РП Окружающий мир 3 класс - МБОУ СОШ-детский сад №17

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД № 17
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СОШ-детский сад №17»)
РАССМОТРЕНА
на заседании ШМО
Протокол № 1
от «25» августа 2023 г.
Руководитель ШМО
________ О. В. Шевшун

СОГЛАСОВАНА
Зам. директора
_______ Е.Л. Ли
«28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор _____ А.П.Киселев
Приказ № 560/01-13
от «28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
для 3 класса
на 2023/2024 учебный год

Составители: Самединова Эмине Эльдаровна, учитель начальных классов
Сварчевская Ксения Владимировна, учитель начальных классов
Вознюк Ольга Александровна, учитель начальных классов
Шевшун Олеся Васильевна, учитель начальных классов
Василенко Татьяна Александровна, учитель начальных классов

2
1. Пояснительная записка
Целью изучения учебного предмета «Окружающий мир» является формирование
целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рациональнонаучного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта
общения с людьми и природой;духовно-нравственное развитие и воспитание личности
гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского
общества.
Задачами учебного предмета «Окружающий мир» являются:
– формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
– осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нём;
– формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
– формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане: в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный
предмет «Окружающий мир» входит в предметную область «Обществознание и
естествознание» и является обязательным для изучения.
На изучение предмета
«Окружающий мир» в 3 классе отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).
Для реализации программы используется учебник А.А. Плешакова,» Окружающий
мир (в 2 частях). 3 класс», 2020г.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена с учетом
рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
– установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
– побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
– привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
– использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
– применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
– включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

3
– организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
– инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
2. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны
друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская
Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная
символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы
России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным
символам России. Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и
расходы семьи. Уважение к семейным ценностям. Правила нравственного поведения в
социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями
здоровья, забота о них. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей
родного края, их профессии. Страны и народы мира. Памятники природы и культуры –
символы стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество.
Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный
газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами,
жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для
растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в
природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды
в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их
значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Почва, её состав, значение для живой
природы и хозяйственной жизни человека. Первоначальные представления о бактериях.
Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие
растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды.
Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений
в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия,
необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений,
фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе
наблюдений. Охрана растений. Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла
организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы,
птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для
жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их
названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Природные сообщества: лес, луг,
пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных;
животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные
сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений).
Правила нравственного поведения в природных сообществах. Человек – часть природы.

4
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная,
пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические
паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности
окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри
двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых,
тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого
дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и
в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ориентирование в
признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила
коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа
в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие результаты.
Гражданско-патриотического воспитания:
– становление ценностного отношения к своей Родине – России;
– понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
– осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
– сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
– проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны,
уважения к своему и другим народам;
– первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
– проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
– принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
– применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
– понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
– использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности,
в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
– соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни;
– выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);

5
– приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
– осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
– осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, наносящих ей вред.
Ценности научного познания:
– осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
–
проявление
познавательного
интереса,
активности,
инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с
использованием различных информационных средств.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными познавательными действиями:
– проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение
животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану;
– на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах,
группах) делать выводы;
– устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и
условиями жизни животного;
– определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные
признаки и отношения между объектами и явлениями;
– моделировать цепи питания в природном сообществе;
– различать понятия «век», «столетие», «историческое время»;
– соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
– понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и
интересную информацию о природе нашей планеты;
– находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия;
– находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
– читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными
объектами;
– находить по предложению учителя информацию в разных источниках: текстах,
таблицах, схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
– соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
– ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой
характеристикой: понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность,
семейный бюджет, памятник культуры);
– понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель
Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
– понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного
движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение);
– описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
– описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения
объектов природы;
– приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств
природы; называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;
– описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в
пределах изученного).

6
Овладение универсальными регулятивными действиями:
– планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при
небольшой помощи учителя);
– устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои
действия.
– участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера),
подчинённого;
– оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на
советы и замечания в свой адрес;
– выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека
иметь собственное суждение, мнение;
– самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
Предметные результаты
– различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг);
– проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;
– проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и
других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
– приводить примеры памятников природы, культурных объектов и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов Российской Федерации с
богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства;
проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
– показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
– различать расходы и доходы семейного бюджета;
– распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
– проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с
природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и
измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
– группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить
простейшую классификацию;
– сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы,
выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
– использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
– использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для
объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека; фиксировать
результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать
полученные результаты и делать выводы;
– создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе,
человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
– соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта;
– соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной
активности и принципы здорового питания;
– соблюдать основы профилактики заболеваний;
– соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
– соблюдать правила нравственного поведения на природе;
– безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа
в информационно-коммуникационную сеть «Интернет»;
– ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в
мессенджерах.

7
Программа по окружающему миру устанавливает распределение учебного материала
по классам, основанное на логике развития предметного содержания и учёте
психологических и возрастных особенностей обучающихся.
Программа по окружающему миру предоставляет возможности для реализации
различных методических подходов к преподаванию окружающего мира при условии
сохранения обязательной части содержания учебного предмета.
Содержание программы по окружающему миру составлено таким образом, что
достижение обучающимися как личностных, так и метапредметных результатов
обеспечивает преемственность и перспективность в изучении окружающего мира на уровне
начального общего образования и готовности обучающегося к дальнейшему обучению.
Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная
социокультурная деятельность, в процессе которой обучающиеся участвуют в оформлении
общешкольных событий и праздников, в организации выставок детского художественного
творчества, в конкурсах, посещают музеи декоративно-прикладного творчества.
№

4. Тематическое планирование
Наименование
разделов
и
программы

тем Количество
часов

1.1

Человек и общество
Наша родина – Российская Федерация
15

1.2

Семья – коллектив близких, родных людей

3

1.3

Страны и народы мира

4

2.1

Человек и природа
Методы изучения природы. Разнообразие
11
веществ в окружающем мире

2.2

Бактерии, грибы и их разнообразие

2

2.3

Разнообразие растение

7

2.4

Разнообразие животных

8

2.5

Природные сообщества

3

2.6

Человек – часть природы

7

Электронный
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://schoolcollektion.edu/ru
http://schoolcollektion.edu/ru
http://schoolcollektion.edu/ru
http://schoolcollektion.edu/ru
http://schoolcollektion.edu/ru
http://schoolcollektion.edu/ru
http://schoolcollektion.edu/ru
http://schoolcollektion.edu/ru
http://schoolcollektion.edu/ru

Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый образ жизни

3.2

Правила безопасного поведения пассажира.
6
Безопасность в сети «Интернет»
Общее количество часов
68

2

http://schoolcollektion.edu/ru
http://schoolcollektion.edu/ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».