МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СОШ-детский сад №17»)
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
Протокол №1
от «26» августа 2024 г.
Руководитель МО
__________Э.Н. Абдиминова
СОГЛАСОВАНА
Зам. директора
________ Ю.И. Журбенко
«27» августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНА
Директор ______ Е.М. Демидова
Приказ № 460 /01-13
от «27» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Орлята России»
3 классы
Составители: Коробчук Валерия Валерьевна, учитель начальных классов
Куртумерова Лиля Энверовна, учитель начальных классов
Дудченко Ирина Пантелеевна, учитель начальных классов
Туркина Анна Прокофьевна, учитель начальных классов
г. Евпатория, 2024г.
1.Пояснительная записка
Целью изучения внеурочной деятельности «Орлята России » является формирование у
ребёнка младшего школьного возраста социально-ценностных знаний, отношений и опыта
позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных
ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание
любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и
ответственности.
Задачами внеурочной деятельности «Орлята России» являются:
- воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности
граждан нашей страны, России;
- воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа,
семейным ценностям с учётом национальной, религиозной принадлежности;
- формировать лидерские качества и умение работать в команде;
- развивать творческие способности и эстетический вкус;
- воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к
физической культуре;
- воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в
безвозмездной деятельности ради других людей;
- содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к
окружающему миру;
формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и
исследовательскую деятельность.
Место внеурочной деятельности «Орлята России» в учебном плане: часть учебного плана,
формируемая
участниками
образовательных
отношений,
обеспечивающая
реализацию
индивидуальных потребностей обучающихся. На изучение внеурочной деятельности «Орлята России»
в 3 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Рабочая программа внеурочной деятельности «Орлята России» составлена с учетом
рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные
на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
2.Содержание внеурочной деятельности «Орлята России»
Орлёнок – Лидер
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что
является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности
классного
коллектива,
сформировать
детские
микрогруппы
для
приобретения
и
осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений.
Орлёнок – Эрудит
Ценности, значимые качества трека: познание.
«Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием
различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети
знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной
деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается
высокая мотивация и интерес к учёбе.
Орлёнок – Мастер
Ценности, значимые качества трека: познание
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в
разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер»
поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний
спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими
мастерами своего дела.
Орлёнок – Доброволец
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период
можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее
настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной
жизнедеятельности
детей.
Учитель
может
обращаться
к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
Орлёнок – Спортсмен
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную
активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и
эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурно- оздоровительные
мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Орлёнок – Эколог
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования
природных
материалов
при
изготовлении
поделок,
проведения
акций
с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
Орлёнок – Хранитель исторической памяти
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина.
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека
происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к
семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять
значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я– хранитель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
Основной формат внеурочных занятий «Орлята России» – разговор и (или) беседа с
обучающимися. Занятия позволяют обучающемуся вырабатывать собственную мировозренческую
позицию по обсуждаемым темам.
В качестве форм, в которых может быть реализована внеурочная деятельность закреплены
такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные
научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно
полезные практики.
3.Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности «Орлята России»
Личностные результаты.
формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину,
российский народ и историю России;
- формировать гуманистические и демократические ценностные ориентации,
- овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
- развитию самостоятельности,
личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- формировать безопасный, здоровый образ жизни;
- мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
- формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
- владению методами поиска, переработки, хранения и передачи информации;
- умению слушать собеседника и вести диалог;
- умению излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умению договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- умению использовать речевые средства и средства информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
- умению определять общую цель и пути ее достижения.
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
- сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать и классифицировать объекты, явления
по родовидовым
признакам;
- устанавливать аналогии и причинно- следственные связи;
- работать с таблицами, картами, схемами;
- умению кодировать и декодировать информацию.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
- планировать свою деятельность;
- осуществлять самонаблюдение и самооценку в процессе деятельности;
- анализировать причины своего успеха/неуспеха
Предметные результаты:
использовать действия с языковыми единицами для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимании и получения дополнительной информации;
- применять математические знания для решения учебно-познавательных и учебно - практических задач;
- элементарным способам изучения природы и обществ (наблюдению, записи, измерению,
опыту, сравнению, классификации и др., с получением информации из семейных архивов,
от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
- практическим умениям и навыкам в различных видах художественной
деятельности, а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных
творческих, технологических и организационных задач.
4.Тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Наименование разделов и тем программы
Количество
часов
Электронный (цифровые)
образовательные ресурсы
Старт программы
Орлёнок – Лидер
Орлёнок – Эрудит
Орлёнок – Мастер
Орлёнок – Доброволец
Орлёнок – Спортсмен
Орлёнок – Эколог
Орлёнок – Хранитель исторической памяти
Подведение итогов
Общее количество часов
4
4
4
4
4
4
4
4
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
2
34
https://orlyatarussia.ru/library/29