РП Музыка 1 класс - МБОУ СОШ-детский сад №17

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СОШ-детский сад №17»)
РАССМОТРЕНА
на заседании ШМО
Протокол №1
от «25» августа 2023 г.
Руководитель ШМО
________ О.В. Шевшун

СОГЛАСОВАНА
Зам. директора
_______ Е.Л. Ли
«28 » августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор ______ Киселев А.П.
Приказ №560/01-13
от «28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА»
для 1 класса
на 2023/2024 учебный год

Составители: Самохина Екатерина Александровна, учитель начальных классов
Лесь Анна Владимировна, учитель начальных классов
Коваль Валерия Сергеевна, учитель начальных классов
Умерова Анна Ленуровна, учитель начальных классов

2
1. Пояснительная записка
Целью изучения учебного предмета «Музыка» является формирование музыкальной
культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно
отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего
поколения.
Задачами учебного предмета «Музыка» являются:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к
музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств:
любви к ближнему, своему народу, Родине;
- уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на
основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и
жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности; • развитие
образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного,
прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной
культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного
словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования,
хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в
различных видах музыкальной деятельности.
Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане: в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство» и является
обязательным для изучения. На изучение предмета Музыка в 1 классе отводится 33 часа в год
(1 час в неделю).
Для реализации программы используется учебник авторов Е.Д. Критской, Г.П.
Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка» 1 класс, 2023 год.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена с учетом рабочей
программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;

3
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей
к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
2. Содержание учебного предмета «Музыка»
Музыка в жизни человека
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление
человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и
характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах
музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их
разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт,
сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное
творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды,
скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах.
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и
изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и
мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник
музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп,
динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её
эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности
музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как
способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки —
сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем,
художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания
произведений. Формы одно-, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной
жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца.
Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры.
Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы,
звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная,
хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский,
мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой,
народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных
стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.
Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и
музыкальный язык.

4
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного курса «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов
фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской
православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей, религиозных
конфессий;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка — ориентация в культурном многообразии
окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания
содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения
результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной
музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка
своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкальных текстов различных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих
направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной и письменной
форме;

5
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления
аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных
сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные
ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты:
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкальнотворческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном
развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду)
музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору,
музыке религиозной традиции, классической и современной, — понимать содержание,
интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Программа по музыке устанавливает распределение учебного материала по классам,
основанное на логике развития предметного содержания и учёте психологических и
возрастных особенностей обучающихся.
Программа по музыке предоставляет возможности для реализации различных
методических подходов к преподаванию музыки при условии сохранения обязательной части
содержания учебного предмета.
Содержание программы по музыке составлено таким образом, что достижение
обучающимися как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает
преемственность и перспективность в изучении музыки на уровне начального общего
образования и готовности обучающегося к дальнейшему обучению.
Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная
деятельность развивает устойчивый познавательный интерес к изучению музыки, формирует
ответственность за сохранение чистоты русского языка.
4. Тематическое планирование
№

Наименование разделов и тем
программ

Количество Электронный (цифровые)
часов
образовательные ресурсы

Музыка-вокруг нас
1. 1

Красота и вдохновение в музыке. Весь
мир звучит

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

1.2

Образы природы в музыке. Осень

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

1.3

Русские народные песни

1

https://resh.edu.ru/

6
https://uchi.ru/
1.4

Детский фольклор (игровые, заклички,
потешки, считалки, прибаутки)

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

1.5

Народные музыкальные инструменты

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

1.6

Инструментальные наигрыши.
Плясовые мелодии

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

1.7

Русские народные сказания, былины

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

1.8

Сказки и легенды о музыке и музыкантах

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

1.9

Композиторы – детям. Звукоряд

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

1.10

Песня, танец, марш. Ритм

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

1.11

Оркестр. Ритмический рисунок

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

1.12

Жанр концерта

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

1.13

Флейта

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

1.14

Музыка для флейты

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

1.15

Песни верующих. Высота звуков

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

1.16

Музыкальные традиции малой Родины

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

О России петь – что стремиться в храм
2.1

Песни,
обряды,
музыкальные
инструменты родного края

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

2.2

Русские народные песни разных жанров

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

2.3

Детский фольклор

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

2.4

Образы природы в музыке. Утро. Вечер

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

2.5

Образы природы в музыке. Зима. Весна

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

7
2.6

Музыкальные портреты

2.7

Музыка,
праздника

2.8

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

Музыка в цирке, на уличном шествии,
спортивном празднике

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

2.9

Военная тема в музыкальном искусстве

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

2.10

Фольклор и музыкальные
Белоруссии, Украины

традиции

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

2.11

Фольклор и
Прибалтики

традиции

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

2.12

Детская музыка П. И. Чайковского

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

2.13

Понятие жанра. Песня, танец, марш

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

2.14

Фортепиано

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

2.15

Скрипка. Виолончель

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

2.16

Музыкальная сказка на сцене, на экране

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

2.17

Итоговый урок

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

создающая

музыкальные

настроение

Общее количество часов

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».