Рабочая программа внеурочной деятельности Умники и умницы 4 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СОШ-детский сад №17»)
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
Протокол №1
от «26» августа 2024 г.
Руководитель МО
__________ О.В.Шевшун

СОГЛАСОВАНА
Зам. директора
________ Ю.И. Журбенко
«27» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор ______ Е.М. Демидова
Приказ № 460/01-13
от «27» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Умники и умницы»
4 класс

Составитель: Вознюк Ольга Александровна, учитель начальных классов
Шевшун Олеся Васильевна, учитель начальных классов

г. Евпатория,2024г

2
1. Пояснительная записка
Целью изучения внеурочной деятельности «Умники и умницы» является развитие у
обучающегося познавательных способностей на основе системы развивающих занятий.
Задачами внеурочной деятельности «Умники и умницы» являются:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять
главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,
зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои
мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано
доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные
задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности
учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,
объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения
школьных дисциплин и в практической деятельности.
Место внеурочной деятельности «Умники и умницы» в учебном плане: часть учебного
плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивающая реализацию
индивидуальных потребностей обучающихся. На изучение внеурочной деятельности «Умники и
умницы » в 4 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Для реализации программы используются комплект методических материалов О.А
Холодовой «Юным умникам и умницам», 2021г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы » составлена с учетом
рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогаютустановлению доброжелательной атмосферы во время урока;

3
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
2. Содержание внеурочной деятельности
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
Диагностика входная и итоговая, конкурс эрудитов
Развитие внимания. Развитие мышления.
Диагностика произвольного внимания, развитие концентрации внимания. Тренировочные
упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма
устойчивости, концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Тренировочные упражнения на развитие способности распределять внимание, увеличение
объёма устойчивости и способов концентрации внимания .
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Диагностика памяти. Развитие слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные
упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти,
качества воспроизведения материала.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Диагностика памяти. Развитие зрительной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения
по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества
воспроизведения материала.
Развитие аналитических способностей. Поиск закономерностей. Совершенствование
мыслительных операций.
Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать
предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками.
Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять
черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных
операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и
существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и
проведения дидактических игр.
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.
Упражнения, способствующие развитию воображения, нестандартные задачи.
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации,
обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и
упражнений, путем решения логических задач, поисковых задач и проведения дидактических игр.
В качестве форм, в которых может быть реализована внеурочная деятельность закреплены
внеурочные занятия, конкурсы, экскурсии, игры-викторины, творческая работа, олимпиады,
мастер-классы.
3.Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Личностные результаты
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи, к общим способам решения задач;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
- внутренняя мотивация к обучению, основанная на переживании положительных эмоций

4
при решении нестандартной задачи, проявлении воли и целеустремлённости к достижению
результата.
Метапредметными результатами являются формирование следующих универсальных
учебных действий:
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- проговаривать последовательность действий.
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
рабочей тетради.
- учиться работать по предложенному учителем плану.
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
-Перерабатывать
полученную
информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями :
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При
этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности
задач.
Внеурочные занятия «Умники и умницы» направлены на развитие познавательных
способностей и общеучебных умений и навыков, строятся на использовании содержания
учебных предметов. Это позволяет совершенствовать функциональную грамотность младших
школьников: развивать умения использовать полученные знания в нестандартных ситуациях;

5
отбирать, анализировать и оценивать информацию в соответствии с учебной задачей; строить
высказывания и тексты с учетом правил русского языка.
4.Тематическое планирование
№ Наименование разделов и тем программы Количес
Электронный (цифровые)
тво
образовательные ресурсы
часов
1
Выявление уровня развития внимания,
https://uchi.ru/teachers/lk/main
восприятия,
воображения,
памяти
и
https://resh.edu.ru/
3
мышления.
(Входная
и
итоговая
диагностика. конкурс эрудитов)
2
https://uchi.ru/teachers/lk/main
Развитие внимания. Развитие мышления.
5
https://resh.edu.ru/
3
https://uchi.ru/teachers/lk/main
Тренировка внимания. Развитие мышления
5
https://resh.edu.ru/
4
Тренировка слуховой памяти. Развитие
https://uchi.ru/teachers/lk/main
5
мышления.
https://resh.edu.ru/
5
Тренировка зрительной памяти. Развитие
https://uchi.ru/teachers/lk/main
4
мышления.
https://resh.edu.ru/
6
Развитие аналитических
способностей.
https://uchi.ru/teachers/lk/main
Поиск
закономерностей.
https://resh.edu.ru/
4
Совершенствование
мыслительных
операций.
7
Совершенствование воображения. Задания
https://uchi.ru/teachers/lk/main
4
по перекладыванию спичек.
https://resh.edu.ru/
8
Развитие
логического
мышления.
https://uchi.ru/teachers/lk/main
Совершенствование
мыслительных
4
https://resh.edu.ru/
операций.
Общее количество часов
34

6

7

8

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».