РП Окружающий мир 2 класс - МБОУ СОШ-детский сад №17

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СОШ – детский сад № 17»)
РАССМОТРЕНА
на заседании ШМО
Протокол №1
от «25» августа 2023 г.
Руководитель ШМО
________ О.В. Шевшун

СОГЛАСОВАНА
Зам. директора
_______ Е.Л.Ли
«28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор ______ Киселев А.П.
Приказ №560/01-13
от «28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
для 2 класса
на 2023/2024 учебный год

Составители: Коробчук Валерия Валерьевна, учитель начальных классов
Куртумерова Лилия Энверовна, учитель начальных классов
Дудченко Ирина Пантелеевна, учитель начальных классов
Туркина Анна Прокофьевна,учитель начальных классов

17
1. Пояснительная записка
Целью изучения учебного предмета «Окружающий мир» является:
- формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания);
-освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;
-формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления,
приверженности здоровому образу жизни;
-развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью
(наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием
приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской
Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому
этносу;
-проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской
Федерации;
-освоение
обучающимися
мирового
культурного
опыта
по
созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
-обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка / к
социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта
эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими
нормами поведения;
-становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного
отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Задачами учебного предмета «Окружающий мир» являются:
- раскрытие роли человека в природе и обществе;
-освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость»,
«Человек и познание».
Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный
предмет «Окружающий мир» входит в предметную область «Обществознание и
естествознание» и является обязательным для изучения. На изучение предмета
«Окружающий мир» во 2 классе отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).
Для реализации программы используется учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир
(в 2 частях) 2 класс», 2020г.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена с учётом
рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;

17
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
2. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Человек и общество
Наша Родина ‒ Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте.
Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни
России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и другие. Характеристика отдельных
исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и
другие). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия –
многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной
край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории
родного края.
Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные
занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы
родословного древа, истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость,
честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей – главные правила
взаимоотношений членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.
Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от
других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта
мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса.
Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас,
устройство; ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные
растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений.

17
Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные,
пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход
изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных
Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного
поведения на природе.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной
активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания).
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья.
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях,
переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках.
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание
на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на
общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете
(коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа
в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
3.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Личностные результаты.
Личностные результаты освоения программы по окружающему миру характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта
деятельности обучающихся:
Гражданско - патриотическое воспитание
-становление ценностного отношения к своей Родине – России;
-понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
-осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
-сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;
-первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственное воспитание
-проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
-принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
-применение
правил совместной
деятельности,
проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание
-понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
-использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в
разных видах художественной деятельности.

17
Ценности познавательной деятельности
-осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
-проявление
познавательного
интереса,
активности,
инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с
использованием различных информационных средств.
Экологическое воспитание
-осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Трудовое воспитание
-осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Метапредметные результаты:
В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего образования
у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Овладение универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
-понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной
среды
обитания),
проявлять
способность
ориентироваться
в
изменяющейся
действительности;
-на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи
и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие;
-изменения во времени и в пространстве);
-сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
-объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
-определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
-находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
-выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма.
Базовые исследовательские действия:
-проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
-проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
-определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных вопросов;
-формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных
ситуациях;
-моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и
неживая природа, цепи питания, природные зоны), а также в социуме (лента времени;
поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и другое);
-проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть ‒ целое, причина ‒
следствие);

17
-формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
Работа с информацией:
-использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник
получения информации с учётом учебной задачи;
-находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде,
согласно заданному алгоритму;
-распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать для решения
учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
-читать и интерпретировать графически представленную информацию: схему,
таблицу, иллюстрацию;
-соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (с помощью учителя);
-анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
-фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
-в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;
-признавать возможность существования разных точек зрения;
-корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
-приводить доказательства своей правоты;
-соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
-проявлять уважительное отношение к собеседнику;
-использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
-создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
-конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений
и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
-находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах
и явлениях природы, событиях социальной жизни;
-готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст,
рисунки, фото, плакаты и другое) к тексту выступления.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
Самоорганизация:
-планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной
задачи;
-выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль:
-осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
-находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
-корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни;
-объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с
оценкой учителя;
-оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:

17
-понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи;
-активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей
совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
-коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
-проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
-выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать
работу каждого участника;
-считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать их без участия взрослого;
-ответственно выполнять свою часть работы.
Предметные результаты:
-находить Россию на карте мира, на карте России – Москву, свой регион и его
главный город;
-узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и
своего региона;
-проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и
других народов, государственным символам России;
-соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
-распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
-приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного
края; важных событий прошлого и настоящего родного края;
-трудовой деятельности и профессий жителей родного края;
-проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с
природными объектами, измерения;
-приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие
значение природы в жизни человека;
-описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные
объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
-описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные
объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
-группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным
признакам;
-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу;
-создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; соблюдать
правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры
положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания,
помощи людям, нуждающимся в ней;
-соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения
пассажира наземного транспорта и метро;
-соблюдать режим дня и питания;
-безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в
информационно-коммуникационную сеть «Интернет»;
-безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью
учителя (при необходимости).

17
Программа направлена на достижение основного результата образования — развитие
личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого
развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так
и в групповой форме. Каждому учащемуся необходим личный творческий опыт, но также
необходимо сотворчество в команде – совместная коллективная художественная
деятельность, которая предусмотрена тематическим планом и может иметь разные формы
организации.
Учебный материал разделен на тематические блоки, которые могут быть основанием
для организации проектной деятельности, которая включает в себя как исследовательскую,
так и художественно-творческую деятельность, а также презентацию результата.
Однако необходимо различать и сочетать в учебном процессе историкокультурологическую, искусствоведческую исследовательскую работу учащихся и
собственно художественную проектную деятельность, продуктом которой является
созданное на основе композиционного поиска учебное художественное произведение
(индивидуальное или коллективное, на плоскости или в объёме, макете).
Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная
социокультурная деятельность, в процессе которой обучающиеся участвуют в оформлении
общешкольных событий и праздников, в организации выставок детского художественного
творчества, в конкурсах, а также смотрят памятники архитектуры, посещают
художественные музеи.
4.Тематическое планирование
№

1.1

Наименование разделов и тем
Кол-во
программы
часов
Человек и общество
Наша Родина - Россия
13

1.2

Семья. Родословная.

1.3

Культура поведения в общественных
2
местах.
Человек и природа
Методы познания природы. Земля и
9
другие планеты, звезды и созвездия
Многообразие растений
9

2.1
2.2
2.3
2.4

3.1
3.2

2

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Многообразие животных
11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Красная книга России. Заповедники и
9
Библиотека ЦОК
природные парки
https://m.edsoo.ru
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни школьника
Библиотека ЦОК
4
https://m.edsoo.ru
Безопасность в школе и
Библиотека ЦОК
общественном транспорте,
9
https://m.edsoo.ru
безопасность в сети «Интернет»
Общее количество часов

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».