МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СОШ-детский сад №17»)
РАССМОТРЕНА
на заседании ШМО
Протокол №1
от «26» августа 2024 г.
Руководитель МО
________М.С. Щетинин
СОГЛАСОВАНА
Зам. директора
___________Е.Н. Джус
«26» августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНА
Директор
___________ Е.М. Демидова
Приказ 460/01-13
от «27» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Физическая культура»
для 10-11 класса
на 2024/2025 учебный год
Составители:
Щетинин Михаил Сергеевич, учитель физической культуры
Слободской Игорь Валерьевич, учитель физической культуры
Евпатория, 2024 г.
2
1. Пояснительная записка
Целью изучения предмета «Физическая культура» является формирование потребности у
учащихся здорового образа жизни, дальнейшего накопления практического опыта по
использованию современных систем физической культуры в соответствии с личными интересами и
индивидуальными показателями здоровья, особенностями предстоящей учебной и трудовой
деятельности.
Задачами учебного предмета «Физическая культура» является:
- развития физических качеств и функциональных возможностей организма занимающихся;
- укрепления здоровья учащихся, повышения надёжности и активности адаптивных
процессов;
- приобретение школьниками знаний и умений в организации самостоятельных форм
занятий оздоровительной, спортивной и прикладно-ориентированной физической культурой,
возможностью познания своих физических способностей и их целенаправленного развития;
- содействие активной социализации школьников на основе осмысления и понимания роли и
значения мирового и российского олимпийского движения, приобщения к культурным ценностям,
истории и современному развитию;
- формирование положительных навыков и умений в общении и взаимодействии со
сверстниками и учителями, организации совместной учебной и консультативной деятельности.
Место предмета «Физическая культура» в учебном плане: в соответствии с обновленным
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, на
изучение предмета «Физическая культура» в 10-11 классах отводится 68 часов в год (2 часа в
неделю).
Для реализации программы используется учебники: «Физическая культура. 10-11 классы.
Базовый уровень: учеб. пособие для общеобразоват. организаций /Лях В.И. изд. — М.:
Просвещение, 2020».
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» составлена с учетом рабочей
программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению
их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины
и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные
на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
3
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическая культура»
Планируемые результаты включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные и метапредметные результаты представлены в программе за весь период обучения в
средней школе; предметные результаты — за каждый год обучения.
Личностные результаты.
В части гражданского воспитания должны отражать:
— сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена
российского общества;
— осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
— принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
— готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации
по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
— готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества; участвовать в
самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
— умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
— готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
В части патриотического воспитания должны отражать:
— сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру; прошлое и настоящее многонационального народа России;
— ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию,
памятникам, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, труде;
— идейную убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его
судьбу.
В части духовно-нравственного воспитания должны отражать:
— осознание духовных ценностей российского народа;
— сформированность нравственного сознания, этического поведения;
— способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
— осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
— ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
В части эстетического воспитания должны отражать:
— эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, труда, общественных отношений;
— способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других
народов; ощущать эмоциональное воздействие искусства;
4
— убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного творчества;
— готовность к самовыражению в разных видах искусства; стремление проявлять качества
творческой личности.
В части физического воспитания должны отражать:
— сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему
здоровью;
—
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
— активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью.
В части трудового воспитания должны отражать:
— готовность к труду, осознание приобретённых умений и навыков, трудолюбие;
— готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности;
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
— интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный
выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
— готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
В части экологического воспитания должны отражать:
— сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды; осознание глобального характера
экологических проблем;
— планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать
неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
— расширение опыта деятельности экологической направленности.
В части ценностей научного познания должны отражать:
— сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
— совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между
людьми и познанием мира;
— осознание ценности научной деятельности; готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
— самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
— устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и
обобщения;
— определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
— разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
— вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
— координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
— развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
2) базовые исследовательские действия:
5
— владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения
проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
— овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях (в том числе при создании учебных
и социальных проектов);
— формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
— ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
— выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
— анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
— давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
— осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
— уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
— уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
— выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и
задачи, допускающие альтернативные решения
3) работа с информацией:
— владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
— создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
— оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
— использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
— владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности
личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
— осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
— владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументировано вести диалог,
уметь смягчать конфликтные ситуации;
— развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
2) совместная деятельность:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
— выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и возможностей
каждого члена коллектива;
— принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её
достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать
результаты совместной работы;
6
— оценивать качество вклада своего и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
— предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости;
— осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
— самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
— самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
— давать оценку новым ситуациям;
— расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
— делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
— оценивать приобретённый опыт;
— способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний;
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
2) самоконтроль:
— давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям;
— владеть навыками познавательной рефлексии как осознанием совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для
оценки ситуации, выбора верного решения;
— уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
— принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
3) принятие себя и других:
— принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
— принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
— признавать своё право и право других на ошибки;
— развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
10 КЛАСС
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Предметные результаты
По разделу «Знания о физической культуре» отражают умения и способности:
— характеризовать физическую культуру как явление культуры, её направления и формы
организации, роль и значение в жизни современного человека и общества;
— ориентироваться в основных статьях Федерального закона «О физической культуре и спорте в
Российской Федерации», руководствоваться ими при организации активного отдыха в
разнообразных формах физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности;
— положительно оценивать связь современных оздоровительных систем физической культуры и
здоровья человека, раскрывать их целевое назначение и формы организации, возможность
использовать для самостоятельных занятий с учётом индивидуальных интересов и функциональных
возможностей.
По разделу «Организация самостоятельных занятий» отражают умения и способности:
— проектировать досуговую деятельность с включением в её содержание разнообразных форм
активного отдыха, тренировочных и оздоровительных занятий, физкультурно-массовых
мероприятий и спортивных соревнований;
7
— контролировать показатели индивидуального здоровья и функционального состояния организма,
использовать их при планировании содержания и направленности самостоятельных занятий
кондиционной тренировкой, оценке её эффективности;
— планировать системную организацию занятий кондиционной тренировкой, подбирать
содержание и контролировать направленность тренировочных воздействий на повышение
физической работоспособности и выполнение норм Комплекса ГТО.
По разделу «Физическое совершенствование» отражают умения и способности:
— выполнять упражнения корригирующей и профилактической направленности, использовать их
в режиме учебного дня и системе самостоятельных оздоровительных занятий;
— выполнять комплексы упражнений из современных систем оздоровительной физической
культуры, использовать их для самостоятельных занятий с учётом индивидуальных интересов в
физическом развитии и физическом совершенствовании;
— выполнять упражнения общефизической подготовки, использовать их в планировании
кондиционной тренировки;
— демонстрировать основные технические и тактические действия в игровых видах спорта в
условиях учебной и соревновательной деятельности, осуществлять судейство по одному из
освоенных видов (футбол, волейбол, баскетбол);
— демонстрировать приросты показателей в развитии основных физических качеств, результатов в
тестовых заданиях Комплекса ГТО.
11 КЛАСС
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Предметные результаты
По разделу «Знания о физической культуре» отражают умения и способности:
— характеризовать адаптацию организма к физическим нагрузкам как основу укрепления
здоровья, учитывать её этапы при планировании самостоятельных занятий кондиционной
тренировкой;
— положительно оценивать роль физической культуры в научной организации труда,
профилактике профессиональных заболеваний и оптимизации работоспособности,
предупреждении раннего старения и сохранении творческого долголетия;
— выявлять возможные причины возникновения травм во время самостоятельных занятий
физической культурой и спортом, руководствоваться правилами их предупреждения и оказания
первой помощи.
По разделу «Организация самостоятельных занятий»отражают умения и способности:
— планировать оздоровительные мероприятия в режиме учебной и трудовой деятельности с
целью профилактики умственного и физического утомления, оптимизации работоспособности и
функциональной активности основных психических процессов;
— организовывать и проводить сеансы релаксации, банных процедур и самомассажа с целью
восстановления организма после умственных и физических нагрузок;
— проводить самостоятельные занятия по подготовке к успешному выполнению нормативных
требований комплекса ГТО, планировать их содержание и физические нагрузки исходя из
индивидуальных результатов в тестовых испытаниях.
По разделу «Физическое совершенствование» отражают умения и способности:
— выполнять упражнения корригирующей и профилактической направленности, использовать
их в режиме учебного дня и системе самостоятельных оздоровительных занятий;
— выполнять комплексы упражнений из современных систем оздоровительной физической
культуры, использовать их для самостоятельных занятий с учётом индивидуальных интересов и
потребностей в физическом развитии и физическом совершенствовании;
— демонстрировать технику приёмов и защитных действий из атлетических единоборств,
выполнять их во взаимодействии с партнёром;
8
— демонстрировать основные технические и тактические действия в игровых видах спорта,
выполнять их в условиях учебной и соревновательной деятельности (футбол, волейбол,
баскетбол);
— выполнять комплексы физических упражнений на развитие основных физических качеств,
демонстрировать ежегодные приросты в тестовых заданиях Комплекса ГТО.
3. Содержание учебного предмета «Физической культура»
№
п/п
10 КЛАСС
Вид программного материала
Раздел 1.Знания о физической культуре.
Физическая культура как социальное явление.
Истоки возникновения культуры как социального явления, характеристика основных
направлений её развития (индивидуальная, национальная, мировая). Культура как способ
развития человека, её связь с условиями жизни и деятельности Физическая культура как
явление культуры, связанное с преобразованием физической природы человека.
1.2 Характеристика системной организации физической культуры в современном обществе,
основные направления её развития и формы организации (оздоровительная, прикладноориентированная, соревновательно- достиженческая).
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) как
основа прикладно-ориентированной физической культуры; история и развитие комплекса
ГТО в СССР и РФ. Характеристика структурной организации комплекса ГТО в
современном обществе, нормативные требования для учащихся 16—17 лет.
1.3 Физическая культура как средство укрепления здоровья человека. Здоровье как базовая
ценность человека и общества. Характеристика основных компонентов здоровья, их связь
с занятиями физической культурой. Общие представления об истории и развитии
популярных систем оздоровительной физической культуры, их целевая ориентация и
предметное содержание.
Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности.
2.1 Физкультурно-оздоровительные мероприятия в условиях активного отдыха и досуга.
Общее представление о видах и формах деятельности в структурной организации образа
жизни современного человека (профессиональная, бытовая и досуговая). Основные типы
и виды активного отдыха, их целевое предназначение и содержательное наполнение
2.2 Кондиционная тренировка как системная организация комплексных и целевых занятий
оздоровительной физической
культурой; особенности планирования физических нагрузок и
содержательного наполнения.
2.3 Медицинский осмотр учащихся как необходимое условие для организации
самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой. Контроль текущего
состояния организма с помощью пробы Руфье, характеристика способов применения и
критериев оценивания. Оперативный контроль в системе самостоятельных занятий
кондиционной тренировкой, цель и задачи контроля, способы организации и проведения
измерительных процедур.
Раздел 3. Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
3.1. Упражнения оздоровительной гимнастики как средство профилактики нарушения осанки
и органов зрения; предупреждения перенапряжения мышц опорно-двигательного
аппарата при длительной работе за компьютером.
3.2. Атлетическая и аэробная гимнастика как современные оздоровительные системы
физической культуры: цель, задачи, формы организации.
Раздел 4. Спортивно-оздоровительная деятельность.
1.1
9
4.1. Модуль «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»
Теоретические сведения
Техника безопасности. Оказание первой медицинской помощи при травмах и переутомлении.
Особенности бега на различной местности (по жесткому грунту, по песку, в гору, с горы,
преодоление препятствий: поваленные деревья, изгороди и др.). Основы техники и тактики
выученных видов легкой атлетики. Правила судейства соревнований по легкой атлетике.
Физической совершенствование и формирование здорового образа жизни. Дозирование
нагрузки при занятиях бегом, прыжками и метанием.
Специальная физическая подготовка:
Специальные упражнения: беговые, прыжковые, для метаний; упражнения с барьерами;
медленный бег 10-15 мин; повторный бег 4х150 м; 4х200 м; 2х300 м (индивидуально в
зависимости от поставленных целей и задач); переменный бег до 1 мин.
Бег
Бег
30
м,
60
м,100м;
повторный
бег 4х80м, 2х150м, 2х200м с заданной скоростью; эстафетный бег4х100м.
Отработка старта по раздельным дорожкам, с общей линии (стартовый разгон).
Бег по дистанции - работа над экономичностью и равномерностью движений, выбор тактики
преодоления различных дистанций (индивидуально).
Прохождение поворотов – работать над техникой бега по виражу.
Финиширование – работа над финишным броском. Работа над техникой преодоления
препятствий в кроссе.
Прыжки
Прыжки в длину с места; прыжки в длину с разбега способом прогнувшись; в высоту
выученными способами.
Метание
малого мяча на дальность (150г); гранаты 700г в горизонтальную цель и на дальность; броски и
толкание набивного мяча, ядра 1-5кг.
Домашние задания (самостоятельные занятия)
Комплекс упражнений утренней гимнастики, осанки, плоскостопия, гибкости; прыжки через
скакалку; подтягивание из виса; сгибание и разгибание рук в упоре лежа от скамейки; прыжки с
места.
4.2. Модуль «ГИМНАСТИКА»
Теоретические сведения
Одежда и обувь для занятий. Правила техники безопасности. Современное Олимпийское и
физкультурно-массовое движение. Спортивно-оздоровительные системы физических
упражнений в отечественной и зарубежной культуре. Способы индивидуальной организации,
планировании, регулировании контроля физических нагрузок во время занятий физическими
упражнений. Способы регулирования массы тела. Вредные привычки, причины их
возникновения и пагубное влияние на здоровье.
Общефизическая подготовка
Строевые упражнения и приемы: повороты в движении; перестроение из одной колонны в 2,4, 8
в движении; строевой шаг. Общеразвивающие упражнения (упражнения на месте и в движении,
без предмета с предметами); комплексы упражнений на регулирование массы тела и
формирование телосложения. Развитие координационных, силовых способностей и гибкости.
Специальная физическая подготовка
Гимнастика с элементами акробатики
Юноши: длинный кувырок вперед, через препятствие на высоте до 90см из упора присев силой
стойка на голове и руках; стойка на руках; кувырок назад через стойку на руках; переворот
боком; комбинации из ранее освоенных элементов (длинный кувырок, стойка на руках и голове,
кувырок вперед; длинный кувырок вперед, стойка на голове и руках, кувырок вперед стока на
руках, кувырок назад, поворотом боком).
10
Девушки: кувырки вперед и назад; сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках;
стойка на руках с помощью; «мост» из положения, стоя; комбинации из ранее освоенных
элементов (2 кувырка вперед, кувырок назад, перекат в стойку на лопатки, группировка, «мост»
из положения стоя).
Висы и упоры
Юноши: подъем в упор силой; вис, согнувшись; вис, согнувшись; вис сзади; сгибание и
разгибание рук в упоре на брусьях; угол в упоре; стойка на плечах из седа ноги врозь; подъем
разгибом до седа ноги врозь; соскок махом назад; подъем переворотом; подтягивание на
перекладине.
Девушки: комбинации из раннее разученных упражнений; толчком ног подъем в упор на
верхнюю жердь; толчком двух ног вис углом; равновесие на нижней жерди; упор присев на
одной ноге, махом соскок.
Лазание
По канату и шесту в 2 приема без помощи ног, лазание по канату и шесту на скорость
Опорный прыжок
Прыжок, согнув ноги через козла в длину (высота 115см); прыжок ноги врозь через коня в длину
(высота 120-125см).
Атлетическая гимнастика
Комплекс упражнений с гантелями; физические упражнения локального воздействия: с
внешним сопротивлением, создаваемы за счет веса предметов (гантели, штанги, гири);
противодействия партнера; сопротивление упругих предметов (резина, пружинные эспандеры);
упражнения с отягощением равным весу собственного тела (подтягивание на перекладине,
сгибание и разгибание рук от пола); упражнения на тренажерах.
Домашние задания (самостоятельные занятия)
Комплекс упражнений утренней гимнастики, осанки, плоскостопия, гибкости; прыжки через
скакалку; подтягивание из виса; сгибание и разгибание рук в упоре лежа от скамейки; прыжки с
места.
4.3. Модуль «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ»
БАСКЕТБОЛ.
Теоретические сведения
Правила техники безопасности при занятиях. Правила и терминология игры. Правила судейства
и жесты судьи. Развитие баскетбола в современной России. Организация технико-тактических
действий в процессе игры; особенности судейства, организации и проведения спортивных игр с
учащимися младших классов; методика организации самостоятельных занятий.
Специальная физическая подготовка
Специальные физические упражнения на скорость, выносливость, ловкость, прыгучесть.
Технико-тактическая подготовка
Чередование различных стоек, передвижений, остановок, поворотов, ведений, передач, бросков
мяча сопряженных с выполнением индивидуальных, групповых и командных тактических
действий игроков в нападении и защите; техника выполнения игровых действий: вбрасывание
мяча с лицевой линии; способы овладения мячом при «спорном мяче»; выполнение штрафных
бросков;
выполнение правил 3—8—24 секунды в условиях игровой деятельности
Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной деятельности.
Домашние задания (самостоятельные занятия)
Комплекс упражнений утренней гимнастики, осанки, плоскостопия, гибкости; прыжки через
скакалку; подтягивание из виса; сгибание и разгибание рук в упоре лежа от скамейки; прыжки с
места.
ВОЛЕЙБОЛ
Теоретические сведения
Правила техники безопасности при занятиях. Правила и терминология игры. Правила судейства
и жесты судьи. Влияние игровых упражнений на развитие координационных, кондиционных
11
способностей. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях спортивными играми.
Особенности судейства, организации и проведения спортивных игр с учащимися младших
классов.
Специальная физическая подготовка
Специальные физические упражнения на скорость, выносливость, ловкость, прыгучесть.
Технико-тактическая подготовка
Техника: передвижения, остановки, повороты, прием и передача мяча (верхняя и нижняя): на
месте индивидуально; в парах, после перемещения; в прыжке, после подачи; групповые
упражнения с подачей через сетку, подача мяча (нижняя и верхняя): имитация подачи в
стенку;на партнера, через сетку из-за лицевой линии, с изменением направления полета мяча, на
точность по зонам площадки, нападающий удар (варианты ударов через сетку, удары в прыжке
с места по мячу, наброшенному партнером, удары через сетку собственным набрасыванием
мячу, атакующие удары, варианты блокирования); техника выполнения игровых действий:
«постановка блока», атакующий удар (с места и в движении).
Тактика: индивидуальные, групповые, и командные тактические действия в защите, нападении;
закрепление правил игры в условиях игровой и учебной деятельности
Домашние задания (самостоятельные занятия)
Прыжки через скакалку; подтягивание из виса; подъем туловища из положения, лежа; сгибание
и разгибание рук, в упоре лежа; приседания на одной ноге; прыжки в длину с места; прыжки
вверх из приседа; бег на месте.
ФУТБОЛ
Теоретические сведения
Правила техники безопасности при занятиях. Правила и терминология игры. Правила судейства
и жесты судьи. Развитие футбола в России и за рубежом. Физическая подготовка юного
футболиста. Особенности подготовки девушек в футболе. Особенности судейства, организации
и проведения спортивных игр с учащимися младших классов.
Специальная физическая подготовка
Прыжки и бег в различных сочетаниях; ускорения и рывки с мячом; рывки к мячу с
последующим ударом по воротам; прыжки с имитацией удара головой и ногой; прыжки с места
и с разбега с ударами головой или ногой по мячам, подвешенных на разной высоте; спортивные
игры: гандбол, баскетбол, волейбол, хоккей с мячом по упрощенным правилам с элементами
футбола; удары по футбольному и набивному мячах на дальность; броски набивного мяча ногой
на дальность за счет энергичного маха ногой вперед; борьба за мяч с помощью толчков; бег с
максимальной скоростью после имитирования удара ногой или головой в прыжке, после
преодоления препятствий (барьер, ров и т.п.); бег боком и спиной вперед наперегонки;быстрый
переход от бега спиной вперед на обыкновенный и др.; ускорения и рывки с мячом на 30-60м;
элементы техники с последующим рывком и ударом в цель.
Технико-тактическая подготовка
Передвижения: различные сочетания приемов передвижения с техникой владения мячом; удары
по мячу ногой: совершенствование точности ударов, умение рассчитывать силу удара; головой:
совершенствование техники ударов лбом; остановки мяча: совершенствование остановок мяча
различными способами; ведение мяча: совершенствование ведения мяча различными
способами; отвлекающим действия (финты): совершенствование финтов с учетом развития у
учащихся двигательных качеств; отбора мяча: отбор мяча в подкате; вбрасывания мяча:
совершенствование точности и дальности вбрасывания мяча; жонглирование мячом; элементы
игры вратаря: совершенствование техники ловли и отражения, бросков руками и выбивания
мяча ногами, умение определять направление возможного удара, игры на выходах, быстрой
организации атаки, управление игрой партнеров по обороне; техника игровых действий:
вбрасывание мяча с лицевой линии, выполнение углового и штрафного ударов в изменяющихся
игровых
ситуациях.
Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной деятельности:
12
индивидуальные действия в нападении и в защите: совершенствование способностей и умений
действовать в нападении;
групповые действия в нападении ив защите: совершенствование скорости организации атак;
командные действия в нападении ив защите: организация быстрого и постепенного нападения;
совершенствования согласованности действий в обороне.
Домашние задания (самостоятельные занятия)
Комплекс упражнений утренней гимнастики, осанки, плоскостопия, гибкости; прыжки через
скакалку; подтягивание из виса; сгибание и разгибание рук в упоре лежа от скамейки; прыжки с
места.
Модуль«СПОРТИВНАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»
Техническая и специальная физическая подготовка по избранному виду спорта, выполнение
соревновательных действий в стандартных и вариативных условиях. Физическая подготовка к
выполнению нормативов комплекса ГТО с использованием средств базовой физической
подготовки, видов спорта и оздоровительных систем физической культуры, национальных
видов спорта, культурно-этнических игр.
№
п/п
1.1
1.2
1.3
2.1
2.2
11 КЛАСС
Вид программного материала
Раздел 1.Знания о физической культуре.
Физическая культура как социальное явление.
Здоровый образ жизни современного человека. Роль и значение адаптации организма в
организации и планировании мероприятий здорового образа жизни; характеристика
основных этапов адаптации. Основные компоненты здорового образа жизни и их влияние
на здоровье современного человека. Рациональная организация труда как фактор
сохранения и укрепления здоровья. Оптимизация работоспособности в режиме трудовой
деятельности. Влияние занятий физической культурой на профилактику и искоренение
вредных привычек. Личная гигиена, закаливание организма и банные процедуры как
компоненты здорового образа жизни.
Понятие «профессионально-ориентированная физическая культура», цель и задачи,
содержательное наполнение. Оздоровительная физическая культура в режиме учебной и
профессиональной деятельности. Определение индивидуального расхода энергии в
процессе занятий оздоровительной физической культурой. Взаимосвязь состояния
здоровья с продолжительностью жизни человека. Роль и значение занятий физической
культурой в укреплении и сохранении здоровья в разных возрастных периодах.
Профилактика травматизма и оказание перовой помощи во время занятий
физической культурой.
Причины возникновения травм и способы их предупреждения; правила профилактики
травм во время самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой.
Способы и приёмы оказания первой помощи при ушибах разных частей тела и
сотрясении мозга; переломах, вывихах и ранениях; обморожении; солнечном и тепловом
ударах.
Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности.
Современные оздоровительные методы и процедуры в режиме здорового образа
жизни. Массаж как средство оздоровительной физической культуры, правила
организации и проведения процедур массажа. Основные приёмы самомассажа, их
воздействие на организм человека. Банные процедуры, их назначение и правила
проведения, основные способы парения.
Самостоятельная подготовка к выполнению нормативных требований комплекса
ГТО.
Структурная организация самостоятельной подготовки к выполнению требований
комплекса ГТО; способы определения направленности её тренировочных занятий в
13
годичном цикле. Техника выполнения обязательных и дополнительных тестовых
упражнений, способы их освоения и оценивания. Самостоятельная физическая
подготовка и особенности планирования её направленности по тренировочным циклам;
правила контроля и индивидуализации содержания физической нагрузки.
Раздел 3. Физическое совершенствование.
3.1. Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Упражнения для профилактики острых респираторных заболеваний; целлюлита;
снижения массы тела. Стретчинг и шейпинг как современные оздоровительные системы
физической культуры: цель, задачи, формы организации. Способы индивидуализации
содержания и физических нагрузок при планировании системной организации занятий
кондиционной тренировкой.
Раздел 4. Спортивно-оздоровительная деятельность.
4.1. Модуль «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»
Теоретические сведения
Техника безопасности. Оказание первой медицинской помощи при травмах и переутомлении.
Особенности бега на различной местности (по жесткому грунту, по песку, в гору, с горы,
преодоление препятствий: поваленные деревья, изгороди и др.). Основы техники и тактики
выученных видов легкой атлетики. Правила судейства соревнований по легкой атлетике.
Физической совершенствование и формирование здорового образа жизни. Дозирование
нагрузки при занятиях бегом, прыжками и метанием.
Специальная физическая подготовка:
Специальные упражнения: беговые, прыжковые, для метаний; упражнения с барьерами;
медленный бег 10-15 мин; повторный бег 4х150м; 4х200 м; 2х300 м (индивидуально в
зависимости от поставленных целей и задач); переменный бег до 1 мин.
Бег
Бег 30 м, 60 м,100м; повторный бег 4х80м, 2х150м, 2х200м с заданной скоростью; эстафетный
бег4х100м.
Отработка старта по раздельным дорожкам, с общей линии (стартовый разгон).
Бег по дистанции - работа над экономичностью и равномерностью движений, выбор тактики
преодоления различных дистанций (индивидуально).
Прохождение поворотов – техника бега по виражу.
Финиширование – работа над финишным броском; над техникой преодоления препятствий в
кроссе.
Прыжки
Прыжки в длину с места; с разбега способом прогнувшись; в высоту выученными способами.
Метание
малого мяча на дальность (150г); гранаты 700г в горизонтальную цель и на дальность; броски и
толкание набивного мяча.
Домашние задания (самостоятельные занятия)
Комплекс упражнений утренней гимнастики, осанки, плоскостопия, гибкости; прыжки через
скакалку; подтягивание из виса; сгибание и разгибание рук в упоре лежа от скамейки; прыжки с
места.
4.2. Модуль «ГИМНАСТИКА»
Теоретические сведения
Одежда и обувь для занятий. Правила техники безопасности. Современное Олимпийское и
физкультурно-массовое движение. Спортивно-оздоровительные системы физических
упражнений в отечественной и зарубежной культуре. Способы индивидуальной организации,
планировании, регулировании контроля физических нагрузок во время занятий физическими
упражнений. Способы регулирования массы тела. Вредные привычки, причины их
возникновения и пагубное влияние на здоровье.
Общефизическая подготовка
14
Строевые упражнения и приемы: повороты в движении; перестроение из одной колонны в 2,4, 8
в движении; строевой шаг. Общеразвивающие упражнения (упражнения на месте и в движении,
без предмета с предметами); комплексы упражнений на регулирование массы тела и
формирование телосложения. Развитие координационных, силовых способностей и гибкости.
Специальная физическая подготовка
Гимнастика с элементами акробатики
Юноши: длинный кувырок вперед, через препятствие на высоте до 90см из упора присев силой
стойка на голове и руках; стойка на руках; кувырок назад через стойку на руках; переворот
боком; комбинации из ранее освоенных элементов (длинный кувырок, стойка на руках и голове,
кувырок вперед; длинный кувырок вперед, стойка на голове и руках, кувырок вперед стока на
руках, кувырок назад, поворотом боком).
Девушки: кувырки вперед и назад; сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках;
стойка на руках с помощью; «мост» из положения, стоя; комбинации из ранее освоенных
элементов (2 кувырка вперед, кувырок назад, перекат в стойку на лопатки, группировка, «мост»
из положения стоя).
Висы и упоры
Юноши: подъем в упор силой; вис, согнувшись; вис, согнувшись; вис сзади; сгибание и
разгибание рук в упоре на брусьях; угол в упоре; стойка на плечах из седа ноги врозь; подъем
разгибом до седа ноги врозь; соскок махом назад; подъем переворотом; подтягивание на
перекладине.
Девушки: комбинации из раннее разученных упражнений; толчком ног подъем в упор на
верхнюю жердь; толчком двух ног вис углом; равновесие на нижней жерди; упор присев на
одной ноге, махом соскок.
Лазание
По канату и шесту в 2 приема без помощи ног, лазание по канату и шесту на скорость
Опорный прыжок
Прыжок, согнув ноги через козла в длину (высота 115см); прыжок ноги врозь через коня в длину
(высота 120-125см).
Атлетическая гимнастика
Комплекс упражнений с гантелями; физические упражнения локального воздействия: с
внешним сопротивлением, создаваемы за счет веса предметов (гантели, штанги, гири);
противодействия партнера; сопротивление упругих предметов (резина, пружинные эспандеры);
упражнения с отягощением равным весу собственного тела (подтягивание на перекладине,
сгибание и разгибание рук от пола); упражнения на тренажерах.
Домашние задания (самостоятельные занятия)
Комплекс упражнений утренней гимнастики, осанки, плоскостопия, гибкости; прыжки через
скакалку; подтягивание из виса; сгибание и разгибание рук в упоре лежа от скамейки; прыжки с
места.
4.3. Модуль «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ»
БАСКЕТБОЛ
Теоретические сведения
Правила техники безопасности при занятиях. Правила и терминология игры. Правила судейства
и жесты судьи. Развитие баскетбола в современной России. Организация технико-тактических
действий в процессе игры; особенности судейства, организации и проведения спортивных игр с
учащимися младших классов; методика организации самостоятельных занятий.
Специальная физическая подготовка
Специальные физические упражнения на скорость, выносливость, ловкость, прыгучесть.
Технико-тактическая подготовка
Чередование различных стоек, передвижений, остановок, поворотов, ведений, передач, бросков
мяча сопряженных с выполнением индивидуальных, групповых и командных тактических
действий игроков в нападении и защите; техника выполнения игровых действий: вбрасывание
15
мяча с лицевой линии; способы овладения мячом при «спорном мяче»; выполнение штрафных
бросков;
выполнение правил 3—8—24 секунды в условиях игровой деятельности
Повторение правил игры в баскетбол, соблюдение их в процессе игровой деятельности.
Совершенствование основных технических приёмов и тактических действий в условиях
учебной и игровой деятельности.
Домашние задания (самостоятельные занятия)
Комплекс упражнений утренней гимнастики, осанки, плоскостопия, гибкости; прыжки через
скакалку; подтягивание из виса; сгибание и разгибание рук в упоре лежа от скамейки; прыжки с
места.
ВОЛЕЙБОЛ
Теоретические сведения
Правила техники безопасности при занятиях. Правила и терминология игры. Правила судейства
и жесты судьи. Влияние игровых упражнений на развитие координационных, кондиционных
способностей. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях спортивными играми.
Особенности судейства, организации и проведения спортивных игр с учащимися младших
классов.
Специальная физическая подготовка
Специальные физические упражнения на скорость, выносливость, ловкость, прыгучесть.
Технико-тактическая подготовка
Техника: передвижения, остановки, повороты, прием и передача мяча (верхняя и нижняя): на
месте индивидуально; в парах, после перемещения; в прыжке, после подачи; групповые
упражнения с подачей через сетку, подача мяча (нижняя и верхняя): имитация подачи в
стенку;на партнера, через сетку из-за лицевой линии, с изменением направления полета мяча, на
точность по зонам площадки, нападающий удар (варианты ударов через сетку, удары в прыжке
с места по мячу, наброшенному партнером, удары через сетку собственным набрасыванием
мячу, атакующие удары, варианты блокирования); техника выполнения игровых действий:
«постановка блока», атакующий удар (с места и в движении).
Тактика: индивидуальные, групповые, и командные тактические действия в защите, нападении;
закрепление правил игры в условиях игровой и учебной деятельности.
Повторение правил игры в волейбол, соблюдение их в процессе игровой деятельности.
Совершенствование основных технических приёмов и тактических действий в условиях
учебной и игровой деятельности.
Домашние задания (самостоятельные занятия)
Комплекс упражнений утренней гимнастики, осанки, плоскостопия, гибкости; прыжки через
скакалку; подтягивание из виса; сгибание и разгибание рук в упоре лежа от скамейки; прыжки с
места.
ФУТБОЛ
Теоретические сведения
Правила техники безопасности при занятиях. Правила и терминология игры. Правила судейства
и жесты судьи. Развитие футбола в России и за рубежом. Физическая подготовка юного
футболиста. Особенности подготовки девушек в футболе. Особенности судейства, организации
и проведения спортивных игр с учащимися младших классов.
Специальная физическая подготовка
Прыжки и бег в различных сочетаниях; ускорения и рывки с мячом; рывки к мячу с
последующим ударом по воротам; прыжки с имитацией удара головой и ногой; прыжки с места
и с разбега с ударами головой или ногой по мячам, подвешенных на разной высоте; спортивные
игры: гандбол, баскетбол, волейбол, хоккей с мячом по упрощенным правилам с элементами
футбола;удары по футбольному и набивному мячах на дальность; броски набивного мяча ногой
на дальность за счет энергичного маха ногой вперед; борьба за мяч с помощью толчков; бег с
максимальной скоростью после имитирования удара ногой или головой в прыжке, после
преодоления препятствий (барьер, ров и т.п.); бег боком и спиной вперед наперегонки;быстрый
16
переход от бега спиной вперед на обыкновенный и др.; ускорения и рывки с мячом на 30-60м;
элементы техники с последующим рывком и ударом в цель.
Технико-тактическая подготовка
Передвижения: различные сочетания приемов передвижения с техникой владения мячом; удары
по мячу ногой: совершенствование точности ударов, умение рассчитывать силу удара; головой:
совершенствование техники ударов лбом; остановки мяча: совершенствование остановок мяча
различными способами; ведение мяча: совершенствование ведения мяча различными
способами; отвлекающим действия (финты): совершенствование финтов с учетом развития у
учащихся двигательных качеств; отбора мяча: отбор мяча в подкате; вбрасывания мяча:
совершенствование точности и дальности вбрасывания мяча; жонглирование мячом; элементы
игры вратаря: совершенствование техники ловли и отражения, бросков руками и выбивания
мяча ногами, умение определять направление возможного удара, игры на выходах, быстрой
организации атаки, управление игрой партнеров по обороне; техника игровых действий:
вбрасывание мяча с лицевой линии, выполнение углового и штрафного ударов в изменяющихся
игровых ситуациях. Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной деятельности:
индивидуальные действия в нападении и в защите: совершенствование способностей и умений
действовать в нападении; групповые действия в нападении ив защите: совершенствование
скорости организации атак; командные действия в нападении ив защите: организация быстрого
и постепенного нападения. Совершенствования согласованности действий в обороне.
Повторение правил игры в футбол и соблюдение их в процессе игровой деятельности.
Совершенствование основных технических приёмов и тактических действий в условиях
учебной и игровой деятельности.
Домашние задания (самостоятельные занятия)
Комплекс упражнений утренней гимнастики, осанки, плоскостопия, гибкости; прыжки через
скакалку; подтягивание из виса; сгибание и разгибание рук в упоре лежа от скамейки; прыжки с
места.
Модуль «Спортивная и физическая подготовка»
Техническая и специальная физическая подготовка по избранному виду спорта, выполнение
соревновательных действий в стандартных и вариативных условиях. Физическая подготовка к
выполнению нормативов комплекса ГТО с использованием средств базовой физической
подготовки, видов спорта и оздоровительных систем физической культуры, национальных
видов спорта, культурно-этнических игр.
4.Тематическое планирование
10 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество
часов
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Знания о физической культуре
1.
Раздел 1. Знания о физической культуре
В процессе
уроков
www.school.edu.ru
https://uchi.ru
2.
Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности
В процессе
уроков
www.school.edu.ru
https://uchi.ru
3.
Раздел 3. Физическое совершенствование.
В процессе
уроков
www.school.edu.ru
https://uchi.ru
3.1
Оздоровительная физическая культура
В процессе
уроков
www.school.edu.ru
https://uchi.ru
17
3.2
Спортивно-оздоровительная физическая культура
3.2.1
Модуль «Легкая атлетика»
18
www.school.edu.ru
https://uchi.ru
3.2.2
Модуль «Гимнастика»
18
www.school.edu.ru
https://uchi.ru
3.2.3
Модуль «Спортивные игры»
- Баскетбол
- Волейбол
- Футбол
32
www.school.edu.ru
https://uchi.ru
Общее количество часов
68
11 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество
часов
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Знания о физической культуре
1.
Раздел 1. Знания о физической культуре
В процессе
уроков
www.school.edu.ru
https://uchi.ru
2.
Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности
В процессе
уроков
www.school.edu.ru
https://uchi.ru
3.
Раздел 3. Физическое совершенствование.
В процессе
уроков
www.school.edu.ru
https://uchi.ru
3.1
Оздоровительная физическая культура
В процессе
уроков
www.school.edu.ru
https://uchi.ru
3.2
Спортивно-оздоровительная физическая культура
3.2.1
Модуль «Легкая атлетика»
18
www.school.edu.ru
https://uchi.ru
3.2.2
Модуль «Гимнастика»
18
www.school.edu.ru
https://uchi.ru
3.2.3
Модуль «Спортивные игры»
- Баскетбол
- Волейбол
- Футбол
32
www.school.edu.ru
https://uchi.ru
Общее количество часов
68