; – готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности. Метапредметные результаты Освоение универсальными познавательными действиями: – ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях; – осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков; – сравнивать группы объектов/изделий, выделять в них общее и различия; – делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного характера) по изучаемой тематике; – использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности; – комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей; – понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности. – осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей; – анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме; выполнять действия моделирования, работать с моделями; – использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач; – следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках. Освоение универсальными коммуникативными действиями: – вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге; – создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий декоративно-прикладного искусства народов России; – строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания; – объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия. Освоение универсальными регулятивными действиями: – рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы); 6 – выполнять правила безопасности труда при выполнении работы; – планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью; – устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов; – выполнять действия контроля и оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; – проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы; – организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя/лидера и подчинённого; осуществлять продуктивное сотрудничество; – проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания; оказывать при необходимости помощь; – понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения; предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности. Программа по окружающему миру предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию окружающего мира при условии сохранения обязательной части содержания учебного предмета. Содержание программы по окружающему миру составлено таким образом, что достижение обучающимися как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в изучении окружающего мира на уровне начального общего образования и готовности обучающегося к дальнейшему обучению. Предметные результаты – понимать смысл понятий «чертёж развёртки», «канцелярский нож», «шило», «искусственный материал»; – выделять и называть характерные особенности изученных видов декоративноприкладного искусства, профессии мастеров прикладного искусства (в рамках изученного); – узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространённые в крае ремёсла; – называть и описывать свойства наиболее распространённых изучаемых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и др.); – читать чертёж развёртки и выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль); – узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая); – безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом; – выполнять рицовку; – выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными строчками; – решать простейшие задачи технико-технологического характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции в соответствии с новыми/дополненными требованиями; использовать комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с технической или декоративно-художественной задачей; – понимать технологический и практический смысл различных видов соединений в технических объектах, простейшие способы достижения прочности конструкций; использовать их при решении простейших конструкторских задач; – конструировать и моделировать изделия из разных материалов и наборов «Конструктор» по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям; – изменять конструкцию изделия по заданным условиям; – выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции; 7 – называть несколько видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся); – понимать назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации; – выполнять основные правила безопасной работы на компьютере; – использовать возможности компьютера и информационно-коммуникационных технологий для поиска необходимой информации при выполнении обучающих, творческих и проектных заданий; – выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений. Программа по технологии устанавливает распределение учебного материала по классам, основанное на логике развития предметного содержания и учёте психологических и возрастных особенностей обучающихся. Программа по технологии предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию технологии при условии сохранения обязательной части содержания учебного предмета. Содержание программы по технологии составлено таким образом, что достижение обучающимися как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в изучении технологии на уровне начального общего образования и готовности обучающегося к дальнейшему обучению. Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная деятельность, в процессе которой обучающиеся участвуют в оформлении общешкольных событий и праздников, в организации выставок детского художественного творчества, в конкурсах, посещают музеи декоративно-прикладного творчества. 4. Тематическое планирование № Наименование модулей 1 2 3 4 Технологии, профессии и производства Технологии ручной обработки материалов Конструирование и моделирование Информационно-коммуникативные технологии Всего Количество часов 8 10 12 4 34 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы http://school-collektion.edu/ru http://school-collektion.edu/ru http://school-collektion.edu/ru http://school-collektion.edu/ru