РП ОРКиСЭ 4 класс - МБОУ СОШ-детский сад №17

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СОШ-детский сад №17»)
РАССМОТРЕНА
на заседании ШМО
Протокол №1
от «25» августа 2023 г.
Руководитель ШМО
__________ О.В. Шевшун

СОГЛАСОВАНА
Зам. директора
________ Е.Л. Ли
«28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор ______ А.П. Киселев
Приказ № 560/01-13
от «28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
для 4 класса
на 2023/2024 учебный год

Составители: Козленко Юлия Владимировна, учитель начальных классов
Краснощек Наталья Борисовна, учитель начальных классов
Олейник Светлана Михайловна, учитель начальных классов
Романчук Полина Евгеньевна, учитель начальных классов
Яшкина Евгения Викторовна, учитель начальных классов

2
1. Пояснительная записка
Целью изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению,
основанному
на
знании
и
уважении
культурныхи
религиозных
традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений.
Задачами учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» являются:
– знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору
родителей
– (законных представителей);
– развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни
личности, семьи, общества;
– обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с
учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
– развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой
и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Место предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в учебном плане: в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» и является
обязательным для изучения. На изучение предмета Основы религиозных культур и светской этики
(Модуль «Основы православной культуры») в 4 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Для реализации программы используется учебник О.Ю. Васильева, А. С. Кульберг, О.В.
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»,2021 год.
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской
этики»составлена с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного
учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся:
– установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
– побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
– привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
– использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
– применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;

3
– включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
– организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
– инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
2. Содержание модуля «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что
верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило
нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и
сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык
православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное
искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и
уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа
России.
Россия — наша Родина
Россия — многонациональное государство. Духовный мир человека. Культурные традиции.
Культурное многообразие России. Народы и религии в России. Традиционные религии народов
России.
Культура и религия
Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Что такое культура?
Что такое религия? Как человек создаёт культуру. Истоки русской культуры — в православной
религии.
Во что верят православные христиане
Бог — Творец, который создал весь мир и человеческий род. Бог есть Любовь. Бог и
человек. Вера в Бога и её влияние на поступки людей. Что такое православие. Бог-Троица. Что
значит молиться. Кто такие святые. Священное Предание. Священное Писание христиан —
Библия. Ветхий и Новый Заветы в Библии.
Добро и зло в православной традиции
Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добро. Зло. Грех. Работа совести.
Покаяние. Десять ветхозаветных заповедей, данных Богом Моисею. Заповеди Иисуса Христа —
Заповеди Блаженств, их содержание и соотношение с Десятью заповедями. Кто для христиан
ближний, любовь к ближним. «Золотое правило нравственности» в православной культуре.
Святость в православной традиции, святые.
Отношение к труду. Долг и ответственность
Долг и ответственность. Заповеди Творца Прародителям. Отношение к труду в
Православии. Уважение к труду. Совесть. Нравственный долг и ответственность человека в
православной традиции
Милосердие и сострадание
Милосердие и сострадание в православной христианской традиции. Особенности
христианской морали, отношение к личным врагам. Христианское милосердие. Милосердие к
животным. Деятельное сострадание людям, нуждающимся.
Православие в России

4
Крещение Руси. Святые равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир Креститель.
Развитие право распространение христианства на Руси. Святая Русь. Русские святые. Православие
в русской культуре, в современной России.
Православный храм и другие святыни
Православный храм — его устройство и убранство. Алтарь, Царские врата, иконостас,
притвор. Нормы поведения в православном храме. Миряне и священнослужители. Богослужение в
храме. Таинства Церкви. Монастыри, монашество.
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески,
церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники
Христианская символика. Крест Христов. Православная художественная куль- тура.
Православная икона, виды икон. Церковное пение. Церковное прикладное искусство.
Православный календарь. Праздники и посты в право- славном календаре. Двунадесятые
праздники. Воскресение Христово (Пасха). Рождество Христово. Праздники святым
Христианская семья и её ценности
Семья в православной традиции — Малая Церковь. Таинство Венчания. Любовь в
отношениях родителей, членов семьи. Взаимное прощение и терпение членов семьи. Семейные
традиции, праздники. Образцы православной семьи, отношений в семье
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России
Служение
человека
обществу,
Родине.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России. Война справедливая — оборонительная. Святые
защитники Отечества.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных
культур и светской этики»
Личностные результаты.
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4
классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
– понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за
свою Родину;
– формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою
этническую и национальную принадлежность;
– понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознавать ценность человеческой жизни;
– понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи,
общества;
– осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не
исповедовать никакой религии;
– строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения
договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от
принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
– соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском
обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к
представителям разного вероисповедания;
– строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной
жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при
необходимости прийти на помощь;
– понимать необходимость обогащать свои знания о духовноэ-нравственной культуре,
стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий,
оскорбляющих других людей;
– понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:

5
Метапредметные результаты начальной образовательной программы, формируемые при
изучении:
– овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности,
поиска оптимальных средств их достижения;
– формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие
коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
– совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных
ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
– совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
– овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
– овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения
определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении
ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Овладение универсальными познавательными действиями:
− ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества – мораль,
этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в
разных религиях (в пределах изученного);
− использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике
(наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
− применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать,
анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;
− признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои
суждения, приводить убедительные доказательства;
− выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
− воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её
принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
− использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной
учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
− находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных
информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого
входа);
− анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью
учителя, оценивать её объективность и правильность.
− Овладение универсальными коммуникативными действиями:

6
использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч,
сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки
жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
− соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и
высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом
особенностей участников общения;
− создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и
оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской
этике.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
− проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении
учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние
своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и
жизни ситуации и способы их предупреждения;
− проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении;
− анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения
к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
− выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять
нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности,
нечестности, зла;
− проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание
больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
− выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно
высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе,
объективно их оценивать;
− владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить;
терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
− готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному
материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
Предметные результаты:
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны
обеспечивать следующие достижения обучающегося:
– выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности;
– выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и
роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
– выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
– рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в
выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре,
традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность,
послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное
содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей
Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило
нравственности» в православной христианской традиции;
−

7
– первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и
других людей) с позиций православной этики;
– раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине
мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе
Христе как Спасителе, Церкви;
– рассказывать о Священном Писании Церкви — Библии (Ветхий Завет, Новый Завет,
Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях,
богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения,
Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;
– рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор,
алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и
священнослужителями;
– рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово и
Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
– раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и
ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам,
старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей;
– распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православный
крест) и значение в православной культуре;
– рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи;
выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
– излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной
традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в
становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного
исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри,
святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы
религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей
совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения
человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского
общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к
Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества
последователей традиционных религий; — называть традиционные религии в России (не
менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
– выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой
жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции.
Программа по основам религиозных культур и светской этики предоставляет возможности
для реализации различных методических подходов к преподаванию при условии сохранения
обязательной части содержания учебного предмета.
Содержание программы по основам религиозных культур составлено таким образом, что
достижение
обучающимися
как
личностных,
так
и метапредметных результатов
обеспечивает преемственность и перспективность в изучении на уровне начального общего
образования и готовности обучающегося к дальнейшему обучению.
Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная
деятельность развивает устойчивый познавательный интерес к изучению основам религиозных
культур и светской этики.

8
4. Тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

Россия — наша Родина
Культура и религия. Введение в православную
духовную традицию
Во что верят православные христиане
Добро и зло в православной традиции. Золотое
правило нравственности. Любовь к ближнему

1

5

Отношение к труду. Долг и ответственность

2

6

Милосердие и сострадание

2

7

Православие в России

5

8

Православный храм и другие святыни

3
6

9

Символический язык православной культуры:
христианское искусство (иконы, фрески,
церковное пение, прикладное искусство),
православный календарь. Праздники

10

Христианская семья и её ценности

3

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального
народа России
Общее количество часов

2

1
2
3
4

11

2

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

4
4

34

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».