РП Литературное чтение 4 класс - МБОУ СОШ-детский сад №17

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СОШ-детский сад №17»)
РАССМОТРЕНА
на заседании ШМО
Протокол №1
от «25» августа 2023 г.
Руководитель ШМО
________ О.В. Шевшун

СОГЛАСОВАНА
Зам. директора
_______ Е.Л.Ли
«28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор ______ Киселев А.П.
Приказ №560/01-13
от «28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
для 4 класса
на 2023/2024 учебный год

Составители: Козленко Юлия Владимировна, учитель начальных классов
Краснощек Наталья Борисовна, учитель начальных классов
Олейник Светлана Михайловна, учитель начальных классов
Романчук Полина Евгеньевна, учитель начальных классов
Яшкина Евгения Викторовна, учитель начальных классов

2
1. Пояснительная записка
Целью изучения учебного предмета «Литературное чтение» является становление
грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как
средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения
и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное
произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а
также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения
литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего
образования, а также будут востребованы в жизни.
Задачами учебного предмета «Литературное чтение» являются:
– формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому
чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного
творчества;
– достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого
развития;
– осознание значимости художественной литературы и произведений устного
народного творчества для всестороннего развития личности человека;
– первоначальное представление о многообразии жанров художественных
произведений и произведений устного народного творчества;
– овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с
представленными предметными результатами по классам;
– овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой
деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации для
решения учебных задач.
Место предмета «Литературное чтение» в учебном плане: в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Литературное чтение» входит в предметную область
«Русский язык и литературное чтение» и является обязательным для изучения. На изучение
предмета «Литературное чтение» в 4 классе отводится 136 часов в год (4 часа в неделю).
Для реализации программы используется учебник Климанова Л.Ф., В.П., Горецкий
В.Г., «Литературное чтение» 4 класс (в 2 частях), 2020г.
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена с учетом
рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
– установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
– побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
– привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
– использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

3
– применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
– включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
– организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
– инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования
и отстаивания своей точки зрения.
2. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
О Родине, героические страницы истории
Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях
писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх, например произведения
С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и другие).
Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на
примере писателей родного края, представителей разных народов России). Страницы
истории России, великие люди и события: образы Александра Невского, Михаила Кутузова
и других выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение
нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой
Отечественной войны в произведениях литературы (на примере рассказов Л. А. Кассиля, С.
П. Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с
песнями на тему Великой Отечественной войны (2-3 произведения по выбору).
Произведения для чтения: С.Д. Дрожжин «Родине», В.М. Песков «Родине», А.Т.
Твардовский «О Родине большой и малой» (отрывок), С.Т. Романовский «Ледовое
побоище», С.П. Алексеев (1–2 рассказа военно-исторической тематики) и другие (по
выбору).
Фольклор (устное народное творчество)
Фольклор как народная духовная культура (произведения по выбору). Многообразие
видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный). Культурное значение
фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры фольклора
(назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И.
Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях
фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных
произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие»
сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины –
защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни
Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал).
Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы,

4
гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике.
Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова.
Произведения для чтения: произведения малых жанров фольклора, народные сказки
(2–3 сказки по выбору), былины из цикла об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне
Никитиче (1–2 по выбору).
Творчество А. С. Пушкина
Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина. Средства
художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет,
олицетворение). Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и
о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные
герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях», «Няне», «Осень» (отрывки), «Зимняя дорога» и другие.
Творчество И. А. Крылова
Представление о басне как лиро-эпическом жанре.
Круг чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н.
Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие
событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение
басен: назначение, темы и герои, особенности языка.
Произведения для чтения: Крылов И.А. «Стрекоза и муравей», «Квартет», И.И.
Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» и другие.
Творчество М. Ю. Лермонтова
Круг чтения: лирические произведения М. Ю. Лермонтова (не менее трёх). Средства
художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм.
Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения.
Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.
Произведения для чтения: М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Парус», «Москва, Москва!
…Люблю тебя как сын…» и другие.
Литературная сказка
Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору). Герои литературных
сказок (произведения П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова, С. Я. Маршака и другуие).
Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь – особенность авторской сказки.
Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.
Произведения для чтения: П.П. Бажов «Серебряное копытце», П.П. Ершов «КонёкГорбунок», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» и другие.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ– ХХ веков
Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта,
связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения
поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): В. А. Жуковский, И.С. Никитин, Е. А.
Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н.А. Некрасов, И.А. Бунин, А.А. Блок, К.Д. Бальмонт
и другие. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские
приёмы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности в
произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения,
метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению.
Произведения для чтения: В.А. Жуковский «Загадка», И.С. Никитин «В синем небе
плывут над полями…», Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко», А.А. Фет «Весенний дождь»,
Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист», И.А. Бунин «Листопад» (отрывки) и
другие (по выбору).
Творчество Л. Н. Толстого
Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ (художественный и научнопознавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление).
Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из

5
автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности художественного
текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах
Л. Н. Толстого.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Детство» (отдельные главы), «Русак»,
«Черепаха» и другие по выбору
Произведения о животных и родной природе
Взаимоотношения человека и животных, защита и охрана природы – тема
произведений литературы. Круг чтения (не менее трех авторов): на примере произведений В.
П. Астафьева, М. М. Пришвина, С.А. Есенина, А.И. Куприна, К. Г. Паустовского, Ю. И.
Коваля и другие. Произведения для чтения: В.П. Астафьев «Капалуха», М.М. Пришвин
«Выскочка», С.А. Есенин «Лебёдушка» и другие (по выбору).
Произведения о детях
Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками (на примере произведений не менее трёх авторов): А. П. Чехова,
Н. Г. Гарина-Михайловского, М.М. Зощенко, К.Г.Паустовский, Б. С. Житкова, В. В.
Крапивина другие. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ
выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев.
Произведения для чтения: А.П. Чехов «Мальчики», Н.Г. Гарин-Михайловский
«Детство Тёмы» (отдельные главы), М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке» (1-2 рассказа из
цикла), К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» и другие.
Пьеса
Знакомство с новым жанром – пьесой-сказкой. Пьеса – произведение литературы и
театрального искусства (одна по выбору) . Пьеса как жанр драматического произведения.
Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение,
содержание.
Произведения для чтения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и другие.
Юмористические произведения
Круг чтения (не менее двух произведений по выбору): юмористические произведения
на примере рассказов В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, М. М. Зощенко, В. В. Голявкина.
Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста юмористического
содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре.
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2
произведения по выбору), Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отдельные главы) и
другие.
Зарубежная литература
Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей. Литературные сказки
Х.-К. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм и другие (по выбору). Приключенческая
литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена.
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка», Дж. Свифт
«Приключения Гулливера» (отдельные главы), Марк Твен «Том Сойер» (отдельные главы) и
другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой)
Польза чтения и книги: книга – друг и учитель. Правила читателя и способы выбора
книги (тематический, систематический каталог). Виды информации в книге: научная,
художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный
материал. Очерк как повествование о реальном событии. Типы книг (изданий): книгапроизведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные
издания. Работа с источниками периодической печати.

6
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»
Личностные результаты.
Личностные результаты освоения рабочей программы начального общего
образования по литературному чтения достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности.
В центре программы по модулю в соответствии с ФГОС начального образования
находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
ценностные установки и социально значимые качества личности; духовно-нравственное
развитие обучающихся и отношение школьников к культуре; мотивацию к познанию и
обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой
деятельности.
Гражданско-патриотическое воспитание:
– становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине,
проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской
Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре
общества;
– осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края,
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе
восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы
и творчества народов России;
– первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
– освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности
каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности
и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их
национальности, социального статуса, вероисповедания;
– осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
– выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной
окраске;
– неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
– проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к
различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям
и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных
видах художественной деятельности;
– приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической
оценки произведений фольклора и художественной литературы;
– понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
– осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

7

–
–
–
–
–

Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и
животных, отражённых в литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного
образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных
задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и
художественной литературы, творчества писателей.

Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения начальной образовательной программы,
формируемые при изучении:
Овладение универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
– сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений,
устанавливать аналогии;
– объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
– определять существенный признак для классификации, классифицировать
произведения по темам, жанрам и видам;
– находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
– выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
– устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и
художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике
поступков героев;
Базовые исследовательские действия:
– определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных учителем вопросов;
– формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
– сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
– проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина –
следствие);
– формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
– прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
Работа с информацией:
– выбирать источник получения информации;
– согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;

8
– распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;
– соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
– анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
– самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
общение:
– воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения в знакомой среде;
– проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
– признавать возможность существования разных точек зрения;
– корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
– создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
– готовить небольшие публичные выступления;
– подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
Самоорганизация:
– планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
– выстраивать последовательность выбранных действий;
Самоконтроль:
– устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
– корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
– формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
– принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
– проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
– ответственно выполнять свою часть работы;
– оценивать свой вклад в общий результат;
– планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
– выстраивать последовательность выбранных действий.
Предметные результаты
– осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего
развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных
ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира,
ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных
произведений;
– демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и
слушанию художественной литературы и произведений устного народного
творчества: формировать собственный круг чтения;
– читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды
чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое
выборочное);

9
– читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные
по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в
темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
– читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой
произведений;
– различать художественные произведения и познавательные тексты;
– различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от
эпического;
– понимать
жанровую
принадлежность,
содержание,
смысл
прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в
том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;
– различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы,
потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и
волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
– соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные
сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров
литературы России и стран мира;
– владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и
главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь
событий, эпизодов текста;
– характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные
характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями,
чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно
выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное
отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев
(портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать
причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;
– объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием
словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном
значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет,
олицетворение, метафора);
– осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой,
персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод,
смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика,
эпос, образ);
– участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить
монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского
литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и
письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного
текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;
– составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно)
подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика,
от третьего лица;
– читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения,
инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
– составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию
произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему,
используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать
собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;
– составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;

10
– сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени
одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее
10 предложений);
– использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку,
оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски,
примечания);
– выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка,
используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
– использовать
справочную
литературу,
электронные
образовательные
и
информационные ресурсы информационно-коммуникационной сети Интернет (в
условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в
соответствии с учебной задачей.
Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего
образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального
общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов,
становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и
дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального,
речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной
литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов
работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом
этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих
способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении
систематического курса литературы.
Литературное чтение является преемственным по отношению к учебному предмету
«Литература», который изучается на уровне основного общего образования.
Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная
деятельность, в процессе которой обучающиеся участвуют в оформлении общешкольных
событий и праздников, в организации выставок детского художественного творчества, в
конкурсах.
4.Тематическое планирование
№

Наименование разделов и тем
программы

Количество
часов

1

О Родине, героические страницы
истории.

13

2

Фольклор (устное народное
творчество).
Творчество И. А. Крылова.

14

3
4
5
6

Творчество А. С. Пушкина.
Творчество М. Ю. Лермонтова.
Литературная сказка.

5
12
4
9

Электронный (цифровые)
образовательные ресурсы

https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/

11
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Картины природы в творчестве
поэтов и писателей ХIХ века.
Творчество Л. Н. Толстого.
Картины природы в творчестве
поэтов и писателей ХХ века.
Произведения о животных и родной
природе.
Произведения о детях.
Пьеса.
Юмористические произведения.
Зарубежная литература
Библиографическая культура
(работа с детской книгой и
справочной литературой).
Общее количество часов

https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/

7
8
7
12
13
8
7
8
8
136

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».