Рабочая программа внеурочной деятельности Функциональная грамотность 4 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СОШ-детский сад №17»)
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
Протокол №1
от «26» августа 2024 г.
Руководитель МО
__________ О.В.Шевшун

СОГЛАСОВАНА
Зам. директора
________ Ю.И. Журбенко
«26» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор ______ Е.М.
Демидова
Приказ № 460/01-13
от «27» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Функциональная грамотность»
4 класс

Составитель: Вознюк Ольга Александровна, учитель начальных классов
Шевшун Олеся Васильевна, учитель начальных классов

2
г. Евпатория,2024г
1. Пояснительная записка
Целью изучения внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» является
создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное мышление»
и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного
участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а
понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных
целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику
так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные
проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки
зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также
действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Цель изучения блока «Креативное мышление» - умение человека использовать свое
воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения
задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление способствует критически
осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных
ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов,
для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы
для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность
человека, и для принятия соответствующих решений.
Задачи внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» являются:
 формировать умение читать тексты; совершенствовать культуру чтения, интерес и
мотивацию к чтению книг;
 находить и извлекать информацию из различных текстов;
 привлекать извлечённую из текста информацию для решения разного рода проблем;
 развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе изучения
прочитанного;
 обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором»,
«комментированное чтение»;
 пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике, формирование
внутренней мотивации к изучению математики;
 формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
 формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные
задачи;
 формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения

3
школьных дисциплин и в практической деятельности
 воспитывать в детях любовь к добру, к благородным и бескорыстным поступкам.
Место внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в учебном плане: часть
учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивающая
реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. На изучение внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность» в 4 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Для реализации программы используются комплект методических материалов М.В.
Буряк, С.А. Шейкина «Функциональная грамотность», 2021г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
составлена с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного
учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся:
 установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
 организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
2. Содержание внеурочной деятельности
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста,
тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по
содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.

4
Естественно-научная грамотность: томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста,
горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и
способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность: потребительская корзина, состав потребительской корзины,
прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды,
распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность,
благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в
пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на
нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение
различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со
скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками,
умение пользоваться калькулятором.
В качестве форм, в которых может быть реализована внеурочная деятельность закреплены
экскурсии, кружки, круглые столы, конференции, поисковые и научные исследования,
общественно полезные практики.
3. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные результаты изучения курса:
 осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
 овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
 осознавать личную ответственность за свои поступки;
 уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
 осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
 использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
 делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую.

 В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:

 проявлять познавательную и творческую инициативу;
 принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
 контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
 уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
 оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с
критериями оценивания.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
 адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
 слушать и понимать речь других;

5
 совместно договариваться о правилах работы в группе;
 доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
Блок «Читательская грамотность»:
 способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
 умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
 умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
 умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Блок «Естественно-научная грамотность»:
 способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
 способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Блок «Математическая грамотность»:
 способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
 способность проводить математические рассуждения;
 способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
 способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Блок «Финансовая грамотность»:
 понимание и правильное использование финансовых терминов;
 представление о семейных расходах и доходах;
 умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
 представление о различных видах семейных доходов;
 представление о различных видах семейных расходов;
 представление о способах экономии семейного бюджета.
Внеурочные занятия «Функциональная грамотность» рассматривается как совокупность
двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная,
математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной
школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная,
социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
4. Тематическое планирование
№
Раздел
Количество
Электронные (цифровые)
часов
образовательные ресурсы
1
Читательская грамотность
8
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/
2
Естественно-научная
9
https://uchi.ru/teachers/lk/main
грамотность
https://resh.edu.ru/
3
Финансовая грамотность
8
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/
4
Математическая грамотность
9
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/

6
Общее количество часов

34

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».