МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СОШ-детский сад №17»)
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
Протокол №1
от «26» августа 2024 г.
Руководитель МО
__________ Е.В.Селимова
СОГЛАСОВАНА
Зам. директора
________ Е.Н.ДжусЕ.Н.Джу
«26» августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНА
Директор ______ Е.М. Демидова
Приказ №460/01-13
от «27» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ»
5-9 классы
Составители: Белялов Эмиль Рефатович, учитель географии
Орищенко Виктория Петровна, учитель географии
г. Евпатория, 2024г.
2
1. Пояснительная записка
Целью изучения учебного предмета «География» является воспитание чувства
патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на
основе формирования целостного географического образа страны, ценностных ориентаций
личности.
Учебный предмет «География» формирует у обучающихся систему комплексных
социально-ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных
закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и
о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о
проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому
развитию территорий.
.
Задачами учебного предмета «География» являются:
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач,
проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного
приобретения новых знаний;
-воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню
геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в природных
комплексах, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства
России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального
использования природных ресурсов, формирование способности поиска и применения
различных источников географической информации, в том числе ресурсов информационнотелекомуникационной сети «Интернет», для описания, характеристики, объяснения и оценки
разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
-формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и
умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем
различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала,
осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
-формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения
образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной
базы географических знаний.
Место предмета «География» в учебном плане. В соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный
предмет «География» входит в предметную область «Общественно-научные предметы» и
является обязательным для изучения. На изучение предмета «География» отводится: в 5
классе - 34 часа в год (1 час в неделю), в 6 классе - 34 часа в год (1 час в неделю), в 7 классе 68 часов в год (2 часа в неделю), в 8 классе - 68 часов в год (2 часа в неделю), в 9 классе - 68
часов в год (2 часа в неделю).
Для реализации программы используются учебники:
- А.И.Алексеева «География. 5-6 классы», 2020; 2024 год
- А.И.Алексеева «География.7 класс», 2020 год
- А.И.Алексеева «География. 8 класс», 2022 год
- А.и. Алексеева «География. 9 класс», 2020 год
Рабочая программа учебного предмета «География» составлена с учетом рабочей
программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
3
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
2. Содержание рабочей программы «География»
5 класс
Географическое изучение Земли.
Введение. География ‒ наука о планете Земля.
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как география
изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений.
Древо географических наук.
Практическая работа. «Организация фенологических наблюдений в природе:
планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных».
История географических открытий.
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция,
Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т.
Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних
арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света
‒ экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание ‒ экспедиция Ф. Магеллана.
Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих
4
географических открытий.
Географические открытия XVII‒XIX вв. Поиски Южной Земли ‒ открытие
Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая
русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена, М.П. Лазарева ‒
открытие Антарктиды).
Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли.
Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени.
Практические работы: «Обозначение на контурной карте географических объектов,
открытых в разные периоды», «Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт
по предложенным учителем вопросам».
Изображения земной поверхности.
Планы местности.
Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки.
Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная,
полярная и маршрутная съёмка местности. Изображение на планах местности неровностей
земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф.
Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Азимут. Разнообразие планов
(план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы
местности в мобильных приложениях) и области их применения.
Практические работы: «Определение направлений и расстояний по плану
местности», «Составление описания маршрута по плану местности».
Географические карты.
Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической
поверхности глобуса к плоскости географической карты. Градусная сеть на глобусе и картах.
Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты.
Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах.
Определение расстояний по глобусу.
Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с
помощью масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карт и их
классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах.
Изображение на физических картах высот и глубин. Географический атлас. Использование
карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Сходство и различие плана местности и
географической карты. Профессия картограф. Система космической навигации.
Геоинформационные системы.
Практические работы: «Определение направлений и расстояний по карте
полушарий», «Определение географических координат объектов и определение объектов по
их географическим координатам».
Земля ‒ планета Солнечной системы.
Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли,
их географические следствия.
Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия
движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего
равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного
света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги.
Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
Практическая работа «Выявление закономерностей изменения продолжительности
дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени
года на территории России».
Оболочки Земли. Литосфера ‒ каменная оболочка Земли.
Литосфера ‒ твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее
строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и
5
океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных
пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.
Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение
литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения
силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии
сейсмолог и вулканолог. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием
внешних и внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной
поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.
Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа ‒
материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по
высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы
равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира.
Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность
человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.
Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединноокеанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф.
Практическая работа «Описание горной системы или равнины по физической
карте».
Заключение.
Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности».
Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над
горизонтом, температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира.
Практическая работа «Анализ результатов фенологических наблюдений и
наблюдений за погодой».
6 класс
Оболочки Земли. Гидросфера ‒ водная оболочка Земли.
Гидросфера и методы её изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Значение гидросферы.
Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солёность и температура
океанических вод. Океанические течения. Тёплые и холодные течения. Способы
изображения на географических картах океанических течений, солёности и температуры вод
Мирового океана на картах. Мировой океан и его части. Движения вод Мирового океана:
волны; течения, приливы и отливы. Стихийные явления в Мировом океане. Способы
изучения и наблюдения за загрязнением вод Мирового океана.
Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах.
Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады.
Питание и режим реки.
Озёра. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Озёра сточные и бессточные.
Профессия гидролог. Природные ледники: горные и покровные. Профессия гляциолог.
Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение,
условия залегания и использования. Условия образования межпластовых вод. Минеральные
источники.
Многолетняя мерзлота. Болота, их образование.
Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты.
Человек и гидросфера. Использование человеком энергии воды.
Использование космических методов в исследовании влияния человека на
гидросферу.
Практические работы: «Сравнение двух рек (России и мира) по заданным
признакам», «Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану в форме
презентации», «Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их
систематизация в форме таблицы».
6
Атмосфера ‒ воздушная оболочка Земли.
Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы.
Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха и его графическое
отображение. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты
Солнца над горизонтом. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура.
Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей. Годовой ход
температуры воздуха.
Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров. Бризы.
Муссоны.
Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их виды.
Туман. Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков.
Погода и её показатели. Причины изменения погоды. Климат и климатообразующие
факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем
моря.
Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Адаптация человека к
климатическим условиям. Профессия метеоролог. Основные метеорологические данные и
способы отображения состояния погоды на метеорологической карте. Стихийные явления в
атмосфере. Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за
глобальным климатом. Профессия климатолог. Дистанционные методы в исследовании
влияния человека на воздушную оболочку Земли.
Практические работы: «Представление результатов наблюдения за погодой своей
местности», «Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной
влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды».
Биосфера ‒ оболочка жизни.
Биосфера ‒ оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф и геоэколог.
Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира.
Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Жизнь в
Океане. Изменение животного и растительного мира Океана с глубиной и географической
широтой.
Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле.
Исследования и экологические проблемы.
Практическая работа «Характеристика растительности участка местности своего
края».
Заключение. Природно-территориальные комплексы.
Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природнотерриториальный комплекс. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы.
Природные комплексы своей местности. Круговороты веществ на Земле. Почва, её строение
и состав. Образование почвы и плодородие почв. Охрана почв.
Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории.
Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Практическая работа (выполняется на местности) «Характеристика локального
природного комплекса по плану».
7 класс
Главные закономерности природы Земли.
Географическая оболочка. Географическая оболочка: особенности строения и свойства.
Целостность, зональность, ритмичность ‒ и их географические следствия. Географическая
зональность (природные зоны) и высотная поясность. Современные исследования по
сохранению важнейших биотопов Земли.
Практическая работа «Выявление проявления широтной зональности по картам
природных зон».
Литосфера и рельеф Земли. История Земли как планеты. Литосферные плиты и их
7
движение. Материки, океаны и части света. Сейсмические пояса Земли. Формирование
современного рельефа Земли. Внешние и внутренние процессы рельефообразования.
Полезные ископаемые.
Практические работы: «Анализ физической карты и карты строения земной коры с
целью выявления закономерностей распространения крупных форм рельефа», «Объяснение
вулканических или сейсмических событий, о которых говорится в тексте».
Атмосфера и климаты Земли.
Закономерности распределения температуры воздуха. Закономерности распределения
атмосферных осадков. Пояса атмосферного давления на Земле. Воздушные массы, их типы.
Преобладающие ветры ‒ тропические (экваториальные) муссоны, пассаты тропических
широт, западные ветры. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы:
географическое положение, океанические течения, особенности циркуляции атмосферы
(типы воздушных масс и преобладающие ветры), характер подстилающей поверхности и
рельефа территории. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли.
Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние современной хозяйственной
деятельности людей на климат Земли. Глобальные изменения климата и различные точки
зрения на их причины. Карты климатических поясов, климатические карты, карты
атмосферных осадков по сезонам года. Климатограмма как графическая форма отражения
климатических особенностей территории.
Практическая работа «Описание климата территории по климатической карте и
климатограмме».
Мировой океан ‒ основная часть гидросферы.
Мировой океан и его части. Тихий, Атлантический, Индийский и Северный
Ледовитый океаны. Южный океан и проблема выделения его как самостоятельной части
Мирового океана. Тёплые и холодные океанические течения. Система океанических течений.
Влияние тёплых и холодных океанических течений на климат. Солёность поверхностных вод
Мирового океана, её измерение. Карта солёности поверхностных вод Мирового океана.
Географические закономерности изменения солёности ‒ зависимость от соотношения
количества атмосферных осадков и испарения, опресняющего влияния речных вод и вод
ледников. Образование льдов в Мировом океане. Изменения ледовитости и уровня Мирового
океана, их причины и следствия. Жизнь в Океане, закономерности её пространственного
распространения. Основные районы рыболовства. Экологические проблемы Мирового
океана.
Практические работы: «Выявление закономерностей изменения солёности
поверхностных вод Мирового океана и распространения тёплых и холодных течений у
западных и восточных побережий материков», «Сравнение двух океанов по плану с
использованием нескольких источников географической информации».
Человечество на Земле.
Численность населения Заселение Земли человеком. Современная численность
населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения
численности населения, переписи населения. Факторы, влияющие на рост численности
населения. Размещение и плотность населения.
Практические работы: «Определение, сравнение темпов изменения численности
населения отдельных регионов мира по статистическим материалам», «Определение и
сравнение различий в численности, плотности населения отдельных стран по разным
источникам».
Страны и народы мира Народы и религии мира. Этнический состав населения мира.
Языковая классификация народов мира. Мировые и национальные религии. География
мировых религий. Хозяйственная деятельность людей, основные её виды: сельское
хозяйство, промышленность, сфера услуг. Их влияние на природные комплексы.
Комплексные карты. Города и сельские поселения. Культурно-исторические регионы мира.
Многообразие стран, их основные типы. Профессия менеджер в сфере туризма, экскурсовод.
8
Практическая работа «Сравнение занятости населения двух стран по комплексным
картам».
Материки и страны.
Южные материки.
Африка. Австралия и Океания. Южная Америка. Антарктида. История открытия.
Географическое положение. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод и
определяющие их факторы. Зональные и азональные природные комплексы. Население.
Политическая карта. Крупнейшие по территории и численности населения страны.
Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Антарктида ‒
уникальный материк на Земле. Освоение человеком Антарктиды. Цели международных
исследований материка в XX‒XXI вв. Современные исследования в Антарктиде. Роль
России в открытиях и исследованиях ледового континента.
Практические работы: «Сравнение географического положения двух (любых)
южных материков», «Объяснение годового хода температур и режима выпадения
атмосферных осадков в экваториальном климатическом поясе», «Сравнение особенностей
климата Африки, Южной Америки и Австралии по плану», «Описание Австралии или одной
из стран Африки или Южной Америки по географическим картам», «Объяснение
особенностей размещения населения Австралии или одной из стран Африки или Южной
Америки».
Северные материки.
Северная Америка. Евразия. История открытия и освоения. Географическое
положение. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод и определяющие их
факторы. Зональные и азональные природные комплексы. Население. Политическая карта.
Крупнейшие по территории и численности населения страны. Изменение природы под
влиянием хозяйственной деятельности человека.
Практические работы: «Объяснение распространения зон современного
вулканизма и землетрясений на территории Северной Америки и Евразии», «Объяснение
климатических различий территорий, находящихся на одной географической широте, на
примере умеренного климатического пояса», «Представление в виде таблицы информации о
компонентах природы одной из природных зон на основе анализа нескольких источников
информации», «Описание одной из стран Северной Америки или Евразии в форме
презентации (с целью привлечения туристов, создания положительного образа страны и
других)».
Взаимодействие природы и общества.
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей.
Особенности взаимодействия человека и природы на разных материках. Необходимость
международного сотрудничества в использовании природы и её охране. Развитие
природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны
природы, Международная гидрографическая организация, ЮНЕСКО и другие). Глобальные
проблемы человечества: экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости
стран, продовольственная ‒ и международные усилия по их преодолению. Программа ООН и
цели устойчивого развития. Всемирное наследие ЮНЕСКО: природные и культурные
объекты.
Практическая работа «Характеристика изменений компонентов природы на
территории одной из стран мира в результате деятельности человека».
8 класс
Географическое пространство России.
История формирования и освоения территории России История освоения и заселения
территории современной России в XI‒XVI вв. Расширение территории России в XVI‒XIX вв.
Русские первопроходцы. Изменения внешних границ России в ХХ в. Воссоединение Крыма с
Россией.
9
Практическая работа «Представление в виде таблицы сведений об изменении границ
России на разных исторических этапах на основе анализа географических карт».
Географическое положение и границы России.
Государственная территория России. Территориальные воды. Государственная граница
России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство, континентальный шельф
и исключительная экономическая зона Российской Федерации. Географическое положение
России. Виды географического положения. Страны ‒ соседи России. Ближнее и дальнее
зарубежье. Моря, омывающие территорию России. Время на территории России Россия на
карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России. Местное, поясное и зональное время:
роль в хозяйстве и жизни людей.
Практическая работа «Определение различия во времени для разных городов России
по карте часовых зон».
Административно-территориальное устройство России.
Районирование территории Федеративное устройство России. Субъекты Российской
Федерации, их равноправие и разнообразие. Основные виды субъектов Российской
Федерации. Федеральные округа. Районирование как метод географических исследований и
территориального управления.
Виды районирования территории.
Макрорегионы России: Западный (Европейская часть) и Восточный (Азиатская часть); их
границы и состав. Крупные географические районы России: Европейский Север России и
Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал,
Сибирь и Дальний Восток.
Практическая работа «Обозначение на контурной карте и сравнение границ
федеральных округов и макрорегионов с целью выявления состава и особенностей
географического положения».
Природа России
Природные условия и ресурсы России Природные условия и природные ресурсы.
Классификации природных ресурсов. Природно-ресурсный капитал и экологический
потенциал России. Принципы рационального природопользования и методы их реализации.
Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Основные
ресурсные базы. Природные ресурсы суши и морей, омывающих Россию.
Практическая работа «Характеристика природно-ресурсного капитала своего края по
картам и статистическим материалам».
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Основные этапы формирования земной коры на территории России. Основные
тектонические структуры на территории России. Платформы и плиты. Пояса
горообразования. Геохронологическая таблица. Основные формы рельефа и особенности их
распространения на территории России. Зависимость между тектоническим строением,
рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых по территории страны.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные
процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и
вулканизма. Древнее и современное оледенения. Опасные геологические природные явления
и их распространение по территории России. Изменение рельефа под влиянием деятельности
человека. Антропогенные формы рельефа. Особенности рельефа своего края.
Практические работы: «Объяснение распространения по территории России опасных
геологических явлений», «Объяснение особенностей рельефа своего края».
Климат и климатические ресурсы
Факторы, определяющие климат России. Влияние географического положения на климат
России. Солнечная радиация и её виды. Влияние на климат России подстилающей
поверхности и рельефа. Основные типы воздушных масс и их циркуляция на территории
России. Распределение температуры воздуха, атмосферных осадков по территории России.
10
Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России, их
характеристики. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Тропические циклоны и
регионы России, подверженные их влиянию. Карты погоды. Изменение климата под
влиянием естественных и антропогенных факторов. Влияние климата на жизнь и
хозяйственную деятельность населения. Наблюдаемые климатические изменения на
территории России и их возможные следствия. Способы адаптации человека к
разнообразным климатическим условиям на территории страны. Агроклиматические
ресурсы. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления. Наблюдаемые
климатические изменения на территории России и их возможные следствия. Особенности
климата своего края.
Практические работы: «Описание и прогнозирование погоды территории по карте
погоды, «Определение и объяснение по картам закономерностей распределения солнечной
радиации, средних температур января и июля, годового количества атмосферных осадков,
испаряемости по территории страны», «Оценка влияния основных климатических
показателей своего края на жизнь и хозяйственную деятельность населения».
Моря России.
Внутренние воды и водные ресурсы Моря как аквальные природные комплексы. Реки
России. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Опасные
гидрологические природные явления и их распространение по территории России. Роль рек в
жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озёра, их происхождение.
Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения
водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных
ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.
Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Практические работы: «Сравнение особенностей режима и характера течения двух рек
России», «Объяснение распространения опасных гидрологических природных явлений на
территории страны».
Природно-хозяйственные зоны
Почва ‒ особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные зональные типы
почв, их свойства, различия в плодородии. Почвенные ресурсы России. Изменение почв
различных природных зон в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению
плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.
Богатство растительного и животного мира России: видовое разнообразие, факторы, его
определяющие. Особенности растительного и животного мира различных природнохозяйственных зон России. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и
взаимообусловленность их компонентов. Высотная поясность в горах на территории России.
Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и их использование, экологические
проблемы.
Прогнозируемые
последствия
изменений
климата
для
разных
природнохозяйственных зон на территории России. Особо охраняемые природные
территории России и своего края. Объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО;
растения и животные, занесённые в Красную книгу России.
Практические работы: «Объяснение различий структуры высотной поясности в горных
системах», «Анализ различных точек зрения о влиянии глобальных климатических
изменений на природу, на жизнь и хозяйственную деятельность населения на основе анализа
нескольких источников информации».
Население России
Численность населения России.
Динамика численности населения России в XX‒XXI вв. и факторы, определяющие её.
Переписи населения России. Естественное движение населения. Рождаемость, смертность,
естественный прирост населения России и их географические различия в пределах разных
регионов России. Геодемографическое положение России. Основные меры современной
демографической политики государства. Общий прирост населения. Миграции
11
(механическое движение населения). Внешние и внутренние миграции. Эмиграция и
иммиграция. Миграционный прирост населения. Причины миграций и основные
направления миграционных потоков. Причины миграций и основные направления
миграционных потоков России в разные исторические периоды. Государственная
миграционная политика Российской Федерации. Различные варианты прогнозов изменения
численности населения России.
Практическая работа «Определение по статистическим данным общего, естественного
(или) миграционного прироста населения отдельных субъектов (федеральных округов)
Российской Федерации или своего региона».
Территориальные России особенности размещения населения
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными,
историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения.
Плотность населения как показатель освоенности территории. Различия в плотности
населения в географических районах и субъектах Российской Федерации. Городское и
сельское население. Виды городских и сельских населённых пунктов. Урбанизация в России.
Крупнейшие города и городские агломерации. Классификация городов по численности
населения. Роль городов в жизни страны. Функции городов России. Монофункциональные
города. Сельская местность и современные тенденции сельского расселения. Народы и
религии России Россия ‒ многонациональное государство. Многонациональность как
специфический фактор формирования и развития России. Языковая классификация народов
России. Крупнейшие народы России и их расселение. Титульные этносы. География религий.
Объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на территории России.
Практическая работа «Построение картограммы «Доля титульных этносов в
численности населения республик и автономных округов Российской Федерации».
Половой и возрастной состав населения России Половой и возрастной состав населения
России. Половозрастная структура населения России в географических районах и субъектах
Российской Федерации и факторы, её определяющие. Половозрастные пирамиды.
Демографическая нагрузка. Средняя прогнозируемая (ожидаемая) продолжительность жизни
мужского и женского населения России.
Практическая работа «Объяснение динамики половозрастного состава населения России
на основе анализа половозрастных пирамид».
Человеческий капитал России Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы,
рабочая сила. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории
страны. Географические различия в уровне занятости населения России и факторы, их
определяющие. Качество населения и показатели, характеризующие его. Индекс
человеческого развития (далее – ИЧР) и его географические различия.
Практическая работа «Классификация федеральных округов по особенностям
естественного и механического движения населения».
9 класс
Хозяйство России
Общая характеристика хозяйства. Состав хозяйства: важнейшие межотраслевые
комплексы и отрасли. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры
хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Группировка отраслей по их связи
с природными ресурсами. Факторы производства. Экономико-географическое положение
(далее – ЭГП) России как фактор развития её хозяйства. Валовой внутренний продукт (далее
– ВВП) и валовой региональный продукт (далее – ВРП) как показатели уровня развития
страны и регионов. Экономические карты. Общие особенности географии хозяйства России:
территории опережающего развития, основная зона хозяйственного освоения, Арктическая
зона и зона Севера. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13
февраля 2019 г. № 207-р (далее – Стратегия пространственного развития Российской
12
Федерации): цели, задачи, приоритеты и направления пространственного развития страны.
Субъекты Российской Федерации, выделяемые в Стратегии пространственного развития
Российской Федерации как «геостратегические территории». Производственный капитал.
Распределение производственного капитала по территории страны. Себестоимость и
рентабельность производства. Условия и факторы размещения хозяйства.
Практическая работа «Определение влияния географического положения России
на особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства».
Топливно-энергетический комплекс (далее – ТЭК)
Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая и угольная промышленность:
география основных современных и перспективных районов добычи и переработки
топливных ресурсов, систем трубопроводов. Место России в мировой добыче основных
видов топливных ресурсов. Электроэнергетика. Место России в мировом производстве
электроэнергии. Основные типы электростанций (атомные, тепловые, гидроэлектростанции,
электростанции, использующие возобновляемые источники энергии (далее – ВИЭ), их
особенности и доля в производстве электроэнергии. Размещение крупнейших
электростанций. Каскады гидроэлектростанции (далее – ГЭС). Энергосистемы. Влияние ТЭК
на окружающую среду. Основные положения Энергетической стратегии России на период до
2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня
2020 г. № 1523-р.
Практические работы: «Анализ статистических и текстовых материалов с целью
сравнения стоимости электроэнергии для населения России в различных регионах»,
«Сравнительная оценка возможностей для развития энергетики ВИЭ в отдельных регионах
стран».
Металлургический комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве чёрных и
цветных металлов. Особенности технологии производства чёрных и цветных металлов.
Факторы размещения предприятий разных отраслей металлургического комплекса.
География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов: основные районы и
центры. Металлургические базы России. Влияние металлургии на окружающую среду.
Основные положения Стратегии развития чёрной и цветной металлургии России до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря
2022 г. № 4260.
Практическая работа «Выявление факторов, влияющих на себестоимость
производства предприятий металлургического комплекса в различных регионах страны (по
выбору)».
Машиностроительный комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве
машиностроительной продукции. Факторы размещения машиностроительных предприятий.
География важнейших отраслей: основные районы и центры. Роль машиностроения в
реализации целей политики импортозамещения. Машиностроение и охрана окружающей
среды, значение отрасли для создания экологически эффективного оборудования.
Перспективы развития машиностроения России. Основные положения документов,
определяющих стратегию развития отраслей машиностроительного комплекса.
Практическая
работа
«Выявление
факторов,
повлиявших
на
размещение
машиностроительного предприятия (по выбору) на основе анализа различных источников
информации»
Химико-лесной комплекс
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы
размещения предприятий. Место России в мировом производстве химической продукции.
География важнейших подотраслей: основные районы и центры. Химическая
промышленность и охрана окружающей среды. Основные положения стратегии развития
химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года.
13
Лесопромышленный комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве
продукции лесного комплекса. Лесозаготовительная, деревообрабатывающая и целлюлознобумажная промышленность. Факторы размещения предприятий. География важнейших
отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесное хозяйство и
окружающая среда. Проблемы и перспективы развития. Основные положения «Стратегии
развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года», утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. № 312-р (далее
– Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года).
Практическая работа «Анализ документов «Прогноз развития лесного сектора
Российской Федерации до 2030 года» (главы 1, 3 и 11) и «Стратегия развития лесного
комплекса Российской Федерации до 2030 года» (главы II и III, Приложения № 1 и № 18) с
целью определения перспектив и проблем развития комплекса».
Агропромышленный комплекс (далее - АПК)
Состав, место и значение в экономике страны. Сельское хозяйство. Состав, место и
значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные, почвенные и
агроклиматические ресурсы. Сельскохозяйственные угодья, их площадь и структура.
Растениеводство и животноводство: география основных отраслей. Сельское хозяйство и
окружающая среда. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.
Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и
центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая промышленность.
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География
важнейших отраслей: основные районы и центры. Лёгкая промышленность и охрана
окружающей среды. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного
комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. № 2567-р. Особенности АПК
своего края.
Практическая работа «Определение влияния природных и социальных факторов на
размещение отраслей АПК».
Инфраструктурный комплекс
Состав: транспорт, информационная инфраструктура; сфера обслуживания,
рекреационное хозяйство ‒ место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и
значение в хозяйстве. Морской, внутренний водный, железнодорожный, автомобильный,
воздушный и трубопроводный транспорт. География отдельных видов транспорта и связи:
основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и
охрана окружающей среды. Информационная инфраструктура. Рекреационное хозяйство.
Особенности сферы обслуживания своего края. Проблемы и перспективы развития
комплекса. Стратегия развития транспорта России на период до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р.
Федеральный проект «Информационная инфраструктура».
Практические работы: «Анализ статистических данных с целью определения доли
отдельных морских бассейнов в грузоперевозках и объяснение выявленных различий»,
«Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края». Обобщение знаний
Государственная
политика
как
фактор
размещения
производства. Стратегия
пространственного развития Российской Федерации до 2025 года: основные положения.
Новые формы территориальной организации хозяйства и их роль в изменении
территориальной структуры хозяйства России. Кластеры. Особые экономические зоны
(далее - ОЭЗ). Территории опережающего развития (далее - ТОР). Факторы,
ограничивающие развитие хозяйства. Развитие хозяйства и состояние окружающей среды.
Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176 «О
14
Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» и
государственные меры по переходу России к модели устойчивого развития.
Практическая работа «Сравнительная оценка вклада отдельных отраслей хозяйства в
загрязнение окружающей среды на основе анализа статистических материалов».
Регионы России
Западный макрорегион (Европейская часть) России
Географические особенности географических районов: Европейский Север России,
Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал.
Географическое положение. Особенности природноресурсного потенциала, население и
хозяйство. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития.
Классификация субъектов Российской Федерации Западного макрорегиона по уровню
социальноэкономического развития; их внутренние различия.
Практические работы: «Сравнение экономико-географического положения (далее –
ЭГП) двух географических районов страны по разным источникам информации»,
«Классификация субъектов Российской Федерации одного из географических районов
России по уровню социально-экономического развития на основе статистических данных».
Восточный макрорегион (Азиатская часть) России
Географические особенности географических районов: Сибирь и Дальний Восток.
Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала, население и
хозяйство. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития.
Классификация субъектов Российской Федерации Восточного макрорегиона по уровню
социально-экономического развития; их внутренние различия.
Практические работы: «Сравнение человеческого капитала двух географических
районов (субъектов Российской Федерации) по заданным критериям», «Выявление факторов
размещения предприятий одного из промышленных кластеров Дальнего Востока (по
выбору)».
Обобщение знаний
Федеральные и региональные целевые программы. Государственная программа
Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской
Федерации». Россия в современном мире Россия в системе международного географического
разделения труда. Россия в составе международных экономических и политических
организаций. Взаимосвязи России с другими странами мира. Россия и страны Содружества
Независимых Государств и Евразийского экономического союза.
Значение для мировой цивилизации географического пространства России как комплекса
природных, культурных и экономических ценностей. Объекты Всемирного природного и
культурного наследия
3.Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования
по географии достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
В центре программы по учебному предмету в соответствии с ФГОС общего
образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к
традиционным духовным ценностям, социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
ценностные установки и социально значимые качества личности; духовно-нравственное
развитие обучающихся и отношение школьников к культуре; мотивацию к познанию и
обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой
деятельности.
Патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
15
природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины – цивилизационному вкладу России; ценностное
отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного
наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
уважение к символам России, своего края.
Гражданское воспитание: осознание российской гражданской идентичности
(патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа
России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития;
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к
участию в гуманитарной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные
проблемы на основе личностного выбора с использованием нравственных ценностей и
принятых в российском обществе правил и норм поведения с учётом осознания последствий
для окружающей среды.
Физическое воспитание: формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в Интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права
на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно
выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически
целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Эстетическое воспитание: восприимчивость к разным традициям своего и других
народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к
природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов
и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности познавательной деятельности: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений географических наук об основных
закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для
применения различных источников географической информации при решении
познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками
исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта,
наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Экологическое воспитание: ориентация на применение географических знаний для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
16
практической деятельности экологической направленности.
Трудовое воспитание: установка на активное участие в решении практических задач
(в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению
профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических
знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный
выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей.
Воспитывающая предметно-эстетическая среда задействована в использовании
воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении учебного предмета:
Овладение универсальными познавательными действиями:
-применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
-выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных
видов и форм представления;
-находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в
различных источниках географической информации;
-самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
-оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
-систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
-принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических
проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
-планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических
проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы,
достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия
с другими членами команды;
-сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной
задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять
сферу ответственности.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
-владеть способами самоконтроля и рефлексии;
-объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту;
-вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
-оценивать соответствие результата цели и условиям;
-принятие себя и других:
-осознанно относиться к другому человеку, его мнению
17
Предметные результаты
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «География»,
сгруппированы по классам.
К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
-приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными
ветвями географической науки;
-приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
-выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и
фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических
открытий и важнейших географических исследований современности;
-интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических
исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;
-иметь представление о вкладе великих путешественников в изучение Земли;
-описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
-находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты,
позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие
знаний о Земле;
-определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам,
географические координаты по географическим картам;
-использовать условные обозначения планов местности и географических карт для
получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
-применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок»,
«ориентирование на местности», «стороны горизонта», «азимут», «горизонтали», «масштаб»,
«условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;
-различать понятия «план местности» и «географическая карта», «параллель» и «меридиан»;
-приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
-объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
-устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и
географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и
географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений;
-описывать внутреннее строение Земли;
-различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;
-различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;
-различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную
кору;
-показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы
рельефа Земли;
-различать горы и равнины;
-классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
-называть причины землетрясений и вулканических извержений;
-применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита»,
«эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
-применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения
познавательных задач;
-распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов
рельефообразования:
вулканизма,
землетрясений;
физического,
химического
и
биологического видов выветривания;
-классифицировать острова по происхождению;
-приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их
предупреждения;
18
-приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере
своей местности, России и мира;
-приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно
без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;
-приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных
ископаемых в своей местности;
-представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в
различной форме (табличной, графической, географического описания).
К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
-описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов,
глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
-находить информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о природе
своей местности, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных
задач, и извлекать её из различных источников;
-приводить примеры опасных природных явлений в геосферах и средств их предупреждения;
-различать свойства вод отдельных частей Мирового океана;
-применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и отливы» для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
-классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота,
ледники) по заданным признакам;
-различать питание и режим рек;
-сравнивать реки по заданным признакам;
-различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды» и применять их для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
-устанавливать причинно-следственные связи между питанием, режимом реки и климатом на
территории речного бассейна;
-приводить примеры районов распространения многолетней мерзлоты;
-называть причины образования цунами, приливов и отливов;
-описывать состав, строение атмосферы;
-объяснять образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных бризов,
муссонов;
-различать свойства воздуха; климаты Земли; климатообразующие факторы;
-устанавливать зависимость между нагреванием земной поверхности и углом падения
солнечных лучей; температурой воздуха и его относительной влажностью на основе данных
эмпирических наблюдений;
-сравнивать свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем
моря;
-различать виды атмосферных осадков;
-различать понятия «бризы» и «муссоны»;
-различать понятия «погода» и «климат»;
-различать понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «верхние слои атмосферы»;
-применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные
массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
-выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных климатических
изменениях из различных источников для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
-проводить измерения температуры воздуха, атмосферного давления, скорости и
направления ветра с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр,
барометр, анемометр, флюгер) и представлять результаты наблюдений в табличной и (или)
графической форме;
19
-называть границы биосферы;
-различать растительный и животный мир разных территорий Земли;
-объяснять взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном комплексе;
-сравнивать особенности растительного и животного мира в различных природных зонах;
-применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природнотерриториальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
-сравнивать плодородие почв в различных природных зонах;
-приводить примеры изменений в изученных геосферах в результате деятельности человека
на примере территории мира и своей местности, путей решения существующих
экологических проблем.
К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
-описывать по географическим картам и глобусу местоположение изученных
географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
-иметь представление о строении и свойствах (целостность, зональность, ритмичность)
географической оболочки;
-распознавать проявления изученных географических явлений, представляющие собой
отражение таких свойств географической оболочки, как зональность, ритмичность и
целостность;
-определять природные зоны по их существенным признакам на основе интеграции и
интерпретации информации об особенностях их природы;
-различать изученные процессы и явления, происходящие в географической оболочке; приводить примеры изменений в геосферах в результате деятельности человека;
-описывать закономерности изменения в пространстве рельефа, климата, внутренних вод и
органического мира;
-называть особенности географических процессов на границах литосферных плит с учётом
характера взаимодействия и типа земной коры; устанавливать (используя географические
карты) взаимосвязи между движением литосферных плит и размещением крупных форм
рельефа; классифицировать воздушные массы Земли, типы климата по заданным
показателям;
-объяснять образование тропических муссонов, пассатов тропических широт, западных
ветров; применять понятия «воздушные массы», «муссоны», «пассаты», «западные ветры»,
«климатообразующий фактор» для решения учебных ориентированных задач;
-объяснять влияние климатообразующих факторов на климатические особенности
территории;
-различать океанические течения; сравнивать температуру и солёность поверхностных вод
Мирового океана на разных широтах с использованием различных источников
географической информации;
-объяснять закономерности изменения температуры, солёности и органического мира
Мирового океана с географической широтой и с глубиной на основе анализа различных
источников географической информации;
-различать и сравнивать численность населения крупных стран мира; сравнивать плотность
населения различных территорий;
-применять понятие «плотность населения» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
-различать городские и сельские поселения; приводить примеры крупнейших городов мира;
-объяснять особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий;
-использовать знания о населении материков и стран для решения различных учебных и
практико-ориентированных задач;
20
-выбирать источники географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для
изучения особенностей природы, населения и хозяйства отдельных территорий;
-представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического
описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач;
-приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
распознавать проявления глобальных проблем человечества (экологическая, сырьевая,
энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная) на локальном и
региональном уровнях и приводить примеры международного сотрудничества по их
преодолении.
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
-характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории страны;
-находить в различных источниках информации факты, позволяющие определить вклад
российских учёных и путешественников в освоение страны;
-характеризовать географическое положение России с использованием информации из
различных источников;
-различать федеральные округа, крупные географические районы и макрорегионы;
-приводить примеры субъектов Российской Федерации разных видов и показывать их на
географической карте;
-оценивать влияние географического положения регионов России на особенности природы,
жизнь и хозяйственную деятельность населения; использовать знания о государственной
территории и исключительной экономической зоне, континентальном шельфе России, о
мировом, поясном и зональном времени для решения практико-ориентированных задач;
-проводить классификацию природных ресурсов;
-распознавать типы природопользования; находить, извлекать и использовать информацию
из -различных источников географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных
учебных и практико-ориентированных задач
-находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической
информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных
задач: объяснять закономерности распространения гидрологических, геологических и
метеорологических опасных природных явлений на территории страны;
-сравнивать особенности компонентов природы отдельных территорий страны; объяснять
особенности компонентов природы отдельных территорий страны;
-показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы рельефа,
крайние точки и элементы береговой линии; крупные реки и озёра, границы климатических
поясов и областей, природно-хозяйственных зон в пределах страны; Арктической зоны,
южной границы распространения многолетней мерзлоты;
-приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в случае
природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
-использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной
структуре и размещении населения, трудовых ресурсах, городском и сельском населении,
этническом и религиозном составе населения для решения практико-ориентированных задач
в контексте реальной жизни;
-применять понятия: «плотность населения», «основная полоса (зона) расселения»,
«урбанизация», «городская агломерация», «посёлок городского типа», «половозрастная
структура населения», «средняя прогнозируемая продолжительность жизни», «безработица»,
«рынок
труда»,
«качество
населения»
для
решения
учебных
и
(или)
21
практикоориентированных задач; представлять в различных формах (таблица, график,
географическое описание) географическую информацию, необходимую для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач
К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
-выбирать источники географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для
изучения особенностей хозяйства страны;
-представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического
описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
-находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую отраслевую,
функциональную и территориальную структуру хозяйства России, для решения практикоориентированных задач;
-выделять географическую информацию, которая является противоречивой или может быть
недостоверной; определять информацию, недостающую для решения той или иной задачи;
применять понятия «экономико-географическое положение», «состав хозяйства»,
«отраслевая, функциональная и территориальная структура», «условия и факторы
размещения производства», «отрасль хозяйства», «межотраслевой комплекс», «сектор
экономики», «территория опережающего развития», «себестоимость и рентабельность
производства», «природно-ресурсный потенциал», «инфраструктурный комплекс»,
«рекреационное
хозяйство»,
«инфраструктура»,
«сфера
обслуживания»,
«агропромышленный комплекс», «химико-лесной комплекс», «машиностроительный
комплекс», «металлургический комплекс», «ВИЭ», «ТЭК», для решения учебных задач;
-различать территории опережающего развития, Арктическую зону и зону Севера;
классифицировать субъекты РФ по уровню социальноэкономического развития на основе
имеющихся знаний и анализа информации из дополнительных источников;
-различать ВВП, ВРП и ИЧР как показатели уровня развития страны и её регионов;
различать природно-ресурсный, человеческий и производственный капитал; различать виды
транспорта и основные показатели их работы: грузооборот и пассажирооборот; показывать
на карте крупнейшие центры и районы размещения отраслей промышленности,
транспортные магистрали и центры, районы развития отраслей сельского хозяйства;
-объяснять географические различия населения и хозяйства территорий крупных регионов
страны;
-сравнивать географическое положение, географические особенности природно-ресурсного
потенциала, населения и хозяйства регионов;
-приводить примеры объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и описывать их
местоположение на географической карте;
- характеризовать место и роль страны в мировом хозяйстве
Программа направлена на достижение основного результата образования — развитие
личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого
развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так
и в групповой форме. Каждому учащемуся необходим личный творческий опыт, но также
необходимо сотворчество в команде – совместная коллективная деятельность, которая
предусмотрена тематическим планом и может иметь разные формы организации.
Учебный материал разделен на тематические блоки, которые могут быть основанием
для организации проектной деятельности, которая включает в себя как исследовательскую,
так и развивающую деятельность, а также презентацию результата.
22
Однако необходимо различать и сочетать в учебном процессе историкокультурологическую, искусствоведческую, исследовательскую работу учащихся и
собственно проектную деятельность.
Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная
социокультурная деятельность, в процессе которой обучающиеся участвуют в оформлении
общешкольных событий и праздников, в конкурсах, а также смотрят памятники
архитектуры, посещают музеи.
4.Тематическое планирование
5 класс
№
Наименование разделов и тем программы
Количество
часов
Электронный (цифровые)
образовательные ресурсы
Географическое изучение Земли
1.1
1.2
2.1
2.2
3.1
4.1
5.1
5.2
№
Введение. География - наука о планете
Земля
История географических открытий
2
7
Изображения земной поверхности
Планы местности
5
https://resh.edu.ru/subject/les
son/7865/start/316138/
Географические карты
5
https://resh.edu.ru/subject/les
son/7868/main/
Земля-планета Солнечной системы
Земля-планета Солнечной системы
4
https://resh.edu.ru/subject/les
son/7863/start/312771/
Оболочки Земли
Литосфера ‒ каменная оболочка Земли
7
https://resh.edu.ru/subject/les
son/7872/start/312865/
Заключение
Практикум «Сезонные изменения в
1
https://resh.edu.ru/subject/4/5
природе своей местности»
/
Повторение
3
https://resh.edu.ru/subject/4/5
/
Общее количество часов
34
6 класс
Наименование разделов и тем
Количество
программы
часов
Оболочки Земли
1.1
Гидросфера ‒ водная оболочка Земли
9
1.2
Атмосфера ‒ воздушная оболочка
11
1.3
Биосфера-оболочка жизни
5
1.4
Заключение. Природно-территориальные комплексы
Повторение
4
Общее количество часов
34
1.5
https://resh.edu.ru/subject/les
son/7859/start/326810/
https://resh.edu.ru/subject/les
son/3043/main/
5
Электронный (цифровые)
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/les
son/7184/conspect/
https://resh.edu.ru/subject/les
son/992/
https://resh.edu.ru/subject/les
son/7181/main/308338/
https://resh.edu.ru/subject/les
son/997/
https://resh.edu.ru/subject/4/6
/
23
7 класс
№ п/п
Наименование разделов и
тем программы
Количество
часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. Главные закономерности природы Земли
1.1
Географическая
оболочка
2
1.2
Литосфера и рельеф
Земли
6
1.3
Атмосфера и климаты
Земли
6
1.4
Мировой океан —
основная часть
гидросферы
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416c48
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1501/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1659/start/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416c48
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1659/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1663/start/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416c48
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1660/start/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416c48
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1661/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1662/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1662/start/
Раздел 2. Человечество на Земле
2.1
Численность населения
3
2.2
Страны и народы мира
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416c48
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1514/start/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416c48
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2754/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2753/start/
Раздел 3. Материки и страны
3.1
Южные материки
16
3.2
Северные материки
17
3.3
Взаимодействие природы
и общества
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416c48
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2941/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2730/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1667/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2939/start/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416c48
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1678/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1679/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1680/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1671/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1683/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2752/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2935/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2563/start/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416c48
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1684/start/
24
Повторение
5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
68
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416c48
8 класс
№
п/п
Наименование разделов и
тем программы
Количество Электронные (цифровые)
часов
образовательные ресурсы
Раздел 1. Географическое пространство России
История формирования и
1.1
освоения территории
4
России
Географическое
1.2
положение и границы
2
России
Время на территории
1.3
2
России
Административно
территориальное
1.4
3
устройство России.
Районирование территории
Раздел 2. Природа России
2.1
Природные условия и
ресурсы России
4
2.2
Геологическое строение,
рельеф и полезные
ископаемые
8
2.3
Климат и климатические
условия
7
2.4
Моря России. Внутренние
воды и водные ресурсы
6
2.5
Природнохозяйственные
зоны
15
Раздел 3. Население России
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1676/start/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1685/start/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1687/start/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1672/start/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1688/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1689/start/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1690/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1673/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1674/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1691/start/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1694/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1695/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1675/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1696/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1696/start/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1697/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1700/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1701/start/
25
3.1
Численность населения
России
3.2
Территориальные
особенности размещения
населения России
3.3
Народы и религии России
3.4
Половой и возрастной
состав населения России
3.5
Человеческий капитал
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1707/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1708/start/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1709/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1711/start/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72
Повторение
Общее количество часов
6
68
9 класс
Количество
Наименование разделов и тем
часов
программы
Хозяйство России
1.1
Общая характеристика хозяйства России
3
1.2
5
1.3
Топливно-энергетический
(ТЭК)
Металлургический комплекс
1.4
Машиностроительный комплекс
3
1.5
Химико-лесной комплекс
4
1.6
Агропромышленный комплекс
4
1.7
Инфраструктурный комплекс
5
1.8
Обобщение знаний
2
2.1
2.2
2.3
3.1
3.2.
комплекс
3
Регионы России
(Европейская
Западный макрорегион
17
часть) России
Восточный
макрорегион
(Азиатская
11
часть) России
Обобщение знаний
2
Россия в современном мире
Россия в современном мире
2
Повторение
Общее количество часов
7
68
Электронный (цифровые)
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/les
son/2688/main/
https://resh.edu.ru/subject/les
son/1872/additional/
https://resh.edu.ru/subject/les
son/1875/start/
https://resh.edu.ru/subject/les
son/1874/main/
https://resh.edu.ru/subject/les
son/5438/conspect/
https://resh.edu.ru/subject/les
son/1877/start/
https://resh.edu.ru/subject/les
son/1878/additional/
https://resh.edu.ru/subject/4/
https://resh.edu.ru/subject/les
son/1884/main/
https://resh.edu.ru/subject/les
son/1528/start/
https://resh.edu.ru/subject/4/
https://resh.edu.ru/subject/42/
9/
https://resh.edu.ru/subject/4/