МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД № 17 ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» (МБОУ «СОШ-детский сад №17») РАССМОТРЕНА на заседании ШМО Протокол № 1 от «25» августа 2023 г. Руководитель ШМО ________ О. В. Шевшун СОГЛАСОВАНА Зам. директора _______ Е.Л. Ли «28» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНА Директор _____ А.П.Киселев Приказ № 560/01-13 от «28» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» для 3 класса на 2023/2024 учебный год Составители: Самединова Эмине Эльдаровна, учитель начальных классов Сварчевская Ксения Владимировна, учитель начальных классов Вознюк Ольга Александровна, учитель начальных классов Шевшун Олеся Васильевна, учитель начальных классов Василенко Татьяна Александровна, учитель начальных классов 2 1. Пояснительная записка Целью изучения учебного предмета «Окружающий мир» является формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рациональнонаучного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Задачами учебного предмета «Окружающий мир» являются: – формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; – осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; – формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; – формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане: в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Окружающий мир» входит в предметную область «Обществознание и естествознание» и является обязательным для изучения. На изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится 68 часов в год (2 часа в неделю). Для реализации программы используется учебник А.А. Плешакова,» Окружающий мир (в 2 частях). 3 класс», 2020г. Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: – установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; – побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; – привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; – использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; – применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; – включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; 3 – организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; – инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 2. Содержание учебного предмета «Окружающий мир» Человек и общество Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям. Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии. Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся. Человек и природа Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений. Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах. Человек – часть природы. 4 Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности). Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». 3. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» Личностные результаты В результате изучения предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие результаты. Гражданско-патриотического воспитания: – становление ценностного отношения к своей Родине – России; – понимание особой роли многонациональной России в современном мире; – осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; – сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; – проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; – первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: – проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; – принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; – применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: – понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; – использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: – соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; – выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); 5 – приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: – осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: – осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, наносящих ей вред. Ценности научного познания: – осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; – проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. Метапредметные результаты Овладение универсальными познавательными действиями: – проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; – на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы; – устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного; – определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; – моделировать цепи питания в природном сообществе; – различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; – соотносить историческое событие с датой (историческим периодом). – понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты; – находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; – находить на карте нашу страну, столицу, свой регион; – читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами; – находить по предложению учителя информацию в разных источниках: текстах, таблицах, схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); – соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде. Овладение универсальными коммуникативными действиями: – ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой: понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры); – понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга); – понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение); – описывать (характеризовать) условия жизни на Земле; – описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы; – приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы; называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма; – описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного). 6 Овладение универсальными регулятивными действиями: – планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя); – устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия. – участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого; – оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес; – выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение; – самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения. Предметные результаты – различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); – проявлять уважение к государственным символам России и своего региона; – проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; – приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов Российской Федерации с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России; – показывать на карте мира материки, изученные страны мира; – различать расходы и доходы семейного бюджета; – распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; – проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов; – группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; – сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; – описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства; – использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; – использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека; фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы; – создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией); – соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта; – соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового питания; – соблюдать основы профилактики заболеваний; – соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома; – соблюдать правила нравственного поведения на природе; – безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть «Интернет»; – ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах. 7 Программа по окружающему миру устанавливает распределение учебного материала по классам, основанное на логике развития предметного содержания и учёте психологических и возрастных особенностей обучающихся. Программа по окружающему миру предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию окружающего мира при условии сохранения обязательной части содержания учебного предмета. Содержание программы по окружающему миру составлено таким образом, что достижение обучающимися как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в изучении окружающего мира на уровне начального общего образования и готовности обучающегося к дальнейшему обучению. Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная деятельность, в процессе которой обучающиеся участвуют в оформлении общешкольных событий и праздников, в организации выставок детского художественного творчества, в конкурсах, посещают музеи декоративно-прикладного творчества. № 4. Тематическое планирование Наименование разделов и программы тем Количество часов 1.1 Человек и общество Наша родина – Российская Федерация 15 1.2 Семья – коллектив близких, родных людей 3 1.3 Страны и народы мира 4 2.1 Человек и природа Методы изучения природы. Разнообразие 11 веществ в окружающем мире 2.2 Бактерии, грибы и их разнообразие 2 2.3 Разнообразие растение 7 2.4 Разнообразие животных 8 2.5 Природные сообщества 3 2.6 Человек – часть природы 7 Электронный (цифровые) образовательные ресурсы http://schoolcollektion.edu/ru http://schoolcollektion.edu/ru http://schoolcollektion.edu/ru http://schoolcollektion.edu/ru http://schoolcollektion.edu/ru http://schoolcollektion.edu/ru http://schoolcollektion.edu/ru http://schoolcollektion.edu/ru http://schoolcollektion.edu/ru Правила безопасной жизнедеятельности 3.1 Здоровый образ жизни 3.2 Правила безопасного поведения пассажира. 6 Безопасность в сети «Интернет» Общее количество часов 68 2 http://schoolcollektion.edu/ru http://schoolcollektion.edu/ru