Рабочая программа учебного курса Шаг в медицину 10-11 классы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СОШ-детский сад №17»)
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
Протокол №1
от «26» августа 2024г.
Руководитель МО
_________Н.Н. Куртумерова

СОГЛАСОВАНА
Зам.директора
________ Е.Л. Ли
«26» августа 2024г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор____Е.М.Демидова
Приказ № 460/01-13
от «27» августа 2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
«ШАГ В МЕДИЦИНУ»
10-11М класс

Составитель: Коробчук Татьяна Васильевна, учитель биологии

г. Евпатория, 2024г.

2
1.Пояснительная записка.
Программа предназначена для обучающихся 10-11 классов по естественно-научному
профилю медицинской направленности. Программа реализует ориентационный элективный
курс предпрофессионального образования.
Представляет собой сочетание специально организованных процедур практического
знакомства с содержанием профессиональной деятельности медицинского работника,
информационной поддержки выбора профиля дальнейшего образования и наиболее
адаптированных к данной ситуации активизирующих методов в профессиональном выборе.
Цель:
формирование медицинской грамотности обучающихся;
повышение качества биологического образования на основе применения современных
информационно-коммуникационных технологий;
социализация обучающихся через профессиональную самоориентацию;
потребность в здоровом образе жизни.
Задачи:
1)знакомство с профессией
2)возможность попробовать свои силы
3)помощь в профессиональном самоопределении в медицине, поддержание интереса к
профессии
4)умение оказывать первую помощь
5)формирование ответственного отношения здоровью и пропаганда здорового образа
жизни
Место учебного курса «Шаг в медицину» в учебном плане: в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования
элективный курс «Шаг в медицину» входит в предметную область «Естественно-научные
предметы». На изучение курса отводится 34 часа за два года(10кл-17ч, 11кл-17ч).
Рабочая программа элективного курса «Шаг в медицину»составлена с учетом
рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;

3
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
2. Содержание курса.
РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМА ЗДРАВОХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основные направления по оказанию медицинской помощи населению. Виды
медицинской помощи и медицинских организаций. Уровни медицинского образования.
Медицинская помощь и медицинские услуги. Медицинский персонал. Понятие о
медицинском уходе. Теория безопасности в медицине.
РАЗДЕЛ 2. САНИТАРНО-ЭПИДИМИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В МЕДИЦИНСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ
Методы асептики и антисептики. Основные правила асептики и антисептики. Виды и
методы дезинфекции. Методы и этапы стерилизации медицинских приборов и оборудования.
Правила безопасной работы с пациентом.Особенности больничной среды.
Внутрибольничные инфекции и их профилактика. Индивидуальная защита медицинских
работников.
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ КАРДИОЛОГИИИ
Сердечно-сосудистая система. Строение и работа сердца. Основы сердечной
деятельности. Методы изучения работы сердца. Аускультация сердечных тонов в норме и
патологии. Частота сердечных сокращений. Определение и измерение пульса. Факторы
нарушения работы сердца. Аритмия. Сердечный приступ и нарушение ритма. Кровеносные
сосуды. Микроциркуляторное русло.
Артериальное давление: норма и патология. Правила измерения артериального
давления. Виды и особенности тонометров. Особенности артериального давления у детей.
Артериальные гипотензии. Обморок. Артериальные гипертензии. Инсульт.
Практические работы.
1.Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы.
2.Метод регистрации электрической активности сердца.
3.Определение минутного объема кровообращения косвенным методом в покое и после
физической нагрузки»
4.Измерение кровяного давления.
РАЗДЕЛ 4. ОРГАНЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Особенности строения органов дыхательной системы. Физиология дыхания.
Дыхательный акт и вентиляция лёгких. Спирометрия.
Газообмен в лёгких и тканях. Пульсоксиметрия. Нарушения функций и регуляции
дыхания, механизмы их компенсации. Аллергия. Этиология аллергических заболеваний,
классификация аллергенов.
Практические работы.
1.Измерение жизненной ёмкости лёгких.
РАЗДЕЛ 5. ПУТИ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Пути введения лекарственных средств. Преимущества и недостатки каждого способа.
Энтеральные пути. Правила приёма лекарственных средств. Парентеральные пути введения

4
лекарственных средств. Инъекции.
Виды инъекций: внутримышечная, внутрикожная, подкожная, внутривенная.
Методики и правила, используемые для проведения инъекций. Постинъекционные
осложнения: их причины и профилактика.
Практические работы.
1.Техника инъекций.
РАЗДЕЛ 6. ОСНОВЫ ДЕСМУРГИИ
Повязки. Виды перевязочного материала. Основные свойства перевязочного
материала. Виды повязок по цели наложения. Виды повязок по технике наложения. Понятие
о перевязке. Современные средства транспортной иммобилизации. Общие правила
наложения повязок. Правила бинтования. Требования к готовой повязке. Используемый
материал для наложения повязки. Правила наложения повязок. Показания и техника
наложения повязок. Повязки на голову. Повязки на верхнюю конечность. Повязки на
грудную клетку и живот. Повязки на нижнюю конечность.
Практические работы.
1.Техника наложения повязок.
РАЗДЕЛ 7. ОРГАНЫ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА
Особенности строения органов желудочно-кишечного тракта. Нарушения работы
органов ЖКТ. Очистительные процедуры органов ЖКТ. Проведение очистительной клизмы.
Промывание желудка толстым зондом. Методика и этапы проведения очистительных
процедур. Показания и противопоказания проведения очистительной
клизмы
и
промывания желудка. Правила асептики и антисептики при проведении
очистительных процедур.
Практические работы.
1.Промывание желудка толстым зондом.
РАЗДЕЛ 8.ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ
Инфекционные болезни: классификация, особенности течения. Основные пути
заражения и передачи инфекции. Проявления основных инфекционных болезней. Лечение
инфекционных
заболеваний. Этиотропное лечение. Патогенетическое лечение.
Симптоматическое лечение. Иммунитет. Методы профилактики инфекционных болезней.
РАЗДЕЛ 9.РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Половое созревание человека: этапы и особенности каждого этапа. Половые гормоны
и их значение. Репродуктивное здоровье человека. Факторы, угрожающие репродуктивному
здоровью человека. Основные этапы эмбриогенеза человека. Биомеханизм физиологических
родов. Периоды жизни ребёнка. Особенности ухода за новорождёнными и детьми
грудного возраста. Правила пеленания и одежда детей первого года жизни.
Практические работы.
1.Пеленание новорождённых.
РАЗДЕЛ 10.ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА
Этика и долг современного медицинского работника. Модель взаимоотношений
между медицинским работником и пациентом. Внешний вид медицинского работника.
Правило конфиденциальности по отношению
к пациенту. Юридические аспекты
взаимоотношений между медицинским работником и пациентом. Современная медицинская
помощь. Правила общения с пациентом. План опроса и обследования пациента. Этапы
научной организации ухода за пациентом. Классификация проблем пациента и способов их
выявления. Основные виды медицинской документации. Модели организации медицинской
помощи.
РАЗДЕЛ 11.ОСНОВЫ УХОДА ЗА ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ
Терморегуляция человека: минимальная и максимальная температуры тела.
Измерение температуры. Лихорадка и её виды. Гипертермия: причины возникновения.
Температурный лист. Пролежни и причины их возникновения.

5
РАЗДЕЛ 12.ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Понятия «здоровье», «гигиена», «санитария». Принципы здорового образа жизни. Правила
рационального режима дня и питания. Анорексия. Ожирение. Оздоровительная физкультура.
Антропометрия. Биологический возраст человека. Функциональные резервы организма
человека.
Практические работы.
1.Антропометрия. Оценка физического развития человека.
2.Расчёт биологического возраста.
3.Составление режима дня и рациона питания с учётом физиологических потребностей.
3.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
понимание сущности социальной значимости медицинской профессии;
стремление к осознанному выбору профессии и построение дальнейшей
индивидуальной траектории образования;
значение основных принципов и правил здорового образа жизни и
здоровъесберигющих
технологий;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в российском обществе правилами и нормами поведения.
Гражданское воспитание:
сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и
способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни;
воспитание гражданской идентичности: уважения к многонациональному народу
России, чувства ответственности перед другими людьми, гордости за свой край;
формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности
Патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему
народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою
Родину и Вооружённые силы Российской Федерации, прошлое и настоящее
многонационального народа России, российской армии и флота;
готовность к служению Отечеству, его защите.
Духовно-нравственное воспитание:
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного
отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность
реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать в
различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных
ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и
традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества.
Эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности
жизнедеятельности; понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и
безопасного поведения в повседневной жизни.
Физическое воспитание:

6
осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему
здоровью и здоровью окружающих;
знание приёмов оказания первой помощи и готовность применять их в случае
необходимости.
Трудовое воспитание:
готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития
личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности;
готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в
процессе трудовой деятельности;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военнопрофессиональную деятельность;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни.
Экологическое воспитание:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального характера
экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности, общества и
государства.
Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
понимание научно-практических основ курса внеурочной деятельности, осознание его
значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и
государства;
способность применять научные знания для реализации принципов безопасного
поведения (способность предвидеть, по возможности избегать, безопасно действовать в
опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
уметь работать с разными источниками биологической информации(научнопопулярная литература, биологические словари и справочники);
анализировать и оценивать информацию;
владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности;
организовать совместную деятельность с учителем и сверстниками;
применять приобретённые навыки в повседневной жизни
ПРЕДМЕТНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ
понимать структуру системы здравоохранения Российской Федерации;
владеть научными методами для изучения организма человека;
планировать и проводить самонаблюдение, описывать биологические процессы и
явления;
интерпретировать результаты несложных биологических экспериментов;
проводить простейшие медицинские манипуляции
Формы учебной деятельности: лекции, практические работы.
4.Тематическое планирование.
10 класс
№
Наименование разделов и тем
программы
1

Система здравоохранения Российской
Федерации.

Кол-во часов

Электронные(цифровые)
образовательные
ресурсы

1
https://resh.edu.ru

7
2
3

Санитарно-эпидемиологический режим
в медицинских организациях.
Основы кардиологии.
Общее количество часов

11 класс
№
Наименование
программы
1
2
3
4
5
6

7
8
9

разделов

и

2
14
17

тем Кол-во часов

Органы дыхательной системы
Пути введения лекарственных средств.
Основы десмургии.
Органы желудочно-кишечного тракта.
Инфекционные болезни.
Репродуктивное здоровье человека и
основы
ухода
за
здоровым
новорождённым.
Этика и деонтология медицинского
работника.
Основы ухода за тяжелобольным.
Основы здорового образа жизни.
Общее количество часов

https://resh.edu.ru
https://resh.edu.ru

1
2
2
1
2
2

Электронные(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru
https://resh.edu.ru
https://resh.edu.ru
https://resh.edu.ru
https://resh.edu.ru
https://resh.edu.ru

2

https://resh.edu.ru

1
4
17

https://resh.edu.ru
https://resh.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».