МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СОШ-детский сад №17»)
РАССМОТРЕНА
на заседании ШМО
Протокол №1
от «26» августа 2024 г.
Руководитель МО
_________С.А.Новицкая
СОГЛАСОВАНА
Зам. директора
________ Е.Л.Ли
«26» августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНА
Директор _____Е.М.Демидова
Приказ № 460/01-13
от «27» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«Подготовка к ЕГЭ по математике»
для 11 класса
Составитель: Касовская Ирина Павловна, учитель математики
г.Евпатория , 2024 г
2
1. Пояснительная записка.
Главная цель предлагаемой программы заключается не только в подготовке к ЕГЭ,
и в овладении определённым объём знаний, готовых методов решения нестандартных
задач, но и в том, чтобы научить самостоятельно мыслить, творчески подходить к любой
проблеме. Цели курса:
•
учащихся;
•
•
умений;
совершенствовать математическую культуру и творческие способности
расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса алгебры;
закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и
•
умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в
других дисциплинах.
•
создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков
анализа и систематизации, полученных ранее знаний;
•
подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
•
вовлечение обучающихся в поисковую научно-исследовательскую
деятельность, формирование интереса к глубокому изучению технических
фундаментальных наук.
В соответствии с принятой Концепцией развития математического образования в
Российской Федерации, математическое образование решает, в частности, следующие
ключевые задачи:
•
реализация индивидуализации обучения;
образовательных потребностей школьников по алгебре;
удовлетворение
•
формирование устойчивого интереса учащихся к предмету;
•
выявление и развитие их математических способностей;
•
подготовка к обучению в ВУЗе;
•
обеспечение усвоения
обучающимися
приемов
и способов решения задач;
наиболее
общих
•
развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу
и в незнакомой ситуации;
•
формирование и развитие аналитического и логического мышления;
расширение математического представления учащихся по определённым темам,
включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений;
•
развитие
коммуникативных
и
общеучебных
навыков,
самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.
навыков
Рабочая программа отвечает требованиям обучения на старшей ступени, направлена
на реализацию личностно ориентированного обучения, основана на деятельностном
подходе к обучению, предусматривает овладение учащимися способами деятельности,
методами и приемами решения математических задач. Включение уравнений и неравенств
нестандартных типов, комбинированных уравнений и неравенств, текстовых задач разных
типов, рассмотрение методов и приемов их решений отвечают назначению элективного
3
курса - расширению и углублению содержания курса математики с целью подготовки
учащихся 11 классов к государственной итоговой аттестации.
Место элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по математике» в учебном плане: часть
учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивающая
реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. На изучение элективного курса
«Подготовка к ЕГЭ по математике» в 11 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Для реализации программы данного элективного курса, разработанного на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(базовый уровень), Примерной программы среднего полного общего образования по
математике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т.А.
Бурмистровой / Сост. Бурмистрова Т.А., 1)
Математика. ЕГЭ 2021. Д.А. Мальцев, А.А.
Мальцев, Л.И. Мальцева. - Ростов н/Д; М.: Народное образование, 2021.
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по математике»
составлена с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного
учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
4
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей
точки зрения.
2. Содержание элективного курса.
Числа, корни, степени (3 часа). Числа и выражения. Все действия с
действительными числами. Свойства действий. Тождественные преобразования
алгебраических выражений. Формулы сокращенного умножения. Тождественные
преобразования выражений, содержащих
корни натуральной степени. Обобщить,
систематизировать и углубить знания о решении задач с целыми, действительными,
рациональными и иррациональными числами, степенями с целым и рациональным
показателем, задач с дробями, модулями и на проценты. Использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. (№1, №2, №3, №17,
№19).
Текстовые задачи (5 часа). Тестовые задачи и задачи на «проценты», логические
задачи. Обобщить, систематизировать и углубить знания о решении текстовых задачах и их
применении в различных сферах деятельности человека. Познакомить со способами
построения и исследования простейших математических моделей, с методами решения
задач ЕГЭ типа №6, №11, №12, №14. Решение логических задач типа 18, 20.
Равенства (2 часа). Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Системы
уравнений. Рациональные неравенства и системы неравенств.
Логарифмические
уравнения. Показательные уравнения. Показательные и логарифмические неравенства.
Тригонометрические уравнения. Обобщить, систематизировать и углубить знания о
рациональных, иррациональных, показательных, логарифмических, тригонометрических
уравнениях и неравенствах, системах уравнений, рациональных неравенствах и системах
неравенств, об использовании свойств графиков функций при решении уравнений и
неравенств. Ознакомить с применением математических методов для решения
содержательных задач из различных областей науки и практики, с использованием
показательных и логарифмических уравнений для расчета задач по физике по теме
«Ядерная физика», а также с методами решения задания ЕГЭ типа №4, №5.
Функции (5 часа). Свойства функций. Чтение таблиц, графиков и диаграмм реальных
зависимостей. Тригонометрические, показательные, логарифмические, степенные
функции. Обобщить, систематизировать и углубить умения вычислять значения
тригонометрических, показательных, логарифмических, степенных функций и выполнять
преобразования тригонометрических, логарифмических выражений.
Производные и интегралы (5 часа). Интегралы и производные. Нахождение
наибольшего и наименьшего значений функций Производная. Исследование функций с
помощью производной. Обобщить, систематизировать и углубить знания о производной и
первообразной функции. Ознакомить с применением производной для нахождения
скорости для процесса, заданного формулой или графиком, с использованием производной
для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социальноэкономических задачах, №11, №14.
Планиметрия (5 часа). Свойства многоугольников. Площади. Обобщить,
систематизировать и углубить знания о треугольниках, четырехугольниках, окружности,
круге, многоугольниках, координатах и векторах, повторить единицы измерения.
Познакомить с решением заданий ЕГЭ типа №8, №15.
Стереометрия (5 часа). Объёмы. Площади поверхности геометрических тел.
Обобщить, систематизировать и углубить знания о прямых, плоскостях, многогранниках,
5
телах вращения. Ознакомить с приемами решения стереометрических задач, с решением
заданий ЕГЭ типа №13, №16.
Работа с контрольно-измерительными материалами (4 ч)
.
3. Планируемые результаты освоения элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по
математике».
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
урокам математики;
понимание роли математических действий в жизни человека;
интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы
предметно-исследовательской деятельности;
понимание причин успеха в учебе.
Обучающийся получит возможность для формирования:
интереса к познанию математических фактов, количественных отношений,
математических зависимостей в окружающем мире;
общих представлений о рациональной организации мыслительной
деятельности;
самооценки на основе заданных критериев успешности учебной
деятельности;
представления о значении математики для познания окружающего мира.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в индивидуальной
учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный
результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать
самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения творческой работы);
подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
работая по предложенному или самостоятельно составленному плану,
использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная
литература, сложные приборы, компьютер);
работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью
деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства
(в том числе и Интернет); уметь оценить степень успешности своей индивидуальной
образовательной деятельности;
давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»),
определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого
надо сделать»).
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи)
сверстников; в сотрудничестве с учителем, группой находить несколько вариантов
решения
учебной задачи; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в действия с наглядным материалом.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
6
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их
применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные
зависимости; приводить примеры такого описания;
- значение математики как науки и значение математики в повседневной жизни, а
также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности
-проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных
выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические
функции;
- моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять уравнения и
неравенства по условию задачи;
- решать рациональные, иррациональные, тригонометрические, показательные и
логарифмические уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
- решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических,
алгебраических величин, применяя изученные математические формулы, уравнения
и неравенства;
- решать прикладные задачи с применением производных;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую
правильность полученных результатов;
- пользоваться справочной литературой и таблицами;
- решать задания по типу приближенных к заданиям ЕГЭ - применять основные
методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) к
решению геометрических задач.
применять вышеуказанные знания на практике.
4. Тематическое планирование.
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество
часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Числа, корни, степени.
https://math-ege.sdamgia.ru/
Текстовые задачи и задачи на проценты
https://math-ege.sdamgia.ru/
Уравнения и неравенства
https://math-ege.sdamgia.ru/
Функции. Графики и диаграммы, чтение
таблиц.
https://math-ege.sdamgia.ru/
Производные и интегралы
https://math-ege.sdamgia.ru/
Планиметрия
5
https://math-ege.sdamgia.ru/
Стереометрия
5
https://math-ege.sdamgia.ru/
Работа с контрольно-измерительными
материалами
4
https://math-ege.sdamgia.ru/
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
34
7