РП Изобразительное искусство 1 класс - МБОУ СОШ-детский сад №17

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СОШ-детский сад №17»)
РАССМОТРЕНА
на заседании ШМО
Протокол №1
от «25» августа 2023 г.
Руководитель ШМО
__________ О.В.Шевшун

СОГЛАСОВАНА
Зам. директора
________ Е.Л. Ли
«28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор ______ А.П. Киселев
Приказ № 560/01-13
от «28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
для 1 класса
на 2023/2024 учебный год

Составители: Самохина Екатерина Александровна, учитель начальных классов
Лесь Анна Владимировна, учитель начальных классов
Коваль Валерия Сергеевна, учитель начальных классов
Умерова Анна Ленуровна, учитель начальных классов

2
1. Пояснительная записка
Целью изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» является
формировании художественной культуры обучающихся, развитии художественно-образного
мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения
начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого
потенциала обучающихся.
Программа по изобразительному искусству направлена на развитие духовной культуры
обучающихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к
действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной
деятельности в жизни людей.
Содержание программы по изобразительному искусству охватывает все основные виды
визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы
графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства,
архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия
природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков,
художественному восприятию предметно-бытовой культуры.
Задачами учебного предмета «Изобразительное искусство» являются:
- формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной
культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах
предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане: в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и
является обязательным для изучения. На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 1
классе отводится 33 часа в год (1 час в неделю).
Для реализации программы используется учебник Л. А. Неменская «Изобразительное
искусство» 1 класс, 2023 год.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена с
учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного
предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;

3
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей
к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
2. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Графика
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального
формата листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного
рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое – длинное. Развитие – навыка видения
соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование
навыка видения целостности. Цельная форма и её части.
Живопись
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки
работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом.
Навыки смешения красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в
изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие
навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён
года. Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Скульптура
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (например, черепашки, ёжика, зайчика). Приёмы
вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных
художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя
с учётом местных промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания,
складывания.
Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Декоративно-прикладное искусство
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе
фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности.
Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного
искусства.

4
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты
геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение
работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при
составлении узора крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных
художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору
учителя с учётом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и
аппликации.
Оригами – создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.
Архитектура
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по
фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых
геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей;
использование приёма симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из
бумаги, картона или пластилина.
Восприятие произведений искусства
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и
эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни
человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения
(установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок
учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с
картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В.М. Васнецова и другие по
выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и
творческих практических задач – установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта
обучающихся и оценка эмоционального содержания произведений.
Азбука цифровой графики
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных
впечатлений.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой
теме.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное
искусство»
Личностные результаты.
Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству на
уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

уважение и ценностное отношение к своей Родине – России;

5

ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуальноличностные позиции и социально значимые личностные качества;

духовно-нравственное развитие обучающихся;

мотивация к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному
участию в социально значимой деятельности;

позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям
искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма,
уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других
народов.
Патриотическое воспитание - осуществляется через освоение обучающимися
содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном,
декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает
патриотизм в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности
конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание - осуществляется через развитие чувства личной
причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся
к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию
особенностей жизни разных народов и красоты их эстетических идеалов. Коллективные
творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой
деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной
ответственности.
Духовно-нравственное воспитание - является стержнем художественного развития
обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовнонравственный поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего
мира обучающегося и развитие его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия
искусством помогают обучающемуся обрести социально значимые знания. Развитие
творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и
члена общества.
Эстетическое воспитание - важнейший компонент и условие развития социально
значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и
безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию
ценностных ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, в стремлении к их
пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности - воспитываются как эмоционально
окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков
восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой
деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий
культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание - происходит в процессе художественно-эстетического
наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических
чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание - осуществляется в процессе личной художественно-творческой
работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального,
практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая
инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать
с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу – обязательные
требования к определённым заданиям по программе.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения начальной образовательной программы,
формируемые при изучении модуля:
Овладение универсальными познавательными действиями

6
- проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения
выразительных свойств различных художественных материалов;
- проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного
выполнения художественных заданий; проявлять исследовательские и аналитические
действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений
изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
- использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и
состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
-анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и
предметно-пространственную среду жизни человека;
- формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим
учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;
- использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и
декоративных композиций;
- классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по
назначению в жизни людей;
- классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве
инструмента анализа содержания произведений;
- ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
- понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор
зритель), между поколениями, между народами;
- вести диалог и участвовать в обсуждении, проявляя уважительное отношение
противоположным мнениям, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения,
выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимание обсуждаемого явления;
- находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта
интересов в процессе совместной художественной деятельности;
- демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;
- анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их
содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
- признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать,
понимать намерения и переживания свои и других людей;
- взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель
совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять
поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего
результата.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
- внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
- соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
- уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок
в окружающем пространстве и проявляя бережное отношение к используемым материалам;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата.
Предметные результаты:
К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству:
Графика

Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в
самостоятельной творческой работе в условиях урока.

Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе
знакомства со средствами изобразительного языка.

7

Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт
обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.

Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.

Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать
пространственные величины.

Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения
изображения на листе.

Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для
выполнения соответствующих задач рисунка.

Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей
практической художественной деятельности.

Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с
позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке
содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала).
Живопись

Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.

Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные
представления, которые рождает каждый цвет.

Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение
с опорой на опыт жизненных ассоциаций.

Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения
красок и получения нового цвета.

Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные
впечатления, организованные педагогом.
Скульптура

Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных
образных объёмных форм в природе (например, облака, камни, коряги, формы плодов).

Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать
представления о целостной форме в объёмном изображении.

Овладевать первичными навыками бумагопластики – создания объёмных форм
из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания.
Декоративно-прикладное искусство

Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры
узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры,
сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного
искусства.

Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные,
геометрические, анималистические.

Учиться использовать правила симметрии в своей художественной
деятельности

Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции
(стилизованной: декоративный цветок или птица).

Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.

Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных
художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с
учётом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам
игрушки выбранного промысла.

Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления
общего праздника.
Архитектура

8

Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по
фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные
части рассматриваемых зданий.

Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных
простых геометрических тел.

Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в
форме коллективной игровой деятельности.

Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и
первичные навыки анализа его строения.
Восприятие произведений искусства

Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций
их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также
соответствия учебной задаче, поставленной учителем.

Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе
эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя.

Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни
человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки).

Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения
архитектурных построек.

Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой
картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт
восприятия картин со сказочным сюжетом (В.М. Васнецова и других художников по выбору
учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например,
натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса).

Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских
книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Азбука цифровой графики
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного
наблюдения природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан
снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.
Программа направлена на достижение основного результата образования — развитие
личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого
развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Программа по изобразительному искусству устанавливает распределение учебного
материала по классам, основанное на логике развития предметного содержания и учёте
психологических и возрастных особенностей обучающихся.
Программа по изобразительному искусству предоставляет возможности для
реализации различных методических подходов к преподаванию русского языка при условии
сохранения обязательной части содержания учебного предмета.
Содержание программы по изобразительному искусству составлено таким образом, что
достижение обучающимися как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает
преемственность и перспективность в изучении изобразительного искусства на уровне
начального общего образования и готовности обучающегося к дальнейшему обучению.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так
и в групповой форме. Каждому учащемуся необходим личный творческий опыт, но также
необходимо сотворчество в команде – совместная коллективная художественная
деятельность, которая предусмотрена тематическим планом и может иметь разные формы
организации.

9
4. Тематическое планирование
№

Наименование разделов и тем
Количеств
программы
о часов
Ты учишься изображать

1.1

Все дети любят рисовать

1

1.2

Изображения всюду вокруг нас

1

1.3
1.4

Материалы для уроков изобразительного
искусства
Мастер Изображения учит видеть

1

1.5

Изображать можно пятном

1

1.6

Изображать можно в объеме

1

1.7

Изображать можно линией

1

1.8

Разноцветные краски

1

1.9

Изображать можно и то, что невидимо

1

1.10

Художники и зрители

1

2.1

Мир полон украшений

1

2.2

Красоту нужно уметь замечать

1

2.3

Цветы

1

2.4

Узоры на крыльях

1

2.5

Красивые рыбы

1

2.6

Украшения птиц

1

2.7

Узоры, которые создали люди

1

2.8

Как украшает себя человек

1

2.9

1

3.1

Мастер Украшения помогает сделать
праздник
Ты строишь
Постройки в нашей жизни

3.2

Дома бывают разными

1

3.3

Домики, которые построила природа

1

Электронный (цифровые)
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

Ты украшаешь

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

10
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8

4.1

4.2
4.3
4.4
4.5
4.6

Снаружи и внутри

1

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
Строим город
1
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
Всё имеет своё строение
1
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
Строим вещи
1
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
Город, в котором мы живём
1
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Три Брата-Мастера всегда трудятся
1
https://resh.edu.ru/
вместе
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
Праздник птиц
1
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
Разноцветные жуки
1
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
Сказочная страна
1
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
Времена года
1
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
Здравствуй, лето!
1
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
Общее количество часов
33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».