РП Музыка 2 класс - МБОУ СОШ-детский сад №17

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СОШ-детский сад №17»)
РАССМОТРЕНА
на заседании ШМО
Протокол №1
от «25» августа 2023 г.
Руководитель ШМО
_______С.О. Назаренко

СОГЛАСОВАНА
Зам. директора
________ Е.Н. Джус
«28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор
_________А.П.Киселев
Приказ № 560/01-13
от «28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА»
для 2 класса
на 2023/2024 учебный год

Составитель: Кривенко Наталия Владимировна, учитель музыки

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке на уровне начального общего образования составлена
на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы»,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в
федеральной рабочей программе воспитания.
Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания,
развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных,
метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство»
(Музыка).
Общая характеристика учебного предмета «Музыка»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным
способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего
школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного
мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо
заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о
многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и
общества.
Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты
музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее
достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.).
При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является
практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах,
различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности
происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных
жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством
явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий
композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень
содержания обучения не является главным. Значительно более важным является
формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и
чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе
музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев)
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем
произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для
формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём.
Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара,
который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный
уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и
художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность,
рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит
игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных
приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных
фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям,

направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка,
композиционных принципов.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Музыка»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников
признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в
образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и
воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического
комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического
восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество,
духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого
человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по
следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и
познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения
музыкального искусства как универсального языка общения, художественного
отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации
к музицированию
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в
искусстве.
2.Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация
взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы
музицирования.
3.Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов.
Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт
эмоционального переживания.
4.Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и
регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления
и продуктивного воображения.
5.Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной
деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное
моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6.Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая
природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7.Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение
интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры.
8.Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной
культуре других стран, культур, времён и народов

Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область
«Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4
класс включительно.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного
материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам
компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной
программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения
предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного
обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных
действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный
язык» и др.
Для реализации программы используется учебник авторов Е.Д. Критской, Г.П.
Сергеевой, Т.С. Шмагина, Музыка. 2 класс –нач.школа -7 из-е - Москва, «Просвещение»,
2011
На изучение предмета Музыка во 2 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю)
согласно Учебному плану МБОУ «СОШ – детский сад №17»
Формы учёта рабочей программы воспитания
в рабочей программе
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена с учетом рабочей
программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления

человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: музыкальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения, выступления на сцене с творческими номерами.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного
общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы,
урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
- знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов
республик Российской Федерации и других стран мира;
- проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной
культуры народов России;
- знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную
культуру;
- интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры;
- стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
- осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших
произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в
соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них;
- активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников
творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в
качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных
ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей
этики и эстетики;

- придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при
подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
Эстетического воспитания:
-восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в
окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе;
-осознание ценности творчества, таланта;
-осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
-стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
-ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной, социальной, культурной средой;
-овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства
интонируемого смысла;
- овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом
материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической,
публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства,
использование доступного объёма специальной терминологии.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт
восприятия произведений искусства;
-соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе
музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности;
-умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния,
в том числе в процессе повседневного общения;
-сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека.
Трудового воспитания:
-установка на посильное активное участие в практической деятельности;
-трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к
практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;
-уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
-повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
-участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
-освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы,
сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
-стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и
сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными
навыками в сфере музыкального и других видов искусства;
-смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства
нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий,

обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и
социума;
-способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения
их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и
навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к
победе.
Метапредметные результаты
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия
-сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры;
- устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального
звучания по определённому признаку;
-определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка,
произведения, исполнительские составы и др.);
-находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях
музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным
материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
-выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для
Решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и
исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
-на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и
желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных
музыкально-исполнительских навыков;
-с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых
упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности,
ситуации совместного музицирования;
-сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи,
выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
-проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями
(часть — целое, причина — следствие);
-формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового
эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
-прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных
явлений в различных условиях
Работа с информацией:
-выбирать источник получения информации;
-согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
-распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
Основании предложенного учителем способа её проверки;
-соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети
Интернет;
-анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в

соответствии с учебной задачей;
-анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному
учителем алгоритму;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации
2.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
-воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
-выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
-передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание,
выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
-осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи,
понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении
Вербальная коммуникация:
-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения в знакомой среде;
-проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
-признавать возможность существования разных точек зрения;
-корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
-создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
-готовить небольшие публичные выступления;
-подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления
Совместная деятельность (сотрудничество):
-стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного
восприятия, исполнения музыки;
-переключаться между различными формами коллективной, групповой и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее
эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
-формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
-ответственно выполнять свою часть работы;
-оценивать свой вклад в общий результат;
-выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные
образцы
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
-планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
-выстраивать последовательность выбранных действий Самоконтроль:
-устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
-корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения,
эмоционального душевного равновесия и т д )
Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у
обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной
деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном
ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету
«Музыка»:
-с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных
инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре,
концертном зале;
-сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
-осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать
музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся,
аргументировать свой выбор;
-имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой
деятельности в различных смежных видах искусства;
-с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
-стремятся к расширению своего музыкального кругозора
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка»,
сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль № 1 «Музыкальная грамота»:
-классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие,
громкие,
низкие, высокие;
-различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм,
мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
-различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства
и различия музыкальных и речевых интонаций;
-различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
-понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые
музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо,
вариации;
-ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
-исполнять и создавать различные ритмические рисунки; —исполнять песни с
простым мелодическим рисунком
Модуль № 2 «Народная музыка России»:
-определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к
родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
-определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
-группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения:
духовые, ударные, струнные;
-определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к
композиторскому или народному творчеству;
-различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и
коллективов народных и академических;

-создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении
народной песни;
-исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без
сопровождения;
-участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной,
танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров
Модуль № 3 «Музыка народов мира»:
-различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки
других стран;
-определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам
духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
-различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в
сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных
традиций и жанров);
-различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные),
вычленять и называть типичные жанровые признаки
Модуль № 4 «Духовная музыка»:
-определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки,
характеризовать её жизненное предназначение;
-исполнять доступные образцы духовной музыки;
-уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной
музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно
региональной религиозной традиции)
Модуль № 5 «Классическая музыка»:
-различать на слух произведения классической музыки, называть автора и
произведение, исполнительский состав;
-различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш),
вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях
композиторов-классиков;
-различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и
симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить
примеры;
-исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторовклассиков;
-воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать
эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои
впечатления от музыкального восприятия;
-характеризовать выразительные средства, использованные композитором для
создания музыкального образа;
-соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на
основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств
Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»:
-иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры,
стремиться к расширению музыкального кругозора;
-различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений,
исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе
эстрады, мюзикла, джаза и др );
-анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие
основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкальновыразительными средствами при исполнении;
-исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру
звука.

Модуль № 7 «Музыка театра и кино»:
-определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет,
оперетта, мюзикл);
-различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т д),
узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их
авторов;
-различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры
человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
-отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их
роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр,
хореограф, певец, художник и др
Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»:
-исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять
песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной
природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
-воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать
обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с
движением), декламационность, эпос (связь со словом);
-осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать
прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению
эстетических потребностей
3. Содержание учебного предмета «Музыка»
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Музыкальные пейзажи
Образы природы в музыке.
Настроение музыкальных пейзажей.
Чувства человека, любующегося природой.
Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно
передать словами
Музыкальные портреты
Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи.
«Портреты», выраженные в музыкальных интонациях
Танцы, игры и веселье
Музыка — игра звуками.
Танец — искусство и радость движения.
Примеры популярных танцев
Главный музыкальный символ
Гимн России — главный музыкальный символ нашей страны.
Традиции исполнения Гимна России.
Другие гимны
Искусство времени
Музыка — временно́е искусство.
Погружение в поток музыкального звучания.
Музыкальные образы движения, изменения и развития
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Мелодия. Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии,
скачки.
Песня Куплетная форма. Запев, припев.
Мелодический рисунок.
Сопровождение.
Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш.

Тональность. Гамма
Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2—3
знаков при ключе)
Интервалы
Понятие музыкального интервала. Тон, полутон.
Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава.
Диссонансы: секунда, септима
Вариации
Варьирование как принцип развития.
Вариации. Музыкальный язык Темп, тембр.
Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.).
Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.)
Лад. Понятие лада.
Семиступенные лады мажор и минор.
Краска звучания. Ступеневый состав
Модуль "КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА"
Композиторы — детям.
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др.
Понятие жанра.
Песня, танец, марш.
Музыкальные инструменты.
Фортепиано. Рояль и пианино.
История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано).
«Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор)
Музыкальные инструменты.
Скрипка, виолончель. Певучесть тембров струнных смычковых инструментов.
Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку.
Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.
Программная музыка.
Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный
эпиграф.
Симфоническая музыка
Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов.
Симфония, симфоническая картина.
Модуль "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА"
Звучание храма
Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.).
Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов
Песни верующих
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих.
Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Русский фольклор
Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.).
Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки)
Русские народные музыкальные инструменты
Народные музыкальные инструменты
(балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши.
Плясовые мелодии
Народные праздники
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере

одного или нескольких народных праздников
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов
Собиратели фольклора.
Народные мелодии в обработке композиторов.
Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества
Модуль "МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО"
Музыкальная сказка на сцене, на экране
Характеры персонажей, отражённые в музыке.
Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль
Театр оперы и балета
Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера.
Главные герои и номера оперного спектакля
Ария, хор, сцена, увертюра — оркестровое вступление.
Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов

4.
№

Тематическое планирование
Наименование разделов и тем
Количество
программы
часов
Музыка в жизни человека

1.1

Музыкальные пейзажи

1

1.2

Музыкальные портреты

1

1.3

Танцы, игры и веселье

1

1.4

Главный музыкальный символ

1

2.1

Мелодия. Песня

2.2
2.4

Сопровождение
Тональность. Гамма

Музыкальная грамота
1
1
1
Классическая музыка
2

3.1

Композиторы — детям.

3.2

Европейские композиторы классики

1

3.3

Русские композиторы-классики

1

3.4

4.1

Музыкальные
инструменты.
1
Фортепиано
Музыкальные инструменты.
1
Скрипка. Виолончель
Духовная музыка
Звучание храма
1

4.2

Песни верующих

3.5

1

Электронный (цифровые)
образовательные ресурсы

https://yandex.ru/video/preview/1769
6865712808556161
https://vk.com/wall193187167_14306
https://uchitelya.com/nachalnayashkola/164623-konspekt-urokapesni-tancy-i-igry-russkogo-naroda2-klass.html
https://prezentacii.org/konspekty/kon
spekty-po-muzyke/3862-konspekturoka-po-muzyke-glavnaya-pesnyastrany-gimn-2-klass.html
https://yandex.ru/video/preview/5731
393915600268584
https://urok.1sept.ru/articles/651502
https://multiurok.ru/files/muzykalnyi-urok-gamma.html
https://primdou74.ru/public/users/99
3/JPG/211020191953_1.pdf
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/muzyka/2015/12/24/puteshest
vie-po-muzykalnoy-evrope
https://www.дши2.рф/russkiekompozitory.htm
https://yandex.ru/video/preview/3935
009508693606306
https://yandex.ru/video/preview/1337
2561156058333059
https://yandex.ru/video/preview/3487
639529487330418
https://yandex.ru/video/preview/5516

61769165506380
5.1

6.1
6.2
6.3

6.4

7.1

8.1
8.2
8.3

9.1

9.2

10.1

10.2

11.1

Интервалы

Музыкальная грамота
1

https://multiurok.ru/files/znakomstvo
-s-intervalami-urok-s-prezentatsieivo-2.html
Народная музыка России
Русский фольклор
2
https://yandex.ru/video/preview/1757
7268011958615214
Русские
народные
музыкальные 2
https://yandex.ru/video/preview/1446
инструменты
3590709698011672
Народные праздники
2
https://infourok.ru/konspekt-urokapo-muzyke-na-temu-russkienarodnye-prazdniki-2-klass4047897.html
Фольклор
в
творчестве 1
https://yandex.ru/video/preview/3140
профессиональных музыкантов
443964036245823
Музыкальная грамота
Вариации
1
https://easyen.ru/load/muzyka/raznoe
/prezentacija_mnogoobrazie_v_edins
tve_variacii/32-1-0-74126
Музыка театра и кино
Музыкальная сказка на сцене и на 2
https://urok.1sept.ru/articles/573153
экране
Театр оперы и балета
1
https://yandex.ru/video/preview/7788
961109839321242
Опера. Главные герои и номера 2
https://multiurok.ru/files/priezientatsi
оперного спектакля.
ia-k-uroku-v-opiernomtieatrie.html?login=ok
Классическая музыка
Программная музыка
1
https://multiurok.ru/files/konspiekturoka-proghrammnaiamuzyka.html?reg=ok
Симфоническая музыка
1
https://kopilkaurokov.ru/muzika/urok
i/kuda_viediet_nas_piesnia_simfonic
hieskaia_muzyka
Музыкальная грамота
Музыкальный язык
1
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/muzyka/2014/07/04/muzykaln
aya-rech-i-muzykalnyy-yazyk
Лад
1
https://multiurok.ru/files/prezentatsii
a-k-uroku-po-muzyke-vo-2-klasselad-ma.html
Музыка в жизни человека
Искусство времени
1
https://www.youtube.com/watch?v=1
XFOFT37dzQ
Общее количество часов
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».