Рабочая программа учебного предмета Окружающий мир 1-4 классы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СОШ-детский сад №17»)
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
Протокол №1
от «26» августа 2024 г.
Руководитель МО
__________ О.В. Шевшун

СОГЛАСОВАНА
Зам. директора
________ Е.Л.Ли
«26» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор ______ Е.М. Демидова
Приказ № 460/01-13
от «27» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
1-4 классы

Составители:Козленко Юлия Владимировна, учитель начальных классов
Краснощек Наталья Борисовна, учитель начальных классов
Романчук Полина Евгеньевна, учитель начальных классов
Яшкина Евгения Викторовна, учитель начальных классов
Самохина Екатерина Александровна, учитель начальных классов
Лесь Анна Владимировна, учитель начальных классов
Коваль Валерия Сергеевна, учитель начальных классов
Умерова Анна Ленуровна, учитель начальных классов
Коробчук Валерия Валерьевна, учитель начальных классов
Куртумерова Лиля Энверовна, учитель начальных классов
Дудченко Ирина Пантелеевна, учитель начальных классов
Кузинина Елена Сергеевна, учитель начальных классов
Вознюк Ольга Александровна, учитель начальных классов
Сварчевская Ксения Владимировна, учитель начальных классов
Самединова Эмине Эльдаровна, учитель начальных классов
Есипенко Екатерина Алексеевна,учитель начальных классов
Шевшун Олеся Васильевна,учитель начальных классов

г. Евпатория,2024г

1.Пояснительная записка
Целью изучения учебного предмета «Окружающий мир» является формирование
целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рациональнонаучного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта
общения с людьми и природой;духовно-нравственное развитие и воспитание личности
гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского
общества.
Задачами учебного предмета «Окружающий мир» являются:
– формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
– осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нём;
– формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
– формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане: в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный
предмет «Окружающий мир» входит в предметную область Обществознание и
естествознание ("Окружающий мир") и является обязательным для изучения. На изучение
предмета «Окружающий мир» отводится: в 1 классе - 66 часов в год (2 часа в неделю), во 2
классе - 68 часов в год (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов в год (2 часа в неделю),в 4
классе - 68 часов в год (2 часа в неделю).
Для реализации программы используется учебники:
- А.А. Плешаков. « Окружающий мир. В двух частях. 1 класс», 2020год,2023год;
- А.А. Плешаков «Окружающий мир. В двух частях. 2 класс», 2020год;
- А.А. Плешаков «Окружающий мир. В двух частях. 3 класс», 2020год;
- А.А.Плешаков «Окружающий мир. В двух частях.4 класс», 2020год.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена с учетом
рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
– установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
– побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
– привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
– использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
– применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с

другими детьми;
– включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
– организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
– инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
2. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
1 класс
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный
коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи. Совместная деятельность с одноклассниками ‒ учёба, игры, отдых. Рабочее место
школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза;
освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте. Режим труда и
отдыха. Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их
профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых.
Домашний адрес. Россия ‒ наша Родина. Москва ‒ столица России. Символы России (герб,
флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего
населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Ценность и
красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа ‒ среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком.
Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и
живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение
температуры воздуха (воды) по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи
между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое
описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части
растения (название, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель,
лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода. Мир животных.
Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и другие). Домашние и дикие
животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и
личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами,
газовыми плитами. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода
(дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в Интернете (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в
условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть
«Интернет».
2 класс
Человек и общество
Наша Родина ‒ Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте.

Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни
России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и другие. Характеристика отдельных
исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и
другие). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия –
многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной
край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории
родного края.
Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные
занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы
родословного древа, истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость,
честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей – главные правила
взаимоотношений членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.
Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от
других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта
мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса.
Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас,
устройство; ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные
растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений.
Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные,
пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход
изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных
Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного
поведения на природе.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной
активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания).
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья.
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях,
переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках.
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание
на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на
общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете
(коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа
в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
3 класс
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны
друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская
Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная
символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы
России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным
символам России. Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и
расходы семьи. Уважение к семейным ценностям. Правила нравственного поведения в
социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями

здоровья, забота о них. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей
родного края, их профессии. Страны и народы мира. Памятники природы и культуры –
символы стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество.
Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный
газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами,
жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений,
животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе,
значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в
природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их
значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Почва, её состав, значение для живой
природы и хозяйственной жизни человека. Первоначальные представления о бактериях.
Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие
растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды.
Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений
в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые
для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация
изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе
наблюдений. Охрана растений. Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла
организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы,
птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для
жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их
названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Природные сообщества: лес, луг,
пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных;
животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные
сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений).
Правила нравственного поведения в природных сообществах. Человек – часть природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная,
пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические
паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности
окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри
двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых,
тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,
предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и
в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ориентирование в
признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила
коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа
в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
4 класс
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности
гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства.
Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие

достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника
Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России,
День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона.
Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным
символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в
разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская
империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и
культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох
как носители базовых национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за
рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников
истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность
историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их
национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты
по исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда,
источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной
системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как
причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности
поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток;
использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря,
омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за
рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия
человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых,
растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе.
Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах
отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом
дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила
использования самоката и других средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск

достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и
детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационнокоммуникационную сеть Интернет.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие результаты.
Гражданско-патриотического воспитания:
– становление ценностного отношения к своей Родине – России;
– понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
– осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
– сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
– проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны,
уважения к своему и другим народам;
– первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
– проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
– принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
– применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
– понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
– использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности,
в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
– соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни;
– выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
– приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
– осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
– осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, наносящих ей вред.
Ценности научного познания:
– осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
–
проявление
познавательного
интереса,
активности,
инициативности,

любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с
использованием различных информационных средств.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
-понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной
среды
обитания),
проявлять
способность
ориентироваться
в
изменяющейся
действительности;
-на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие;
-изменения во времени и в пространстве);
-сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
-объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
-определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
-находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
-выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма.
Базовые исследовательские действия:
-проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
-проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
-определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных вопросов;
-формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных
ситуациях;
-моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и
неживая природа, цепи питания, природные зоны), а также в социуме (лента времени;
поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и другое);
-проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть ‒ целое, причина ‒
следствие);
-формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
Работа с информацией:
-использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник
получения информации с учётом учебной задачи;
-находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде,
согласно заданному алгоритму;
-распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать для решения
учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
-читать и интерпретировать графически представленную информацию: схему, таблицу,
иллюстрацию;
-соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (с помощью учителя);
-анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
-фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,

высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- приводить доказательства своей правоты;
- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику;
- использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений
и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
- находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах
и явлениях природы, событиях социальной жизни;
- готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст,
рисунки, фото, плакаты и другое) к тексту выступления.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
Самоорганизация:
- планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной
задачи;
-выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
- корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни;
- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с
оценкой учителя;
- оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
- понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи;
- активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей
совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
- коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать
работу каждого участника;
- считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать их без участия взрослого;
- ответственно выполнять свою часть работы.
Предметные результаты
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
- называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов
своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы;
- проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила
нравственного поведения в социуме и на природе;

- воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
- приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и
праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;
- различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и
природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы
животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае
дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных;
- сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные
группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- выделять их наиболее существенные признаки; применять правила ухода за
комнатными растениями и домашними животными;
- проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и
индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей
местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и
опыты под руководством учителя;
- использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе;
правила поведения в быту, в общественных местах;
- соблюдать правила безопасности на учебном месте обучающегося; во время
наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
- соблюдать правила использования электронных средств, оснащенных экраном;
- соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
- соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе; с помощью взрослых (учителя,
родителей) пользоваться электронным дневником и электронными образовательными и
информационными ресурсами.
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
-находить Россию на карте мира, на карте России – Москву, свой регион и его главный
город;
-узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и
своего региона;
-проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и
других народов, государственным символам России;
-соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
-распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
-приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного
края; важных событий прошлого и настоящего родного края;
-трудовой деятельности и профессий жителей родного края;
-проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с
природными объектами, измерения;
-приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие
значение природы в жизни человека;
-описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные
объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
-описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные
объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
-группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным
признакам;
-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу;

-создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; соблюдать
правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры
положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания,
помощи людям, нуждающимся в ней;
-соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения
пассажира наземного транспорта и метро;
-соблюдать режим дня и питания;
-безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в
информационно-коммуникационную сеть «Интернет»;
-безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью
учителя (при необходимости).
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг);
– проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;
– проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и
других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
– приводить примеры памятников природы, культурных объектов и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов Российской Федерации с
богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства;
проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
– показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
– различать расходы и доходы семейного бюджета;
– распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
– проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с
природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и
измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
– группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить
простейшую классификацию;
– сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы,
выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
– использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
– использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для
объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека; фиксировать
результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать
полученные результаты и делать выводы;
– создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе,
человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
– соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта;
– соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной
активности и принципы здорового питания;
– соблюдать основы профилактики заболеваний;
– соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
– соблюдать правила нравственного поведения на природе;
– безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа
в информационно-коммуникационную сеть «Интернет»;
– ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в
мессенджерах.

−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и
других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России
(горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и
периодами истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях
истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных
периодов, достопримечательностях столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их
существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего
региона;
проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с
использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных
приборов, следуя правилам безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их
описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно
выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и
известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и
процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных
изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за
рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и
обществе;
использовать различные источники информации для поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни
человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной
инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах,
парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной
информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных
образовательных и информационных ресурсов.

Программа направлена на достижение основного результата образования — развитие
личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого

развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, таки
в групповой форме. Каждому учащемуся необходим личный творческий опыт, но
такженеобходимо сотворчество в команде – совместная коллективная художественная
деятельность, которая предусмотрена тематическим планом и может иметь разные формы
организации.
Учебный материал разделен на тематические блоки, которые могут быть основанием
для организации проектной деятельности, которая включает в себя как исследовательскую,
так и художественно-творческую деятельность, а также презентацию результата.
Однако необходимо различать и сочетать в учебном процессе историкокультурологическую, искусствоведческую исследовательскую работу учащихся и собственно
художественную проектную деятельность, продуктом которой является созданное на основе
композиционного поиска учебное художественное произведение
(индивидуальное или коллективное, на плоскости или в объёме, макете).
Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная
деятельность, в процессе которой обучающиеся участвуют в оформлении общешкольных
событий и праздников, в организации выставок детского художественного творчества, в
конкурсах, а также смотрят памятники архитектуры, посещают художественные музеи.
4.Тематическое планирование
1класс
№

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

Электронный
(цифровые)
образовательные ресурсы

Человек и общество
1.1

Школа. Школьная жизнь.

3

1.2

Семья. Взаимоотношения и
взаимопомощь в семье.

2

1.3

Россия - наша Родина.

11

Человек и природа
Природа - среда обитания человека.
13
Взаимосвязи между человеком и
природой.

https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5

https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
Растительный мир. Растения
9
2.2
https://ja-uchenik.ru/detjam/
ближайшего окружения.
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
Мир животных. Разные группы
15
2.3
https://ja-uchenik.ru/detjam/
животных.
https://www.uchportal.ru/dir/5
Правила безопасной жизнедеятельности
https://resh.edu.ru/
3
3.1
Режим дня школьника.
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
Безопасность в быту, безопасность
https://resh.edu.ru/
4
3.2
пешехода, безопасность в сети
https://ja-uchenik.ru/detjam/
Интернет
https://www.uchportal.ru/dir/5
6
Резервное время
2.1

Общее количество часов

66

2 класс
№

Наименование разделов и тем программы

Кол-во
часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Человек и общество
1.1

Наша родина - Россия

12

1.2

Семья. Семейные ценности и традиции

2

1.3

Правила культурного поведения в
общественных местах

2

https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5

Человек и природа
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
2.2
Многообразие растений
8
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
2.3
Многообразие животных
11
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
Красная книга России. Заповедники и
2.4
8
https://ja-uchenik.ru/detjam/
природные парки
https://www.uchportal.ru/dir/5
Правила безопасной жизнедеятельности
https://resh.edu.ru/
3.1
Здоровый образ жизни школьника
4
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
Безопасность в школе и общественном
https://resh.edu.ru/
3.2
транспорте, безопасность в сети
8
https://ja-uchenik.ru/detjam/
Интернет
https://www.uchportal.ru/dir/5
Резервное время
6
Методы познания природы. Земля и
другие планеты, звезды и созвездия.

2.1

Общее количество часов

7

68

3 класс
№

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

Электронный
(цифровые)
образовательные ресурсы

Человек и общество
1.1

Наша родина - Российская Федерация

14

1.2

Семья - коллектив близких. Родных
людей.

2

1.3

Страны и народы мира.

4

https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/

https://www.uchportal.ru/dir/5
Человек и природа
Методы изучения природы.
Разнообразие веществ в окружающем
мире.

https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
2
2.2
Бактерии, грибы и их разнообразие
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
7
2.3
Разнообразие растений
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
7
2.4
Разнообразие животных
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
3
2.5
Природные сообщества
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
5
2.6
Человек - часть природы
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
Правила безопасной жизнедеятельности
https://resh.edu.ru/
2
3.1
Здоровый образ жизни
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
Правила безопасного поведения
https://resh.edu.ru/
5
3.2
пассажира. Безопасность в сети
https://ja-uchenik.ru/detjam/
Интернет
https://www.uchportal.ru/dir/5
6
Резервное время
Общее количество часов
68
2.1

11

4 класс
№

Наименование разделов и тем программы

Количеств
о часов

Электронный (цифровые)
образовательные ресурсы

Человек и общество
1.1

Наша родина - Российская Федерация

10

1.2

История Отечества. «Лента времени» и
историческая карта

17

1.3

Человек - творец культурных ценностей.
Всемирное культурное наследие

6

https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5

Человек и природа
2.1

Методы познания окружающей
природы. Солнечная система

5

2.2

Формы земной поверхности. Водоемы и
их разнообразие

9

https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://www.uchportal.ru/dir/5

Природные зоны России: общее
https://resh.edu.ru/
5
представление, основные природные
https://ja-uchenik.ru/detjam/
зоны
https://www.uchportal.ru/dir/5
Природные и культурные объекты
https://resh.edu.ru/
5
2.4
Всемирного наследия. Экологические
https://ja-uchenik.ru/detjam/
проблемы
https://www.uchportal.ru/dir/5
Правила безопасной жизнедеятельности
https://resh.edu.ru/
Здоровый образ жизни: профилактика
1
3.1
https://ja-uchenik.ru/detjam/
вредных привычек
https://www.uchportal.ru/dir/5
https://resh.edu.ru/
Безопасность в городе. Безопасность в
4
3.2
https://ja-uchenik.ru/detjam/
сети Интернет
https://www.uchportal.ru/dir/5
6
Резервное время
2.3

Общее количество часов

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».