Положение о библиотеке - МБОУ СОШ-детский сад №17

СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
Протокол № 4
от 31.01.2024г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
№ 70/01-13 от 01.02.2024г.
МБОУ «СОШ-детский сад № 17»
__________ А.П. Киселев
Положение
о библиотеке школы
МБОУ «СОШ-детский сад №17»

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о библиотеке общеобразовательной организации
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями) и Федеральным Законом от 29.12.94
№78-ФЗ «О библиотечном деле» (с изменениями), с учетом Федерального закона от 25 июля
2002г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями),
Приказа Министерства культуры РФ «Об утверждении Порядка обеспечения условий
доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания в соответствии с
законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов» от 10.11.2015г.
№2761 (с изменениями), а также Устава общеобразовательной организации и других
нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность
общеобразовательных организаций.
1.2. Данное Положение о библиотеке школы (далее - Положение) обозначает
основные принципы, задачи и функции библиотеки в школе, определяет организацию
деятельности, управление, порядок пользования школьной библиотекой, а также
регламентирует права и обязанности пользователей и работников библиотеки
общеобразовательной организации.
1.3. Настоящее Положение регламентирует работу и базисные функции библиотеки
общеобразовательной организации, которая способствует формированию культуры личности
учащихся школы и позволяет повысить эффективность информационного обслуживания
учебно-воспитательной деятельности.
1.4. Настоящее Положение является локальным нормативным актом школы и
определяет уровень требований к библиотеке как к структурному подразделению
общеобразовательной организации.
1.5. Школьная библиотека является структурным подразделением образовательной
организации, участвующим в учебно-воспитательной деятельности в целях обеспечения
права участников образовательной деятельности на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами.
1.6. Деятельность библиотеки школы организуется и осуществляется в соответствии с
российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в
обществе идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и
просветительная функции библиотеки базируются на максимальном использовании
достижений общечеловеческой культуры. Обеспеченность библиотеки учебными,
методическими и справочными документами учитывается при лицензировании
образовательной организации.
1.7. Согласно гл.II, ст.5, п.2 ФЗ от 29.12.1994г. №78-ФЗ№ 273-ФЗ «О библиотечном
деле» (с изменениями) школьная библиотека доступна и бесплатна для читателей,
обучающихся, учителей и других работников общеобразовательной организации.
Удовлетворяет также запросы родителей на литературу по педагогике и образованию с
учетом имеющихся возможностей.
1.8. Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы: формирование общей
культуры личности обучающихся на основе усвоения Федеральных государственных

2
образовательных стандартов (ФГОС), содержания общеобразовательных программ, их
адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего
освоения профессиональных образовательных программ.
1.9. Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением, федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов
субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления
образованием и Уставом общеобразовательной организации.
2. Принципы деятельности школьной библиотеки
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности,
свободного развития личности.
2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-,
аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков,
предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ
«О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями).
2.3. В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской
литературы, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к
распространению на территории Российской Федерации.
2.4. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации,
перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками определяются в
Правилах пользования библиотекой.
2.5. Общеобразовательная организация несет ответственность за доступность и
качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
2.6. Организация обслуживания участников образовательной деятельности
производится в соответствии с правилами охраны труда и пожарной безопасности,
санитарно-гигиеническими требованиями и нормами.
3. Задачи библиотеки
Основными задачами школьной библиотеки являются:
3.1. Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования учащихся и
педагогов общеобразовательной организации.
3.2. Обеспечение участников образовательной деятельности — обучающихся,
педагогов, родителей (законных представителей) — доступом к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных
ресурсов на различных носителях:
 бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
 электронных и иных носителях.
3.3. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающихся, развитии их творческого потенциала.
3.4. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
поиску, отбору и критической оценке информации.
3.5. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения
новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов.
3.6. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения
образования учебников и учебных пособий из библиотечного фонда.
3.7. Формирование комфортной библиотечной среды для всех категорий
пользователей.

3
4. Основные функции библиотеки
Для реализации основных задач школьная библиотека:
4.1. Осуществляет
основные функции
библиотеки
– образовательная,
информационная, культурная.
4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательной
организации:
 комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на различных
носителях, учитывая Федеральный список экстремистской литературы, запрещенной к
распространению на территории Российской Федерации, утвержденный Федеральным
органом исполнительной власти;
 комплектует фонд библиотеки экземплярами документов в специальных
доступных форматах на различных носителях информации;
 пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками
данных других учреждений и организаций;
 осуществляет размещение, организацию, учет и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:
 организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталог (алфавитный),
 тематические картотеки;
 разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);
 обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
 обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;
 предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе
изучения их интересов и информационных потребностей;
 создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
 способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах,
телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
 организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков
работы с книгой и информацией;
 оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе
их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
 организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и
читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления.
4.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
 организует проведение занятий по формированию информационной культуры.
4.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (иных законных представителей) обучающихся:
 удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
 консультирует по вопросам учебных изданий учащихся школы.
4.7. Осуществляет введение необходимой документации по учету библиотечного
фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.

4
4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и
массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг,
читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).
4.9.
Обеспечивает
соответствующий
санитарно-гигиенический
режим
и
благоприятные условия для обслуживания читателей, в том числе читателей с ОВЗ.
4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его
удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.
4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной библиотеки.
4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в работе
библиотеки.
4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда,
согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
4.14. Организует работу по сохранности библиотечного фонда общеобразовательной
организации.
5. Организация деятельности библиотеки
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами, учебным и воспитательным планами школы, программами,
проектами и планом работы школьной библиотеки.
5.2. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования и имущества школьной библиотеки.
5.3. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для
деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом
общеобразовательной организации.
5.4. Режим работы библиотеки определяется педагогом – библиотекарем в
соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательной организации.
5.5. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
• двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной
работы;
• одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится;
6. Обеспечение условий доступности школьной библиотеки для инвалидов и
пользователей с ОВЗ
6.1 Общеобразовательное учреждение и библиотека обеспечивают создание
инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников,
следующие условия доступности библиотеки в соответствии с требованиями,
установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
 возможность беспрепятственного входа в библиотеку и выхода из нее;
 содействие инвалиду при входе в здание и выходе из него;
 безопасность, комфорт, беспрепятственность доступа к библиотечному и
информационному пространству
 информирование о доступных маршрутах общественного транспорта;
 возможность самостоятельного передвижения по библиотеке в целях доступа к
месту предоставления услуги, в том числе с использованием помощи персонала,
предоставляющего услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также креслаколяски;
 сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения и
самостоятельного передвижения, оказание им помощи на территории библиотеки;

5
 надлежащее размещение оборудования и носителей информации;
 оказание сотрудниками, предоставляющими услуги, иной необходимой инвалидам
помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию библиотек
наравне с другими лицами.
6.2 В целях предоставления услуг, доступных для инвалидов в соответствии с
требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми
актами, организациями, предоставляющими услуги в сфере библиотечной деятельности,
обеспечиваются:
 оказание инвалидам необходимой помощи в доступной для них форме в уяснении
порядка предоставления и получения услуги, в оформлении установленных регламентом
(порядком) ее предоставления документов, в совершении ими других необходимых для
получения услуги действий;
 предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием
русского жестового языка, включая обеспечение допуска сурдопереводчика,
тифлосурдопереводчика;
 размещение библиотеки на втором этаже здания, с доступом к лифту для
передвижения.
6.3 Общеобразовательное учреждение обеспечивает другие условия доступности,
предусмотренные административными регламентами по предоставлению государственных
услуг.
7. Организация, управление и штаты
7.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью осуществляет
директор школы, который утверждает нормы и технологические документы, планы и отчеты
о работе библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны деятельности
библиотеки, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а также за
создание комфортной информационной среды для читателей.
7.2. Руководство библиотекой осуществляет педагог-библиотекарь, который несет
ответственность в пределах своей компетенции перед директором школы, обучающимися, их
родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности
библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными
квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом общеобразовательной
организации.
7.3.
Педагог-библиотекарь
назначается
директором
общеобразовательной
организации, является членом педагогического коллектива и входит в состав
педагогического совета школы.
7.4. Педагог-библиотекарь отвечает за организацию работы библиотеки и результаты
ее деятельности, составляет годовой план и отчет о работе, которые обсуждаются на
Педагогическом совете и утверждаются директором. Годовой план работы библиотеки
является частью общего годового плана общеобразовательной организации.
7.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами
об образовании и (или) квалификации.
7.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с
расписанием работы общеобразовательной организации.
7.7. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к
должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными
правовыми документами с учетом объемов и сложности работ.
7.8. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательной
организации регулируются трудовым договором, условия которого не должны
противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.

6
7.9. Педагог-библиотекарь подлежит аттестации в соответствии с порядком,
установленным Правительством Российской Федерации, должен удовлетворять требованиям
соответствующих квалификационных характеристик, Устава и Положения.
7.10. Педагог-библиотекарь должен строго соблюдать настоящее Положение, правила
и требования охраны труда и пожарной безопасности в помещении библиотеки и в
общеобразовательной организации.
8. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки
8.1. Педагог- библиотекарь имеет право:
 самостоятельно
выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательной и воспитательной деятельности в
соответствии с целями и задачами, указанными в настоящем Положении и Уставе
образовательной организации;
 проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
 определять источники комплектования информационных ресурсов;
 изымать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
 вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в
том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную
работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по
компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная
пыль, превышение норматива работы на компьютере).
 участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке,
определяемом Уставом;
 на аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих нормативных
актах Правительства РФ.
 быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам
отличия, предусмотренным для работников образования;
 обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
8.2. Педагог-библиотекарь обязан:
 обеспечить
пользователям
всех
категорий
возможность
работы
с
информационными ресурсами библиотеки;
 информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
 формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями
учебных изданий, образовательными программами общеобразовательной организации,
интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
 совершенствовать
информационно-библиографическое
и
библиотечное
обслуживание пользователей;
 обеспечивать
сохранность
использования
носителей
информации,
их
систематизацию, размещение и хранение;
 обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и
работой школы;
 вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном порядке перед
директором общеобразовательной организации.
8.3. Педагог-библиотекарь несет ответственность за:
 соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством о труде,
Правилами внутреннего трудового распорядка в школе, трудовым договором.
 выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.
 сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим
законодательством Российской Федерации.

7
9. Права и обязанности пользователей библиотеки
9.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:
• получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой школы услугах;
• пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
• получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
• получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания;
• продлевать срок пользования документами и литературой;
• участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
• обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
9.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
• соблюдать правила пользования библиотекой;
• бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
• пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в
помещении библиотеки школы;
• убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные
дефекты в сдаваемых книгах несет последний пользователь;
• расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу
(исключение: обучающиеся 1- 4 классов);
• возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
• заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными
либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;
• полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
общеобразовательной организации.
10. Порядок пользования школьной библиотекой
10.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку
производится в индивидуальном порядке, а родителей (иных законных представителей)
обучающихся — по паспорту.
10.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
10.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр.
10.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из
фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
11. Заключительные положения
11.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным
нормативным актом и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора
общеобразовательной организации.
11.3. Положение о библиотеке общеобразовательной организации принимается на
неопределенный срок.
11.4. После принятия Положения в новой редакции предыдущая редакция
автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».