РП Развитие речи 3 класс - МБОУ СОШ-детский сад №17

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СОШ-детский сад №17»)
РАССМОТРЕНА
на заседании ШМО
Протокол №1
от «25» августа 2023 г.
Руководитель ШМО
________ О.В. Шевшун

СОГЛАСОВАНА
Зам. директора
_______ Е.Л.Ли
«28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор ______ Киселев А.П.
Приказ № 560/01-13
от «28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
для 3 класса
на 2023/2024 учебный год

Составители: Вознюк Ольга Александровна, учитель начальных классов
Сварчевская Ксения Владимировна, учитель начальных классов
Самединова Эмине Эльдаровна, учитель начальных классов
Василенко Татьяна Александровна,учитель начальных классов
Шевшун Олеся Васильевна,учитель начальных классов

2
1. Пояснительная записка
Целью изучения учебного предмета «Развитие речи» является развитие у
обучающегося способствованию более прочному и сознательному усвоению норм родного
языка, содействию развития речи детей; совершенствование у них навыков лингвистического
анализа, повышению уровня языкового развития, воспитание познавательного интереса к
родному языку, решению проблем интеллектуального развития младших школьников.
Задачами учебного предмета «Развития речи» являются:
 обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса,
грамматических форм, синтаксических конструкций;
 создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
 формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
Место предмета «Развитие речи» в учебном плане: в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный
предмет «Развитие речи» входит в предметную область «Русский язык и литература» и
является обязательным для изучения. На изучение предмета «Развитие речи» в 3 классе
отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Для реализации программы используются учебник В.П. Канакина и В.Г.Горецкий
«Русский язык. 3 класс, 2020 год.
Рабочая программа учебного предмета «Развитие речи» составлена с учетом рабочей
программы воспитания. Воспитательный
потенциал
данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей
к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической

3
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
2. Содержание учебного предмета «Развитие речи»
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально
окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства
языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять
значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять
его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью
толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники
пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую
принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов
и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и
восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План,
виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять
стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание
предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять
повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи
при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением.
Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение.
Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение,
эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
распознавать стили речи; - выделять многозначные слова, омонимы, омоформы,
омофоны, фразеологизмы в тексте.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Развитие речи»
Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине,
проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации,
понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

4
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края,
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия
и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества
народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности
каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и
других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их
национальности, социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления
и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к
различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах
художественной деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической
оценки произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального
благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление
и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и
животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих
ей вред.
Ценности познавательной деятельности:
 ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа,
способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и
жизненных
задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии
средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности,

5
любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и
художественной литературы, творчества писателей.
Метапредметные результаты:
В результате изучения предмета «Развитие речи» в начальной школе у обучающихся
будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
Овладение универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений,
устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать
произведения по темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию,
отзыв по предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и
художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков
героев;
Базовые исследовательские действия
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое,
причина – следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
Работа с информацией
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию
в соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
Общение
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;

6
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту

выступления.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
Самоорганизация
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
—
выстраивать последовательность выбранных действий;
Самоконтроль:
—
устанавливать
причины
успеха/неудач
учебной
деятельности; — корректировать свои учебные действия для
преодоления ошибок.
Совместная деятельность
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные
проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Предметные результаты:
 знать многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
 изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение
 эпитеты; стили речи: разговорный и книжный; типы текстов;
 уметь уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях
(жесты, мимика, телодвижения, интонацию); выразительно читать небольшой текст по
образцу; определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
 вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать,
прощаться, используя соответствующие этикетные формы; быть хорошим
слушателем; определять лексическое значение слова;
 отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
редактировать предложения; определять по заголовку, о чем говорится в тексте,
выделять в тексте опорные слова; сочинять на основе данного сюжета, используя
средства выразительности; распознавать типы текстов;
 устанавливать связь предложений в тексте; распознавать стили речи;
Программа направлена на достижение начального результата образования –
развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности,
творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в
индивидуальной, так и в групповой форме. Каждому учащемуся необходим личный
творческий опыт, но также необходимо сотворчество в команде – совместная
коллективная культурно-речевая деятельность, которая предусмотрена тематическим
планом и может иметь разные формы организации.

7
Учебный материал разделен на тематические блоки, которые могут быть
основанием для организации проектной деятельности, которая включает в себя как
исследовательскую, так и культурно-речевую деятельность, а также презентацию
результата.
Программа по развитию речи устанавливает распределение учебного материала по
классам, основанное на логике развития предметного содержания и учёте психологических и
возрастных особенностей обучающихся.
Программа по развитию речи предоставляет возможности для реализации различных
методических подходов к преподаванию развития речи при условии сохранения обязательной
части содержания учебного предмета.
Содержание программы по развитию речи составлено таким образом, что достижение
обучающимися как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает
преемственность и перспективность в изучении русского языка на уровне начального общего
образования и готовности обучающегося к дальнейшему обучению.
Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная
деятельность развивает устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка,
формирует ответственность за сохранение чистоты русского языка.
4. Тематическое планирование
№

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

Электронный (цифровые)
образовательные ресурсы

Слово
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6

1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6

Многозначные слова.
Омонимы, омоформы омофоны.
Фразеологизмы.
Сравнения.
Олицетворение.
Изобразительно-выразительные средства
языка.
Эпитеты.
Слова нейтральные и эмоционально
окрашенные.
Откуда приходят слова.
Этимология.
Как тебя зовут?
Наши фамилии.
Топонимы.
Устаревшие слова.
Сочинение по картине В.М. Васнецова
«Богатыри».
Проверочная работа.
Текст
Типы текстов.
Темы текстов. Опорные слова
Связь предложений в тексте.
Цепная связь предложений в тексте.
Параллельная связь предложений в тексте.
Сочинение по картине В.Е. Маковского
«Свидание».

1
1
1
1
1
2

https://edsoo.ru/
https://edsoo.ru/
https://edsoo.ru/
https://edsoo.ru/
https://edsoo.ru/
https://edsoo.ru/

1

https://edsoo.ru/

1
1
2
1
1
1
1

https://edsoo.ru/
https://edsoo.ru/
https://edsoo.ru/
https://edsoo.ru/
https://edsoo.ru/
https://edsoo.ru/
https://edsoo.ru/

1

https://edsoo.ru/

2
1
1
2
1
1

https://edsoo.ru/
https://edsoo.ru/
https://edsoo.ru/
https://edsoo.ru/
https://edsoo.ru/
https://edsoo.ru/

8
2.7

Единый временной план текста.

3

https://edsoo.ru/

2
1
1
1
1
34

https://edsoo.ru/
https://edsoo.ru/
https://edsoo.ru/
https://edsoo.ru/
https://edsoo.ru/

Стили речи
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5

Стили речи.
Культура общения.
Научный стиль.
Словари.
Проверь себя.
Общее количество часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».