Рабочая программа учебного предмета ОБЗР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СОШ-детский сад №17»)

РАССМОТРЕНА
на заседании МО
Протокол №1
от «26» августа 2024 г.
Руководитель МО
__________ М.С. Щетинин

СОГЛАСОВАНА
Зам. директора
________ Е.Н. Джус
«26» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор ______ Е.М. Демидова
Приказ № 460/01-13
от «27» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
10-11 классы

Составитель: Портнягин Николай Валерьевич, учитель основ безопасности
и защиты родины

г. Евпатория, 2024г.

2
1. Пояснительная записка
Целью изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования является:
-овладение основами военной подготовки и формирование у обучающихся базового
уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными
потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
-способность применять принципы и правила безопасного поведения
в повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения здорового
образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития различных опасных
и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых средств
и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
-сформированность ценностей, овладение знаниями и умениями, которые
обеспечивают готовность к военной службе, исполнению долга по защите
Отечества;
-сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного и группового безопасного поведения в интересах
благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
-знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных
и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Задачами учебного предмета ОБЗР являются:
-формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры
и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного
образа жизни;
-достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, соответствующего интересам обучающихся и потребностям
общества в формировании полноценной личности безопасного типа;
-взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета ОБЗР на уровнях основного общего и среднего общего
образования;
-подготовку выпускников к решению актуальных практических задач
безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни.
Всего на изучение ОБЗР на уровне среднего общего образования отводится 68 часов в 10–11
классах.
Для реализации программы используются учебники:
- Смирнов А.Т. Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс,
2020 год;
- Смирнов А.Т. Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс,
2020 год.

3
2. Содержание рабочей программы ОБЗР
Модуль № 1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства»:
правовая основа обеспечения национальной безопасности;
принципы обеспечения национальной безопасности;
реализация национальных приоритетов как условие обеспечения
национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации;
взаимодействие личности, государства и общества в реализации национальных приоритетов;
роль правоохранительных органов и специальных служб в обеспечении национальной
безопасности;
роль личности, общества и государства в предупреждении противоправной деятельности;
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС), структура, режимы функционирования;
территориальный и функциональный принцип организации РСЧС, ее задачи и примеры
их решения;
права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций; задачи
гражданской обороны;
права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны;
Россия в современном мире, оборона как обязательное условие мирного социальноэкономического развития Российской Федерации и обеспечение ее военной безопасности;
роль Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной
безопасности.
Модуль № 2 «Основы военной подготовки»:
- движение строевым шагом, движение бегом, походным шагом, движение с
изменением скорости движения, повороты в движении, выполнение воинского приветствия на
месте и в движении;
- основы общевойскового боя;
- основные понятия общевойскового боя (бой, удар, огонь, маневр);
- виды маневра;
- походный, предбоевой и боевой порядок действия подразделений;
- оборона, ее задачи и принципы;
- наступление, задачи и способы;
- требования курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности
- во время стрельб и тренировок;
- правила безопасного обращения с оружием;
- изучение условий выполнения упражнения начальных стрельб из стрелкового
оружия;
- способы удержания оружия и правильность прицеливания;
- назначение и тактико-технические характеристики современных видов стрелкового
оружия (автомат Калашникова АК-12, пистолет Ярыгина, пистолет Лебедева);
- перспективы и тенденции развития современного стрелкового оружия;
- история возникновения и развития робототехнических комплексов;
- виды, предназначение, тактико-технические характеристики и общее устройство
беспилотных летательных аппаратов (далее – БПЛА);
- конструктивные особенности БПЛА квадрокоптерного типа;
- история возникновения и развития радиосвязи;
- радиосвязь, назначение и основные требования;
- предназначение, общее устройство и тактико-технические характеристики
переносных радиостанций;
- местность как элемент боевой обстановки;

4
- тактические свойства местности, основные ее разновидности и влияние на боевые
действия войск, сезонные изменения тактических свойств местности;
- шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение;
- порядок оборудования позиции отделения;
- назначение, размеры и последовательность оборудования окопа для стрелка;
- понятие оружия массового поражения, история его развития, примеры применения,
его роль в современном бою;
- поражающие факторы ядерных взрывов;
- отравляющие вещества, их назначение и классификация;
- внешние признаки применения бактериологического (биологического) оружия;
- зажигательное оружие и способы защиты от него;
- состав и назначение штатных и подручных средств первой помощи;
- виды боевых ранений и опасность их получения;
- алгоритм оказания первой помощи при различных состояниях;
- условные зоны оказания первой помощи;
- характеристика особенностей «красной», «желтой» и «зеленой» зон;
- объем мероприятий первой помощи в «красной», «желтой» и «зеленой» зонах;
- порядок выполнения мероприятий первой помощи в «красной», «желтой» и «зеленой»
зонах;
- особенности прохождения службы по призыву, освоение военно-учетных
специальностей;
- особенности прохождения службы по контракту;
- организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской
Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы
безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий;
- военно-учебные заведения и военно-учебные центры.
Модуль № 3 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе»:
- понятие «культура безопасности», его значение в жизни человека, общества,
государства;
- соотношение понятий «опасность», «безопасность», «риск» (угроза);
- соотношение понятий «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация»;
- общие принципы (правила) безопасного поведения;
- индивидуальный, групповой, общественно-государственный уровень решения задачи
обеспечения безопасности;
- понятия «виктимность», «виктимное поведение», «безопасное поведение»;
- влияние действий и поступков человека на его безопасность и благополучие;
- действия, позволяющие предвидеть опасность;
- действия, позволяющие избежать опасности;
- действия в опасной и чрезвычайной ситуациях;
- риск-ориентированное мышление как основа обеспечения безопасности;
- риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности личности, общества,
государства.
Модуль № 4 «Безопасность в быту»:
- источники опасности в быту, их классификация;
- общие правила безопасного поведения;
- защита прав потребителя;
- правила безопасного поведения при осуществлении покупок в Интернете;

5
- причины и профилактика бытовых отравлений, первая помощь, порядок действий в
экстренных случаях;
- предупреждение бытовых травм;
- правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с опасностью получить
травму (спортивные занятия, использование различных инструментов, стремянок, лестниц и
другое), первая помощь при ушибах переломах, кровотечениях;
- основные правила безопасного поведения при обращении с газовыми и
электрическими приборами;
- последствия электротравмы;
- порядок проведения сердечно-легочной реанимации;
- основные правила пожарной безопасности в быту;
- термические и химические ожоги, первая помощь при ожогах;
- правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд, лифт,
придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула собак и других);
коммуникация с соседями;
- меры по предупреждению преступлений;
- аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения;
- правила безопасного поведения в ситуации аварии на коммунальной системе;
- порядок вызова аварийных служб и взаимодействия с ними; действия в экстренных
случаях.
Модуль № 5 «Безопасность на транспорте»:
- история появления правил дорожного движения и причины их изменчивости;
- риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на транспорте;
- безопасность пешехода в разных условиях (движение по обочине; движение в темное
время суток; движение с использованием средств индивидуальной мобильности);
- взаимосвязь безопасности водителя и пассажира;
- правила безопасного поведения при поездке в легковом автомобиле, автобусе;
- ответственность водителя, ответственность пассажира;
- представления о знаниях и навыках, необходимых водителю;
- порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного характера (при
отсутствии пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при опасности
возгорания; с большим количеством участников);
- основные источники опасности в метро, правила безопасного поведения, порядок
действий при возникновении опасных или чрезвычайных ситуаций;
- основные источники опасности на железнодорожном транспорте, правила
безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасных и чрезвычайных
ситуаций;
- основные источники опасности на водном транспорте, правила безопасного
поведения, порядок действий при возникновении опасной и чрезвычайной ситуации;
- основные источники опасности на авиационном транспорте, правила безопасного
поведения, порядок действий при возникновении опасной, чрезвычайной ситуации.
Модуль № 6 «Безопасность в общественных местах»:
- общественные места и их классификация;
- основные источники опасности в общественных местах закрытого и открытого типа,
общие правила безопасного поведения;
- опасности в общественных местах социально-психологического характера
(возникновение толпы и давки; проявление агрессии; криминогенные ситуации; случаи, когда
потерялся человек);
- порядок действий при риске возникновения или возникновении толпы, давки;

6
- эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи, правила безопасного
поведения при попадании в агрессивную и паническую толпу;
- правила безопасного поведения при проявлении агрессии;
- криминогенные ситуации в общественных местах, правила безопасного поведения,
порядок действия при попадании в опасную ситуацию;
- порядок действий в случаях, когда потерялся человек (ребенок; взрослый; пожилой
человек; человек с ментальными расстройствами);
- порядок действий в ситуации, если вы обнаружили потерявшегося человека;
- порядок действий при угрозе возникновения пожара в различных общественных
местах, на объектах с массовым пребыванием людей (медицинские и образовательные
организации, культурные, торгово-развлекательные учреждения и другие);
- меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения зданий и отдельных
конструкций;
- меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в случае террористического акта.
Модуль № 7 «Безопасность в природной среде»:
- отдых на природе, источники опасности в природной среде;
- основные правила безопасного поведения в лесу, в горах, на водоемах;
- общие правила безопасности в походе;
- особенности обеспечения безопасности в лыжном походе;
- особенности обеспечения безопасности в водном походе;
- особенности обеспечения безопасности в горном походе;
- ориентирование на местности;
- карты, традиционные и современные средства навигации (компас, GPS);
- порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной среде;
- источники опасности в автономных условия;
- сооружение убежища, получение воды и питания;
- способы защиты от перегрева и переохлаждения в разных природных условиях,
первая помощь при перегревании, переохлаждении и отморожении;
- природные чрезвычайные ситуации;
- общие правила поведения в природных чрезвычайных ситуациях (предвидеть;
избежать опасности; действовать: прекратить или минимизировать воздействие опасных
факторов; дождаться помощи);
- природные пожары, возможности прогнозирования и предупреждения;
- правила безопасного поведения, последствия природных пожаров для людей и
окружающей среды;
- природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными геологическими явлениями
и процессами: землетрясения, извержение вулканов, оползни, камнепады;
- возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий, правила
безопасного поведения, последствия природных чрезвычайных ситуаций, вызванных
опасными геологическими явлениями и процессами;
- природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными гидрологическими
явлениями и процессами: паводки, половодья, цунами, сели, лавины;
- возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий, правила
безопасного поведения, последствия природных чрезвычайных ситуаций,
- вызванных опасными гидрологическими явлениями и процессами;
- природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными метеорологическими
явлениями и процессами: ливни, град, мороз, жара;
- возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий, правила
безопасного поведения, последствия природных чрезвычайных ситуаций, вызванных
опасными метеорологическими явлениями и процессами;
- влияние деятельности человека на природную среду;

7
- причины и источники загрязнения Мирового океана, рек, почвы, космоса;
- чрезвычайные ситуации экологического характера, возможности прогнозирования,
предупреждения, смягчения последствий;
- экологическая грамотность и разумное природопользование.
Модуль № 8 «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»:
- понятия «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни», «лечение»,
«профилактика»;
- биологические, социально-экономические, экологические (геофизические),
психологические факторы, влияющие на здоровье человека;
- составляющие здорового образа жизни: сон, питание, физическая активность,
психологическое благополучие;
- общие представления об инфекционных заболеваниях;
- механизм распространения и способы передачи инфекционных заболеваний;
- чрезвычайные ситуации биолого-социального характера, меры профилактики и
защиты;
- роль вакцинации, национальный календарь профилактических прививок;
- вакцинация по эпидемиологическим показаниям;
- значение изобретения вакцины для человечества;
- неинфекционные заболевания, самые распространенные неинфекционные
заболевания;
- факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний;
- факторы риска возникновения онкологических заболеваний;
- факторы риска возникновения заболеваний дыхательной системы;
- факторы риска возникновения эндокринных заболеваний;
- меры профилактики неинфекционных заболеваний;
- роль диспансеризации в профилактике неинфекционных заболеваний;
- признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова скорой
медицинской помощи (инсульт, сердечный приступ, острая боль в животе, эпилепсия и
другие);
- психическое здоровье и психологическое благополучие;
- критерии психического здоровья и психологического благополучия;
- основные факторы, влияющие на психическое здоровье и психологическое
благополучие;
- основные направления сохранения и укрепления психического здоровья (раннее
выявление психических расстройств; минимизация влияния хронического: оптимизация
условий жизни, работы, учебы; профилактика злоупотребления алкоголя и употребления
наркотических средств; помощь людям, перенесшим психотравмирующую ситуацию);
- меры, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья;
- первая помощь, история возникновения скорой медицинской помощи и первой
помощи;
- состояния, при которых оказывается первая помощь;
- мероприятия по оказанию первой помощи;
- алгоритм первой помощи;
- оказание первой помощи в сложных случаях (травмы глаза; «сложные» кровотечения;
первая помощь с использованием подручных средств; первая помощь при нескольких травмах
одновременно);
- действия при прибытии скорой медицинской помощи.
Модуль № 9 «Безопасность в социуме»:
- определение понятия «общение»;
- навыки конструктивного общения;

8
- общие представления о понятиях «социальная группа», «большая группа», «малая
группа»;
- межличностное общение, общение в группе, межгрупповое общение
(взаимодействие);
- особенности общения в группе;
- психологические характеристики группы и особенности взаимодействия в группе;
- групповые нормы и ценности;
- коллектив как социальная группа;
- психологические закономерности в группе;
- понятие «конфликт», стадии развития конфликта;
- конфликты в межличностном общении, конфликты в малой группе;
- факторы, способствующие и препятствующие эскалации конфликта;
- способы поведения в конфликте;
- деструктивное и агрессивное поведение;
- конструктивное поведение в конфликте;
- роль регуляции эмоций при разрешении конфликта, способы саморегуляции;
- способы разрешения конфликтных ситуаций;
- основные формы участия третьей стороны в процессе урегулирования и разрешения
конфликта;
- ведение переговоров при разрешении конфликта;
- опасные проявления конфликтов (буллинг, насилие);
- способы противодействия буллингу и проявлению насилия;
- способы психологического воздействия;
- психологическое влияние в малой группе;
- положительные и отрицательные стороны конформизма;
- эмпатия и уважение к партнеру (партнерам) по общению как основа коммуникации;
- убеждающая коммуникация;
- манипуляция в общении, цели, технологии и способы противодействия;
- психологическое влияние на большие группы;
- способы воздействия на большую группу: заражение; убеждение; внушение;
подражание;
- деструктивные и псевдопсихологические технологии;
- противодействие вовлечению молодежи в противозаконную и антиобщественную
деятельность.
Модуль № 10 «Безопасность в информационном пространстве»:
- понятия «цифровая среда», «цифровой след»;
- влияние цифровой среды на жизнь человека;
- приватность, персональные данные;
- «цифровая зависимость», ее признаки и последствия;
- опасности и риски цифровой среды, их источники;
- правила безопасного поведения в цифровой среде;
- вредоносное программное обеспечение;
- виды вредоносного программного обеспечения, его цели, принципы работы;
- правила защиты от вредоносного программного обеспечения;
- кража персональных данных, паролей;
- мошенничество, фишинг, правила защиты от мошенников;
- правила безопасного использования устройств и программ;
- поведенческие опасности в цифровой среде и их причины;
- опасные персоны, имитация близких социальных отношений;
- неосмотрительное поведение и коммуникация в Интернете как угроза для будущей
жизни и карьеры;

9
- травля в Интернете, методы защиты от травли;
- деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой среде, их признаки;
- механизмы вовлечения в деструктивные сообщества;
- вербовка, манипуляция, «воронки вовлечения»;
- радикализация деструктива;
- профилактика и противодействие вовлечению в деструктивные сообщества;
- правила коммуникации в цифровой среде;
- достоверность информации в цифровой среде;
- источники информации, проверка на достоверность;
- «информационный пузырь», манипуляция сознанием, пропаганда;
- фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы;
- понятие «фейк», цели и виды, распространение фейков;
- правила и инструменты для распознавания фейковых текстов и изображений;
- понятие прав человека в цифровой среде, их защита;
- ответственность за действия в Интернете;
- запрещенный контент;
- защита прав в цифровом пространстве.
Модуль № 11 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
- экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества;
- понятия «экстремизм» и «терроризм», их взаимосвязь;
- варианты проявления экстремизма, возможные последствия;
- преступления террористической направленности, их цель, причины, последствия;
- опасность вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность: способы
и признаки;
- предупреждение и противодействие вовлечению в экстремистскую и
террористическую деятельность;
- формы террористических актов;
- уровни террористической угрозы;
- правила поведения и порядок действий при угрозе или в случае террористического
акта, проведении контртеррористической операции;
- правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской
Федерации;
- основы государственной системы противодействия экстремизму и терроризму, ее
цели, задачи, принципы;
- права и обязанности граждан и общественных организаций в области
противодействия экстремизму и терроризму.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета ОБЗР
Личностные результаты
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны способствовать
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции
личности, патриотизма, гражданственности и проявляться, прежде всего, в уважении к
памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, гордости за российские достижения, в готовности к
осмысленному применению принципов и правил безопасного поведения в повседневной
жизни, соблюдению правил экологического поведения, защите Отечества, бережном
отношении к окружающим людям, культурному наследию и уважительном отношении к
традициям многонационального народа Российской Федерации и к жизни в целом.

10
Личностные результаты изучения ОБЗР включают:
Гражданское воспитание:
сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и
способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни;
- уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей и
ответственности в области защиты населения и территории Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных с безопасностью жизнедеятельности;
- сформированность базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности как
основы для благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
- готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
- готовность к взаимодействию с обществом и государством в обеспечении
безопасности жизни и здоровья населения;
- готовность к участию в деятельности государственных социальных организаций и
институтов гражданского общества в области обеспечения комплексной безопасности
личности, общества и государства;
Патриотическое воспитание:
- сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему
народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою
Родину и Вооруженные Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее
многонационального народа России, российской армии и флота;
- ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и
природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооруженных Сил
Российской Федерации, достижениям государства в области обеспечения безопасности жизни
и здоровья людей;
- сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убежденность и
готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
Духовно-нравственное воспитание:
- осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
- сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного
отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства;
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность
реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать в
различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных
ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
- ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре
и традициям народов России, принятие идей волонтерства и добровольчества;
Эстетическое воспитание:
- эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности
жизнедеятельности;
- понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и безопасного
поведения в повседневной жизни;
5) ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития
общей теории безопасности, современных представлений о безопасности в технических,
естественно-научных, общественных, гуманитарных областях знаний, современной
концепции культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЗР, осознание его
значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и
государства;

11
- способность применять научные знания для реализации принципов безопасного
поведения (способность предвидеть, по возможности избегать, безопасно действовать в
опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях);
Физическое воспитание:
- осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему
здоровью и здоровью окружающих;
- знание приемов оказания первой помощи и готовность применять их в случае
необходимости;
- потребность в регулярном ведении здорового образа жизни;
- осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм
причинения вреда физическому и психическому здоровью;
Трудовое воспитание:
- готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития
личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности;
- готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в
процессе трудовой деятельности;
- интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военнопрофессиональную деятельность;
- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
Экологическое воспитание:
- сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального характера
экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности, общества и
государства;
- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе соблюдения
экологической грамотности и разумного природопользования;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
- расширение представлений о деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты
В результате изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования у обучающегося
будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
- Самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности личности,
общества и государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать,
разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях;
- устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и
классификации событий и явлений в области безопасности жизнедеятельности, выявлять их
закономерности и противоречия;
- определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации,
выбирать способы их достижения с учетом самостоятельно выделенных критериев в
парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для
реализации риск-ориентированного поведения;

12
- моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности,
общества и государства, анализировать их различные состояния для решения познавательных
задач, переносить приобретенные знания в повседневную жизнь;
- планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации,
необходимой для решения стоящей задачи;
- развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия:
- владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области
безопасности жизнедеятельности;
- осуществлять различные виды деятельности по приобретению нового знания, его
преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том числе при
разработке и защите проектных работ;
- анализировать содержание вопросов и заданий и выдвигать новые идеи,
самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учетом установленных
(обоснованных) критериев;
- раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным
(заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни;
- критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты,
обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;
- характеризовать приобретенные знания и навыки, оценивать возможность их
реализации в реальных ситуациях;
- использовать знания других предметных областей для решения учебных задач в
области безопасности жизнедеятельности; переносить приобретенные знания и навыки в
повседневную жизнь.
Работа с информацией:
- владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных
видов информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной
безопасности личности;
- создавать информационные блоки в различных форматах с учетом характера
решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от
опасностей цифровой среды;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном
процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
- осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию,
переносить принципы ее организации в повседневную жизнь;
- распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать значение
социальных знаков; определять признаки деструктивного общения;
- владеть приемами безопасного межличностного и группового общения;
- безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций;
- аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;

13
- самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный способ и
составлять план их решения в конкретных условиях;
- делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать
ответственность за свое решение;
- оценивать приобретенный опыт;
- расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе личных
предпочтений и за счет привлечения научно-практических знаний других предметных
областей; повышать образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль, принятие себя и других
- оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в свою деятельность;
- контролировать соответствие результатов целям;
- использовать приемы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации,
выбора оптимального решения;
- принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности контроля
всего вокруг;
- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе и оценке образовательной
ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую.
Совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в
конкретной учебной ситуации;
- ставить цели и организовывать совместную деятельность с учетом общих интересов,
мнений и возможностей каждого участника команды (составлять план, распределять роли,
принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной
работы, договариваться о результатах);
- оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат по
совместно разработанным критериям;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях;
предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической значимости;
проявлять творчество и разумную инициативу.
Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся активной
жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного
поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и
государства. Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем
безопасности и способности построения модели индивидуального и группового безопасного
поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны обеспечивать:
1) знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающих
национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз;
сформированность представлений о государственной политике в области обеспечения
государственной и общественной безопасности, защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций различного характера;
2) знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения
и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой
области; прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны; знание о действиях
по сигналам гражданской обороны;
3) сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах
военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты
государства; формирование представления о военной службе;

14
4) сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки; овладение
знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым оружием;
сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия
массового поражения, а также способах защиты от него;
5) сформированность представлений о современном общевойсковом бое; понимание о
возможностях применения современных достижений научно-технического прогресса в
условиях современного боя;
6) сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения
профессиональной траектории, в том числе и образовательных организаций осуществляющих
подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечении законности
и правопорядка;
7) сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности,
общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в
собственном поведении;
8) сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных
ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в
цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных ситуаций; знание
порядка действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
9) сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного
движения всеми участниками движения, правил безопасности на транспорте. Знание правил
безопасного поведения на транспорте, умение применять их на практике, знание о порядке
действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте;
10) знания о способах безопасного поведения в природной среде; умение применять их
на практике; знания порядка действий при чрезвычайных ситуациях природного характера;
сформированность представлений об экологической безопасности, ценности бережного
отношения к природе, разумного природопользования;
11) знания основ пожарной безопасности; умение применять их на практике для
предупреждения пожаров; знания порядка действий при угрозе пожара и пожаре в быту,
общественных местах, на транспорте, в природной среде; знания прав и обязанностей граждан
в области пожарной безопасности;
12) владение основами медицинских знаний: владение приемами оказания первой
помощи при неотложных состояниях, инфекционных и неинфекционных заболеваний,
сохранения психического здоровья; сформированность представлений о здоровом образе
жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения
к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях
биолого-социального и военного характера; умение применять табельные и подручные
средства для само- и взаимопомощи;
13) знание основ безопасного, конструктивного общения, умение различать опасные
явления в социальном взаимодействии, в том числе криминогенного характера; умение
предупреждать опасные явления и противодействовать им;
14) сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном
взаимодействии; знания о способах безопасного поведения в цифровой среде; умение
применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе
криминогенного характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и
противодействовать им;
15) сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь
личности, общества, государства деструктивной идеологии в том числе экстремизма,
терроризма; понимание роли государства в противодействии терроризму; умения различать
приемы вовлечения в деструктивные сообщества, экстремистскую и террористическую
деятельность и противодействовать им; знания порядка действий при объявлении разного
уровня террористической опасности и действий при угрозе или в случае террористического
акта, проведении контртеррористической операции.

15
Достижение результатов освоения программы ОБЗР обеспечивается посредством
включения в указанную программу предметных результатов освоения модулей ОБЗР:
Предметные результаты по модулю № 1 «Безопасное и устойчивое развитие
личности, общества, государства»:
- раскрывать правовые основы и принципы обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации;
- характеризовать роль личности, общества и государства в достижении стратегических
национальных приоритетов, объяснять значение их реализации в обеспечении комплексной
безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, приводить примеры;
- характеризовать роль правоохранительных органов и специальных служб в
обеспечении национальной безопасности;
- объяснять роль личности, общества и государства в предупреждении противоправной
деятельности;
- характеризовать правовую основу защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера;
- раскрывать назначение, основные задачи и структуру Единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
- объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области
безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области
гражданской обороны;
- уметь действовать при сигнале «Внимание всем!», в том числе при химической и
радиационной опасности;
- анализировать угрозы военной безопасности Российской Федерации, обосновывать
значение обороны государства для мирного социально-экономического развития страны;
- характеризовать роль Вооруженных Сил Российской в обеспечении национальной
безопасности.
Предметные результаты по модулю № 2 «Основы военной подготовки»:
- знать строевые приемы в движении без оружия;
- выполнять строевые приемы в движении без оружия;
- иметь представление об основах общевойскового боя;
- иметь представление об основных видах общевойскового боя и способах маневра в
бою;
- иметь представление о походном, предбоевом и боевом порядке подразделений;
- понимать способы действий военнослужащего в бою;
- знать правила и меры безопасности при обращении с оружием;
- приводить примеры нарушений правил и мер безопасности при обращении с оружием
и их возможных последствий;
- применять меры безопасности при проведении занятий по боевой подготовке и
обращении с оружием;
- знать способы удержания оружия, правила прицеливания и производства меткого
выстрела;
- определять характерные конструктивные особенности образцов стрелкового оружия
на примере автоматов Калашникова АК-74 и АК-12;
- иметь представление о современных видах короткоствольного стрелкового оружия;
- иметь представление об истории возникновения и развития робототехнических
комплексов;
- иметь представление о конструктивных особенностях БПЛА квадрокоптерного типа;
- иметь представление о способах боевого применения БПЛА;
- иметь представление об истории возникновения и развития связи;

16
- иметь представление о назначении радиосвязи и о требованиях, предъявляемых к
радиосвязи;
- иметь представление о видах, предназначении, тактико-технических характеристиках
современных переносных радиостанций;
- иметь представление о тактических свойствах местности и их влиянии на боевые
действия войск;
- иметь представление о шанцевом инструменте;
- иметь представление о позиции отделения и порядке оборудования окопа для стрелка;
- иметь представление о видах оружия массового поражения и их поражающих
факторах;
- знать способы действий при применении противником оружия массового поражения;
- понимать особенности оказания первой помощи в бою;
- знать условные зоны оказания первой помощи в бою;
- знать приемы самопомощи в бою;
- иметь представление о военно-учетных специальностях;
- знать особенности прохождение военной службы по призыву и по контракту;
- иметь представления о военно-учебных заведениях;
- иметь представление о системе военно-учебных центров при учебных заведениях
высшего образования.
Предметные результаты по модулю № 3 «Культура безопасности
жизнедеятельности в современном обществе»:
- объяснять смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск (угроза)», «культура
безопасности», «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация»,
- объяснять их взаимосвязь;
- приводить примеры решения задач по обеспечению безопасности в повседневной
жизни (индивидуальный, групповой и общественно-государственный уровни);
- знать общие принципы безопасного поведения, приводить примеры;
- объяснять смысл понятий «виктимное поведение», «безопасное поведение»;
- понимать влияние поведения человека на его безопасность, приводить примеры;
- иметь навыки оценки своих действий с точки зрения их влияния на безопасность;
- раскрывать суть риск-ориентированного подхода к обеспечению безопасности;
- приводить примеры реализации риск-ориентированного подхода на уровне личности,
общества, государства.
Предметные результаты по модулю № 4 «Безопасность в быту»:
- раскрывать источники и классифицировать бытовые опасности, обосновывать
зависимость риска (угрозы) их возникновения от поведения человека;
- знать права и обязанности потребителя, правила совершения покупок, в том числе в
Интернете; оценивать их роль в совершении безопасных покупок;
- оценивать риски возникновения бытовых отравлений, иметь навыки их
профилактики;
- иметь навыки первой помощи при бытовых отравлениях;
- уметь оценивать риски получения бытовых травм;
- понимать взаимосвязь поведения и риска получить травму;
- знать правила пожарной безопасности и электробезопасности, понимать влияние
соблюдения правил на безопасность в быту;
- иметь навыки безопасного поведения в быту при использовании газового и
электрического оборудования;
- иметь навыки поведения при угрозе и возникновении пожара;
- иметь навыки первой помощи при бытовых травмах, ожогах, порядок проведения
сердечно-легочной реанимации;

17
- знать правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд, лифт,
придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула собак и другие);
- понимать влияние конструктивной коммуникации с соседями на уровень
безопасности, приводить примеры;
- понимать риски противоправных действий, выработать навыки, снижающие
криминогенные риски;
- знать правила поведения при возникновении аварии на коммунальной системе;
- иметь навыки взаимодействия с коммунальными службами.
Предметные результаты по модулю № 5 «Безопасность на транспорте»:
знать правила дорожного движения;
- характеризовать изменения правил дорожного движения в зависимости от изменения
уровня рисков (риск-ориентированный подход);
- понимать риски для пешехода при разных условиях, выработать навыки безопасного
поведения;
- понимать влияние действий водителя и пассажира на безопасность дорожного
движения, приводить примеры;
- знать права, обязанности и иметь представление об ответственности пешехода,
пассажира, водителя;
- иметь представление о знаниях и навыках, необходимых водителю;
- знать правила безопасного поведения при дорожно-транспортных происшествиях
разного характера;
- иметь навыки оказания первой помощи, навыки пользования огнетушителем;
- знать источники опасности на различных видах транспорта, приводить примеры;
- знать правила безопасного поведения на транспорте, приводить примеры влияния
поведения на безопасность;
- иметь представление о порядке действий при возникновении опасных и чрезвычайных
ситуаций на различных видах транспорта.
Предметные результаты по модулю № 6 «Безопасность в общественных
местах»:
- перечислять и классифицировать основные источники опасности в общественных
местах;
- знать общие правила безопасного поведения в общественных местах, характеризовать
их влияние на безопасность;
- иметь навыки оценки рисков возникновения толпы, давки;
- знать о действиях, которые минимизируют риски попадания в толпу, давку, и о
действиях, которые позволяют минимизировать риск получения травмы в случае попадания в
толпу, давку;
- оценивать риски возникновения ситуаций криминогенного характера в общественных
местах;
- иметь навыки безопасного поведения при проявлении агрессии;
- иметь представление о безопасном поведении для снижения рисков криминогенного
характера;
- оценивать риски потеряться в общественном месте;
- знать порядок действий в случаях, когда потерялся человек;
- знать правила пожарной безопасности в общественных местах;
- понимать особенности поведения при угрозе пожара и пожаре в общественных местах
разного типа;
- знать правила поведения при угрозе обрушения или обрушении зданий или отдельных
конструкций;

18
- иметь представление о правилах
террористического акта в общественном месте.

поведения

при

угрозе

или

в

случае

Предметные результаты по модулю № 7 «Безопасность в природной среде»:
- выделять и классифицировать источники опасности в природной среде;
- знать особенности безопасного поведения при нахождении в природной среде, в том
числе в лесу, на водоемах, в горах;
- иметь представление о способах ориентирования на местности; знать разные способы
ориентирования, сравнивать их особенности, выделять преимущества и недостатки;
- знать правила безопасного поведения, минимизирующие риски потеряться в
природной среде;
- знать о порядке действий, если человек потерялся в природной среде;
- иметь представление об основных источниках опасности при автономном
нахождении в природной среде, способах подачи сигнала о помощи;
- иметь представление о способах сооружения убежища для защиты от перегрева и
переохлаждения, получения воды и пищи, правилах поведения при встрече с дикими
животными;
- иметь навыки первой помощи при перегреве, переохлаждении, отморожении, навыки
транспортировки пострадавших;
- называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации;
- выделять наиболее характерные риски для своего региона с учетом географических,
климатических особенностей, традиций ведения хозяйственной деятельности, отдыха на
природе;
- раскрывать применение принципов безопасного поведения (предвидеть опасность; по
возможности избежать ее; при необходимости действовать)
- для природных чрезвычайных ситуаций;
- указывать причины и признаки возникновения природных пожаров;
- понимать влияние поведения человека на риски возникновения природных пожаров;
- иметь представление о безопасных действиях при угрозе и возникновении природного
пожара;
- называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации, вызванные
опасными геологическими явлениями и процессами;
- раскрывать возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий
природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными геологическими явлениями и
процессами;
- иметь представление о правилах безопасного поведения при природных
чрезвычайных ситуациях, вызванных опасными геологическими явлениями и процессами;
- оценивать риски природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными
геологическими явлениями и процессами, для своего региона, приводить примеры рискориентированного поведения;
- называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации, вызванные
опасными гидрологическими явлениями и процессами;
- раскрывать возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий
природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями и
процессами;
- иметь представление о правилах безопасного поведения при природных
чрезвычайных ситуациях, вызванных опасными гидрологическими явлениями и процессами;
- оценивать риски природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными
гидрологическими явлениями и процессами, для своего региона, приводить примеры рискориентированного поведения;
- называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации, вызванные
опасными метеорологическими явлениями и процессами;

19
- раскрывать возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий
природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными явлениями и процессами;
- знать правила безопасного поведения при природных чрезвычайных ситуациях,
вызванных опасными метеорологическими явлениями и процессами;
- оценивать риски природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными
метеорологическими явлениями и процессами, для своего региона, приводить примеры рискориентированного поведения;
- характеризовать источники экологических угроз, обосновывать влияние
человеческого фактора на риски их возникновения;
- характеризовать значение риск-ориентированного подхода к обеспечению
экологической безопасности;
- иметь навыки экологической грамотности и разумного природопользования.
Предметные результаты по модулю № 8 «Основы медицинских знаний.
Оказание первой помощи»:
- объяснять смысл понятий «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни»,
«лечение», «профилактика» и выявлять взаимосвязь между ними;
- понимать степень влияния биологических, социально-экономических, экологических,
психологических факторов на здоровье;
- понимать значение здорового образа жизни и его элементов для человека, приводить
примеры из собственного опыта;
- характеризовать инфекционные заболевания, знать основные способы
распространения и передачи инфекционных заболеваний;
- иметь навыки соблюдения мер личной профилактики;
- понимать роль вакцинации в профилактике инфекционных заболеваний, приводить
примеры;
- понимать значение национального календаря профилактических прививок и
вакцинации населения, роль вакцинации для общества в целом;
- объяснять смысл понятия «вакцинация по эпидемиологическим показаниям»;
- иметь представление о чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера,
действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера (на примере
эпидемии);
- приводить примеры реализации риск-ориентированного подхода к обеспечению
безопасности при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера;
- характеризовать наиболее распространенные неинфекционные заболевания
(сердечно-сосудистые, онкологические, эндокринные и другие), оценивать основные факторы
риска их возникновения и степень опасности;
- характеризовать признаки угрожающих жизни и здоровью состояний (инсульт,
сердечный приступ и другие);
- иметь навыки вызова скорой медицинской помощи;
- понимать значение образа жизни в профилактике и защите от неинфекционных
заболеваний;
- раскрывать значение диспансеризации для ранней диагностики неинфекционных
заболеваний, знать порядок прохождения диспансеризации;
- объяснять смысл понятий «психическое здоровье» и «психологическое
благополучие», характеризовать их влияние на жизнь человека;
- знать основные критерии психического здоровья и психологического благополучия;
- характеризовать факторы, влияющие на психическое здоровье и психологическое
благополучие;
- иметь представление об основных направления сохранения и укрепления
психического здоровья и психологического благополучия;

20
- характеризовать негативное влияние вредных привычек на умственную и физическую
работоспособность, благополучие человека;
- характеризовать роль раннего выявления психических расстройств и создания
благоприятных условий для развития;
- объяснять смысл понятия «инклюзивное обучение»;
- иметь навыки, позволяющие минимизировать влияние хронического стресса;
- характеризовать признаки психологического неблагополучия и критерии обращения
за помощью;
- знать правовые основы оказания первой помощи в Российской Федерации;
- объяснять смысл понятий «первая помощь», «скорая медицинская помощь», их
соотношение;
- знать о состояниях, при которых оказывается первая помощь, и действиях при
оказании первой помощи;
- иметь навыки применения алгоритма первой помощи;
- иметь представление о безопасных действиях по оказанию первой помощи в
различных условиях (травмы глаза; «сложные» кровотечения; первая помощь с
использованием подручных средств; первая помощь при нескольких травмах одновременно).
Предметные результаты по модулю № 9 «Безопасность в социуме»:
- объяснять смысл понятия «общение»;
-характеризовать роль общения в жизни человека, приводить примеры межличностного
общения и общения в группе;
- иметь навыки конструктивного общения;
- объяснять смысл понятий «социальная группа», «малая группа», «большая группа»;
- характеризовать взаимодействие в группе;
- понимать влияние групповых норм и ценностей на комфортное и безопасное
взаимодействие в группе, приводить примеры;
- объяснять смысл понятия «конфликт»;
- знать стадии развития конфликта, приводить примеры;
- характеризовать факторы, способствующие и препятствующие развитию конфликта;
- иметь навыки конструктивного разрешения конфликта;
- знать условия привлечения третьей стороны для разрешения конфликта;
- иметь представление о способах пресечения опасных проявлений конфликтов;
- раскрывать способы противодействия буллингу, проявлениям насилия;
- характеризовать способы психологического воздействия;
- характеризовать особенности убеждающей коммуникации;
- объяснять смысл понятия «манипуляция»;
- называть характеристики манипулятивного воздействия, приводить примеры;
- иметь представления о способах противодействия манипуляции;
- раскрывать механизмы воздействия на большую группу (заражение, убеждение,
внушение, подражание и другие), приводить примеры;
- иметь представление о деструктивных и псевдопсихологических технологиях и
способах противодействия.
Предметные результаты по модулю № 10 «Безопасность в информационном
пространстве»:
- характеризовать цифровую среду, ее влияние на жизнь человека;
- объяснять смысл понятий «цифровая среда», «цифровой след», «персональные
данные»;
- анализировать угрозы цифровой среды (цифровая зависимость, вредоносное
программное обеспечение, сетевое мошенничество и травля, вовлечение в деструктивные
сообщества, запрещенный контент и другие), раскрывать их характерные признаки;

21
- иметь навыки безопасных действий по снижению рисков, и защите от опасностей
цифровой среды;
- объяснять смысл понятий «программное обеспечение», «вредоносное программное
обеспечение»;
- характеризовать и классифицировать опасности, анализировать риски, источником
которых является вредоносное программное обеспечение;
- иметь навыки безопасного использования устройств и программ;
- перечислять и классифицировать опасности, связанные с поведением людей в
цифровой среде;
- характеризовать риски, связанные с коммуникацией в цифровой среде (имитация
близких социальных отношений; травля; шантаж разглашением сведений; вовлечение в
деструктивную, противоправную деятельность), способы их выявления и противодействия
им;
- иметь навыки безопасной коммуникации в цифровой среде;
- объяснять смысл и взаимосвязь понятий «достоверность информации»,
«информационный пузырь», «фейк»;
- иметь представление о способах проверки достоверности, легитимности информации,
ее соответствия правовым и морально-этическим нормам;
- раскрывать правовые основы взаимодействия с цифровой средой, выработать навыки
безопасных действий по защите прав в цифровой среде;
- объяснять права, обязанности и иметь представление об ответственности граждан и
юридических лиц в информационном пространстве.
Предметные результаты по модулю № 11 «Основы противодействия
экстремизму и терроризму»:
- характеризовать экстремизм и терроризм как угрозу благополучию человека,
стабильности общества и государства;
- объяснять смысл и взаимосвязь понятий «экстремизм» и «терроризм»;
- анализировать варианты их проявления и возможные последствия;
- характеризовать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность, выработать навыки безопасных действий при их обнаружении;
- иметь представление о методах и видах террористической деятельности;
- знать уровни террористической опасности, иметь навыки безопасных действий при их
объявлении;
- иметь представление о безопасных действиях при угрозе (обнаружение бесхозных
вещей, подозрительных предметов и другие) и в случае террористического акта (подрыв
взрывного устройства, наезд транспортного средства, попадание в заложники и другие),
проведении контртеррористической операции;
- раскрывать правовые основы, структуру и задачи государственной системы
противодействия экстремизму и терроризму; объяснять права, обязанности и иметь
представление об ответственности граждан и юридических лиц в области противодействия
экстремизму и терроризму.

22
4. Тематическое планирование
№

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

Электронный (цифровые)
образовательные ресурсы

Модуль № 1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства»
Взаимодействие личности, общества
https://resh.edu.ru
1.1
и
государства
в
обеспечении
1
национальной безопасности
Государственная и общественная
https://resh.edu.ru
1.2
безопасность
1
Роль личности, общества
https://resh.edu.ru
и государства в предупреждении
1
1.3
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Оборона страны как обязательное
https://resh.edu.ru
1.4
условие благополучного развития
1
страны
Итого по модулю
4
Модуль № 2 «Основы военной подготовки»
2.1
Строевые приемы и движение без
1
https://resh.edu.ru
оружия (строевая подготовка)
2.2
Основные виды тактических действий
1
https://resh.edu.ru
войск (тактическая подготовка)
2.3
Требования
безопасности
при
https://resh.edu.ru
обращении с оружием и боеприпасами
1
(огневая подготовка)
2.4
Виды,
назначение
и
тактикоhttps://resh.edu.ru
технические
характеристики
1
современного стрелкового оружия
(огневая подготовка)
2.5
Беспилотные летательные аппараты
https://resh.edu.ru
(БПЛА) – эффективное средство в
условиях военных действий.
1
Морские
беспилотные
аппараты
(основы технической подготовки и
связи)
2.6
Предназначение, общее устройство
https://resh.edu.ru
и тактико-технические характеристики
1
переносных радиостанций
(основы технической подготовки и
связи)
2.7
Свойства местности и их применение в
1
https://resh.edu.ru
военном деле (военная топография)
2.8
Фортификационное
оборудование
1
https://resh.edu.ru
позиции отделения. Виды укрытий и
убежищ (инженерная подготовка)
2.9
Оружие
массового
поражения
1
https://resh.edu.ru
(радиационная,
химическая,
биологическая защита)
2.10 Первая помощь на поле боя (военно2
https://resh.edu.ru
медицинская подготовка.

23
Тактическая медицина)
Особенности прохождения военной
1
https://resh.edu.ru
службы по призыву и по контракту.
Военно-учебные заведения и военноучебные
центры
(тактическая
подготовка)
Итого по модулю
12
Модуль № 3 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»
3.1
Современные
представления
о
1
https://resh.edu.ru
культуре безопасности
3.2
Влияние поведения на безопасность.
1
https://resh.edu.ru
Риск-ориентированный
подход
к
обеспечению безопасности на уровне
личности, общества и государства
Итого по модулю
2
Модуль № 4 «Безопасность в быту»
4.1
Источники опасности в быту.
2
https://resh.edu.ru
Профилактика и первая помощь при
отравлениях
4.2
Безопасность в быту.
2
https://resh.edu.ru
Предупреждение травм и первая
помощь при них.
Пожарная безопасность в быту
4.3
Безопасное поведение в местах общего
2
https://resh.edu.ru
пользования
Итого по модулю
6
Модуль № 5 «Безопасность на транспорте»
5.1
Безопасность дорожного движения
2
https://resh.edu.ru
5.2
Порядок действий при дорожно1
https://resh.edu.ru
транспортных происшествиях
5.3
Безопасное поведение на разных видах
2
https://resh.edu.ru
транспорта
Итого по модулю
5
Модуль № 6 «Безопасность в общественных местах»
6.1
Безопасность в общественных местах.
1
https://resh.edu.ru
Опасности социальнопсихологического характера
6.2
Безопасность в общественных местах.
2
https://resh.edu.ru
Опасности криминального характера
6.3
Безопасность в общественных местах.
2
https://resh.edu.ru
Действия при пожаре, обрушении
конструкций, угрозе или совершении
террористического акта
Итого по модулю
5
Модуль № 7 «Безопасность в природной среде»
7.1
Безопасность в природной среде
1
https://resh.edu.ru
7.2
Выживание в автономных условиях
1
https://resh.edu.ru
7.3
Природные чрезвычайные ситуации.
1
https://resh.edu.ru
Природные пожары
2.11

24
Природные чрезвычайные ситуации.
1
https://resh.edu.ru
Опасные геологические явления и
процессы: землетрясения, извержение
вулканов, оползни, сели, камнепады
7.5
Природные чрезвычайные ситуации.
1
https://resh.edu.ru
Опасные гидрологические явления и
процессы: паводки, половодья,
цунами, сели, лавины
7.6
Природные чрезвычайные ситуации.
1
https://resh.edu.ru
Опасные метеорологические явления и
процессы: ливни, град, мороз, жара
7.7
Экологическая грамотность
1
https://resh.edu.ru
и разумное природопользование
Итого по модулю
7
Модуль № 8 «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»
8.1
Факторы, влияющие на здоровье
1
https://resh.edu.ru
человека. Здоровый образ жизни
8.2
Инфекционные заболевания.
2
https://resh.edu.ru
Значение вакцинации в борьбе с
инфекционными заболеваниями
8.3
Неинфекционные заболевания.
1
https://resh.edu.ru
Факторы риска и меры профилактики.
Роль диспансеризации для сохранения
здоровья
8.4
Психическое здоровье и
1
https://resh.edu.ru
психологическое благополучие
8.5
Первая помощь пострадавшему
2
https://resh.edu.ru
Итого по модулю
7
Модуль № 9 «Безопасность в социуме»
9.1
Общение в жизни человека.
1
https://resh.edu.ru
Межличностное общение, общение в
группе
9.2
Конфликты и способы их разрешения
2
https://resh.edu.ru
9.3
Конструктивные и деструктивные
2
https://resh.edu.ru
способы психологического
воздействия
9.4
Психологические механизмы
2
https://resh.edu.ru
воздействия на большие группы людей
Итого по модулю
7
Модуль № 10 «Безопасность в информационном пространстве»
10.1 Безопасность в цифровой среде
1
https://resh.edu.ru
10.2 Опасности, связанные с
1
https://resh.edu.ru
использованием программного
обеспечения
10.3 Опасности, связанные с
2
https://resh.edu.ru
коммуникацией в цифровой среде
10.4 Достоверность информации в
2
https://resh.edu.ru
цифровой среде
10.5 Защита прав в цифровом пространстве
1
https://resh.edu.ru
Итого по модулю
7
7.4

25
Модуль № 11 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
Экстремизм и терроризм как угроза
2
https://resh.edu.ru
устойчивого развития общества
11.2 Правила безопасного поведения при
2
https://resh.edu.ru
угрозе и совершении
террористического акта
11.3 Противодействие экстремизму и
2
https://resh.edu.ru
терроризму
Итого по модулю
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
68
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
11.1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».