МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СОШ-детский сад №17»)
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
Протокол №1
от «26» августа 2024 г.
Руководитель МО
__________О.В. Шевшун
СОГЛАСОВАНА
Зам. директора
________ Ю.И. Журбенко
«27» августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНА
Директор ______ Е.М. Демидова
Приказ № 460 /01-13
от «27» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Тропинка в профессию»
3 классы
Составители: Коробчук Валерия Валерьевна, учитель начальных классов
Куртумерова Лиля Энверовна, учитель начальных классов
Дудченко Ирина Пантелеевна, учитель начальных классов
Туркина Анна Прокофьевна, учитель начальных классов
г. Евпатория, 2024г.
2
1.Пояснительная записка
Целью изучения внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» создание
образовательной среды, направленной на профессиональное самоопределение ребенка через
игровую, творческую, поисковую, исследовательскую деятельность.
Задачами внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» являются:
- создать профориентационную среду, с привлечением родителей;
- познакомить обучающихся с особенностями различных видов профессий родного
края;
- способствовать формированию уважительного отношения к труду и людям разных
профессий;
- способствовать самоопределению ребенка через развитие его интеллектуальных и
творческих способностей.
Место внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» в учебном плане: часть
учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивающая
реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. На изучение внеурочной
деятельности «Тропинка в профессию» в 3 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Для реализации программы используется авторская программа «Тропинка в
профессию» авт. С. И. Кондратенко.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» составлена с
учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного
предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей
к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
3
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
2.Содержание внеурочной деятельности
Профессия, должность, специальность. Знакомство с понятиями: профессия,
должность, специальность. Работа с пословицами. Игра «Угадай профессию». Классификация
профессий. Игра «Доскажи словечко».
У кого мастерок, у кого молоток. История происхождения орудия труда. Игра «Кому
это нужно». Знакомство с понятием «инструмент». Разгадывание ребуса.
Истоки трудолюбия. Истоки трудолюбия. Познакомься со старинными, исчезнувшими
профессиями. Раскрашивание рисунка. Разгадывание ребуса.
Домашний помощник. Домашний помощник. Сказка о том, как опасна лень. «У всех
должны быть свои обязанности». Отгадывание загадок.
Мир профессий. Игры «Соотнеси картинку», «Опиши профессию». Письмо другу.
Угадай профессию. Игра «Угадай профессию». «Вырежи и наклей». Вкладыш №1.
Игры на соответствие.
Какие бывают профессии. Вступительное слово о профессиях. Стихи о профессиях.
Пословицы о профессиях. Конкурс угадай профессию. Просмотр мультфильмов о
строительных профессиях (столяр, плотник, сварщик). Рассказ по кругу. Придумать по 1
предложению о профессии. Конкурс архитекторов. Из одинакового числа геометрических
фигур составить: дом, машинку и т.д. Итог.
Куда уходят поезда. Разгадывание ребусов. История возникновения паровозов. Работа
с рисунком.
Моя профессия. Моя будущая профессия. Игра «Что умею? Что могу?».
Классификация профессий по группам. Визитная карточка. Немного о себе. Заполнение
визитной карточки и анкеты.
Наши друзья – книги. Тест. История профессии. Библиотекарь. Работа с
хронологической таблицей.
Откуда сахар пришел. Разгадывание ребуса. Расшифровка анаграмм. Кто такой
агроном. Отгадывание загадок. Работа с пословицами.
«Турнир профессионалов». Игра «Профессии». Азбука профессий. Профессии
кинематографа. Игры «Кто? Что делает?», «Эмиции», «Угадай героев мульфильма», «Назови
предметы». История профессии. Режиссёр. Игры «Назови тень», «В чем разница».
Все профессии нужны, все профессии. Игра «Назови профессии». Кем ты можешь
стать. Твой талант. Объясни пословицу. Игра «Трудолюбие и талант». «Вырежи и наклей»
игра «Мои таланты».
Стройка. Рисование «Дом мечты». Игра «Кто? Что делает?».Виды строительных
профессий. Игра «Это чьё?». История профессии. Архитектор. Игра «Строительные
материалы».
Операция «Трудовой десант». Вводное слово. Создание двух бригад. Распределение
участков между бригадами. Назначение ответственных. Техника безопасности. Выполнение
работы по уборке территории.
«Цветы в нашей жизни». Кто ухаживает за цветами. Профессия флорист. Разгадывание
ребуса. Раскрашивание. Игра «Продолжи фразу». «Операция – цветок на подоконнике»
трудовой десант.
4
Основы кулинарии, правила хранения и реализации пищевых продуктов. Повар –
человек самой нужной профессии. Испечем мы с мамой сами.
Итоговое занятие. Кроссворд «Современные профессии». Мини-сочинение «Кем я
стану, когда вырасту…»
Основной формат внеурочных занятий «Тропинка в профессию» – разговор и (или)
беседа с обучающимися. Занятия позволяют обучающемуся вырабатывать собственную
мировозренческую позицию по обсуждаемым темам.
В качестве форм, в которых может быть реализована внеурочная деятельность
закреплены внеурочные занятия, конкурсы, экскурсии, игры-викторины, творческая работа,
мастер-классы.
3.Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности «Тропинка в
профессию»
Личностные результаты.
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений,
стремление преодолевать возникающие затруднения;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с
ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в
совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с
принятыми в обществе морально-этическими принципами;
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы
действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи
и неудачи, умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой
национальности, с нарушениями здоровья
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями
обучающийся научится:
- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную
задачи;
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач,
собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной,
схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия
анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных
связей, построения рассуждений и выводов;
- наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать
полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и
объяснения природных явлений;
- осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической
форме;
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор
дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая
Интернет;
- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую
(принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
5
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы),
создавать собственные;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах,
выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиям
обучающийся научится:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить
понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые
средства для решения задач общения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять
совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной
помощи партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять
терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение
к партнёрам;
- оперировать в речи предметным языком;
- правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли,
строить монологическую речь, вести диалог;
- планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие
дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной
работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
- уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при
сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела. участвовать в
проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки,
аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями
обучающийся научится:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных
видов работ;
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных
действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно)
свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими,
экспериментальными задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и
учителя);
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их
устранения;
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем
или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и
обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
6
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Тропинка в
профессию» представлены с учетом специфики содержания предметных областей, к которым
имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:
- знает основные сферы профессиональной деятельности человека;
- знает основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
- знает предприятия и учреждения населенного пункта, района;
- знает основные приемы выполнения учебных проектов;
- умеет оперировать основными понятиями и категориями;
- умеет рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
- умеет переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на
некоторые конкретные жизненные ситуации.
Внеурочные занятия «Тропинка в профессию» должны быть направлены на
формирование социальной сферы интересов личности ребёнка познакомить младших
школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику профориентационной
подготовки. Таким образом, предлагаемая программа может стать первой ступенью в системе
работы школы по переходу на профориентационное обучение.
4.Тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
программы
Количес
тво
часов
1
«Что такое профессия»
2
2
«У кого мастерок, у кого молоток»
2
3
«Истоки трудолюбия»
2
4
«Домашний помощник»
2
5
«Мир профессии»
2
6
«Угадай профессии»
2
7
«Какие бывают профессии»
2
8
«Куда уходят поезда»
2
9
«Моя профессия»
2
Электронный (цифровые)
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
7
10
«Наши друзья-книги»
1
11
«Откуда сахар пришел»
2
12
«Турнир профессионалов»
2
13
«Все
профессии
профессии важны»
14
«Строим дом»
2
15
Операция « Трудовой десант»
1
16
«Уход за цветами»
2
17
«Кулинарный поединок»
3
Общее количество часов
34
нужны,
все
3
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5