Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ-детский сад №17 на 2021-2025гг.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Пояснительная записка _______________________________________________________ 3
Раздел 1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса_____________4
Раздел 2. Цель и задачи воспитания______________________________________________7
Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности________________________________10
Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы________________21
Приложение. Основные понятия, используемые в программе________________________23

3

Пояснительная записка
Программа воспитания МБОУ «СОШ – детский сад №17» на 2021-2025 учебный год
разработана на основе примерной республиканской программы воспитания «Крым в сердце моем»
и направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и
налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Её основная функция
– направление, организация и контроль деятельности педагогов школы по реализации
воспитательного потенциала их совместной с детьми деятельности, тем самым сделать МБОУ
«СОШ – детский сад №17» воспитывающей организацией.
В центре данной программы воспитания «Крым в сердце моем» в соответствии с ФГОС
общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных
знаний о различных аспектах развития Крыма, России и мира . Одним из результатов реализации
программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям,
правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение
учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ
российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и
обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности.

4

1.Особенности организуемого в МБОУ «СОШ – детский сад №17» воспитательного
процесса.
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа – детский сад №17» расположена в 8 микрорайоне города Евпатории
Республика Крым, является средней общеобразовательной школой, численность обучающихся на
01 июня 2021 года составляет 903 человек, численность педагогического коллектива – 62 человек.
Обучение ведётся с 1 по 11 класс по трем уровням образования: начальное общее образование,
основное общее образование, среднее общее образование.
Особенностью расположения ОУ является его соседство с СШ№ 16, 15, 14. Данная
специфика расположения МБОУ «СОШ – детский сад №17» учитывается при составлении
программы воспитания для минимизации отрицательного влияния социального окружения на
обучающихся. С этой целью в МБОУ «СОШ – детский сад №17» активно развивается социальное
партнерство с другими учреждениями города, что позволяет реализовать модель школы полного
дня, как многопрофильного центра образования.
Приоритетной задачей Республики Крым, том числе и города Евпатория, в сфере воспитания
детей, согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой
потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины,
любящей свой родной край, свою малую Родину – Крым.
Республика Крым имеет богатейшее историко-культурное наследие. На ее территории
имеются памятники цивилизаций разных времен: наскальные рисунки бронзового века урочища
Таш-Аир близ Бахчисарая, остатки Боспорского царства (Пантикапей), остатки древнегреческих
колоний (Херсонес, Беляус, Тиритака, Мермекий и др.), столицы Скифского царства Неаполя
Скифского, средневековые «пещерные» города и монастыри (Мангуп, Чуфут-Кале), генуэзские и
османские крепости в Феодосии и в Судаке, комплекс Ханского дворца в Бахчисарае, мечеть ДжумаДжами в Евпатории и многие другие.
Гордостью крымчан являются замечательные памятники архитектуры: Ливадийский дворец
в Ялте (архитектор Н. Краснов), Воронцовский дворец в Алупке (архитектор Э. Блор), комплекс
железнодорожного вокзала в городе Симферополе (архитектор А. Душкин), Набережная реки
Салгир в городе Симферополе (архитектор А. Полегенький) и др.
С Крымом связаны имена выдающихся деятелей науки, искусства, литературы: В.
Вернадского, И. Курчатова, К. Щелкина, И. Айвазовского,
М. Волошина, И. Гаспринского, А.
Пушкина, Л. Толстого, А. Грина и др.
Территория Крыма была плацдармом локальных и мировых войн. На небольшой территории
Крымского полуострова находятся два города-героя – Керчь и Севастополь, а также город воинской
славы – Феодосия. Крым явил миру высокие образцы как личного патриотизма (Даша
Севастопольская, матрос Кошка, Володя Дубинин, Витя Коробков, Амет-Хан Султан и мн. др.), так
и массового (участники обороны Севастополя в Крымской войне 1853-1855 гг. и в Великой
Отечественной войне, участники Эльтигенского десанта, защитники Ишуньских позиций,
участники штурма Перекопа, отважные крымские партизаны и подпольщики).
Территория Крыма является геополитическим перекрестком эпох и народов, одним из
уникальных полиэтнических регионов России. Состав населения Крыма в настоящее время
насчитывает представителей
более 130 национальностей и нескольких десятков
конфессий. Крым является ярким примером многовекового мирного добрососедства разных
народов и вероисповеданий.
Евпатория, как и многие другие крымские города, очень древняя, имеющая насыщенную
событиями разных эпох историю. Здесь на протяжении двадцати пяти столетий происходило
проникновение друг в друга таких культур как греческая, скифская, турецкая, караимская и, конечно
же, русская.
История городских поселений на месте современной Евпатории насчитывает более 25 веков. В
2003 году Евпатория отпраздновала своё 2500-летие. На протяжении своей 2500-летней истории
город носил три названия: в античное время - Керкинитида, в средневековье - Гёзлев, в новое времяЕвпатория.

5

В трехкратной смене названий города отразились крупнейшие исторические эпохи: греческая
колонизация, зарождение Крымского ханства и вхождение в состав Османской империи,
присоединение Крыма к Российской империи в 1783 году.
В городе создан уникальный туристический маршрут по старой части города из-за смешения
религий, культур и традиций называют «Малый Иерусалим». Старинные здания города хранят
память веков: Гезлевские ворота (Ворота дровяного базара), бывший монастырь суфийского ордена
мусульманских монахов — «текие дервиш» (XVI-XVIII век) — состоит из обители дервишей,
древнего минарета Шукурулла Джами и крымско-татарского музея в чайном домике, Мечеть
Джума-Джами (Пятничная мечеть) - 1552 г., Купеческая и Ремесленная синагоги, восстановленная
синагога Егие Капай, Армянская церковь Сурб Никогайос (1885 г.), комплекс Караимские кенасы
(1907 г).
Также уникальными архитектурными сооружениями и действующими храмами являются Собор
Святого Николая Чудотворца (1893 г.), Храм Святого Илии (1911-1918 г).
В городе 15 музеев - «Краеведческий музей», «Морской музей», «Музей мировой скульптуры и
прикладного искусства», героев Чернобыля «Звезда Полынь»,Истории Крымской войны, «Пираты
Черного моря», «Музей почты», музей «Старая морская аптека» и др
В Евпатории много театров – театр имени Пушкина, крымский государственный ТЮЗ «Золотой
ключик», театр кукол «Марионетки», театр огня «Вольфрам» и театр танца народов мира,
необычные театр на ходулях, театр живой скульптуры.
Ежегодно Крым посещает до 6 миллионов отдыхающих и туристов, что создает
специфические условия социализации молодежи в курортных зонах.
Социально-экономические изменения в жизни России, в целом, и Республики Крым, в
частности, требуют от современной молодежи умения гибко реагировать на смену условий жизни,
адаптироваться к
насущным социальным и профессиональным требованиям, жить в
многонациональном и поликультурном мире. Повышение роли личности во всех сферах
общественной жизни актуализирует проблему воспитания устойчивости личности в окружающем
мире.
Исторические события 2014 года, связанные с возвращением Крыма в состав Российской
Федерации, ярко продемонстрировали высокий патриотический потенциал крымского общества,
основанный на цивилизационном выборе, чувстве неотъемлемой сопричастности у народа Крыма
к российскому культурному и духовному миру.
Исходя из выше сказанного, традиционными приоритетными направлениями в сфере
воспитания детей в Республике Крым в целом, и города Евпатории, в частности, является
воспитание патриотизма как основы всей воспитательной работы и формирование любви к родному
краю, городу как основополагающего элемента воспитания патриота страны; воспитание
доброжелательного, бережного отношения к народам, населяющим Крымский полуостров,
формирование у детей и молодежи готовности к осознанной жизни в духе взаимопонимания мира,
согласия между всеми народами, этническими национальностями, религиозными группами;
воспитание жизнестойкости как черты характера, противостоящей любому негативному влиянию и
позитивно воспринимающей мир и свое место в нем.
Процесс воспитания в МБОУ «СОШ – детский сад №17» основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогов и обучающихся:
неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при
нахождении в образовательной организации;
ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие
школьников и педагогов;
реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными
событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.

6

Основными традициями воспитания в МБОУ «СОШ – детский сад №17» являются
следующие:
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
важной чертой каждого ключевого дела и других совместных дел педагогов и
школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,
поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их
социальная активность;
педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных
классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
ключевой фигурой воспитания в МБОУ «СОШ – детский сад №17» является
классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

7

2.

Цель и задачи воспитания.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого
воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких
как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), общей целью
воспитания в МБОУ «СОШ – детский сад №17» является создание условий для саморазвития и
самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе, проявляющиеся:
1)
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих
ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2)
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3)
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта
осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов школы не на обеспечение соответствия личности
ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его
личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий
самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются
важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо
уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения
школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в
котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного
возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе
школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам
и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в МБОУ «СОШ –
детский сад №17» педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения
школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и
накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и
юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком
(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для
ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе;
подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы,
не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать
хорошие отношения с другими людьми;
- уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности, помогать нуждающимся в
этом людям;

8

- уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности,
иного имущественного положения, к людям с ограниченными возможностями здоровья;
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят;
- уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и
действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности
следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его
вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования)
таким приоритетом в МБОУ «СОШ – детский сад №17» является создание благоприятных условий
для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных
отношений:
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем
дне;
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как к месту, в котором человек вырос
и познал первые радости и неудачи, которое завещано ему предками и которое нужно оберегать;
к природе как к источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
к миру как к главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
к знаниям как к интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека,
как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
к культуре как к духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр,
творческое самовыражение;
к здоровью как к залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения
и оптимистичного взгляда на мир;
к окружающим людям как к безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать
чувства одиночества;
к самим себе как к хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного
развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его
поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников,
обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей
подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений,
свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает
становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций.
Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений
школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования)
таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками
опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста:
с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути,
который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный
выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они
могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как

9

именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их
общества. Это:
опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом,
опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
опыт природоохранных дел;
опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт
создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными
особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели
воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной
возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели,
позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше
ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать
коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее
искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой
жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение
следующих основных задач:
1)
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в
школьном сообществе;
2)
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3)
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
4)
использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5)
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы,
так и на уровне классных сообществ;
6)
организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал;
7)
организовывать профориентационную работу со школьниками;
8)
организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
9)
развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные
возможности;
10)
организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в МБОУ «СОШ –
детский сад №17» интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет
эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

10

3.Виды, формы и содержание деятельности.
Практическая реализация цели и задач МБОУ «СОШ – детский сад №17» представлена в
виде инвариативных и вариативных модулей. Каждый из них ориентирован на решение одной из
поставленных МБОУ «СОШ – детский сад №17» задач воспитания и соответствует одному из
направлений осуществления воспитательной работы школы.
Инвариативные модули
- Классное руководство
- Школьный урок
- Курс внеурочной деятельности
- Работа с родителями
- Самоуправление
- Профориентация

Вариативные модули
- Ключевые общешкольные дела
- Детские общественные объединения
- Школьные медиа
- Экскурсии, экспедиции, походы
- Организация предметно – эстетической среды
- Конкурсные программы и проекты
- Музейная педагогика

3.1. Модуль «Классное руководство».
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с коллективом
класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями,
преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.
Работа с классным коллективом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание
необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с
учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной
стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с
учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и
школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки
активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения
и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование;
однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и
родителями (при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических правил); празднования в
классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами
поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные
«огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в
жизни класса.
- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы
и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за
поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются
с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его
классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом.
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего
трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным
руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.

11

- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных
портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным
руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои
успехи и неудачи.
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными
представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным
психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное
поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам
воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и
интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной,
обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий
в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни
класса в целом;
- помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых
проблем обучения и воспитания школьников;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,тнаправленных
на сплочение семьи и школы.
3.2. Модуль «Школьный урок»
Реализация педагогами МБОУ «СОШ – детский сад №17» воспитательного потенциала
урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению
их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины
и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные
на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

12

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
- проведение единых уроков в рамках Календаря образовательных событий, приуроченных
к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и
событиям российской истории и культуры, а также посвященных памятным датам в истории
Республики Крым.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность организуется и реализуется в форме «Школьной Академии
Непрерывной Социализации» («ШАНС»).
Воспитание на занятиях курсов внеурочной деятельности в МБОУ «СОШ – детский сад
№17» осуществляется преимущественно через:
вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания,
развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить
опыт участия в социально значимых делах;
формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления;
- реализацию крымского компонента в преподавании курсов внеурочной деятельности в
образовательных организациях Республики Крым (курс «Крымоведение»)
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в
рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу
школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие
привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам
нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные
условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их
творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание
ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения,
развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное,
терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие
самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков
самообслуживающего труда.

13

Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью,
побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие
творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения
к физическому труду.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие
творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков
конструктивного общения, умений работать в команде.
3.4. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для
более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций
семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями
обучающихся в МБОУ «СОШ – детский сад №17» осуществляется в рамках следующих видов и
форм деятельности:
На групповом уровне:
- общешкольный родительский комитет и Попечительский совет школы, участвующие в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их
детей;
- семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для
совместного проведения досуга и общения;
- родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей,
формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы,
семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
- родительский всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и
советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться
собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
- родительские форумы при школьном интернет-сайте, электронном журнале «ЭлЖур» на
которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные
консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения
острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в МБОУ «СОШ – детский сад №17» помогает
педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие,
чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся
младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством
введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление. Школьное ученическое
самоуправление в МБОУ «СОШ – детский сад №17» осуществляется в форме ШУС. Школьное
ученическое самоуправление (дальше ШУС) в МБОУ «СОШ – детский сад №17» является

14

общественным, самодеятельным, самоуправляемым, некоммерческим и добровольным
объединением учеников школы.
ШУС в МБОУ «СОШ – детский сад №17» действует на основании Положения о Школьном
ученическом самоуправлении. В состав ШУС входят Лидеры (далее Министры) 5-11-х классов,
избранных на собраниях классного коллектива не позднее 10 сентября каждого учебного года.
Порядок проведения выборов Лидеров классов - членов ШУС – определяется классными
руководителями по согласованию с заместителем директора и педагогом - организатором МБОУ
«СОШ – детский сад №17». В случае досрочного сложения полномочий члена ШУС, новый
представитель класса избирается классом в срок не позднее 15 дней. Реализуется деятельность
ученического самоуправления на следующих уровнях:
На уровне школы:
- через деятельность выборного Кабинета Министров учащихся, создаваемого для учета
мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия
административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
- через деятельность Кабинета Министров, объединяющего советников классов для
облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи
от классных коллективов;
- через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и
организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований,
конкурсов, фестивалей, квестов, флешмобов и т.п.);
- через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
- через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и курируемой
школьным психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе – службы
медиации.
На уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров
(например, советников, дежурных), представляющих интересы класса в общешкольных делах и
призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и
классных руководителей;
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы класса (например: спортивный сектор, правовой сектор, культурно-массовый
сектор, образовательный сектор и социально-политический сектор);
- через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся
в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди
участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел;
- через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по
контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями
и т.п.
3.6. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация»
включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по
проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача
совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей
будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные
ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой
деятельности. Эта работа осуществляется:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

15

- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций,
в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания
школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той
или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних
специальных учебных заведениях и вузах;
- совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий,
прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по
интересующим профессиям и направлениям образования;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети
интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах,
посещение открытых уроков;
- индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам
склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут
иметь значение в процессе выбора ими профессии;
- освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов
дополнительного образования.
3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела в МБОУ «СОШ – детский сад – 17» – это главные традиционные
общешкольные дела, в
которых принимает участие большая часть школьников и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми.
Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих
дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый
коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых,
способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему
в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер
воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в МБОУ «СОШ – детский сад №17» используются следующие формы работы. На
внешкольном уровне:
- социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума.
- открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых
дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые
приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти,
общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные,
социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны .
- проводимые для жителей района, города и организуемые совместно с семьями учащихся
спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности
для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих.
- участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и
международным событиям.
На школьном уровне:
- разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные события, включающие в себя
комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая
общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями,
ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта,
доброго юмора и общей радости.

16

- общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.
- торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую
ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и
развивающие школьную идентичность детей.
- капустники - театрализованные выступления педагогов, родителей и школьников с
элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни школьников и учителей. Они
создают в школе атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению
детского, педагогического и родительского сообществ.
- торжественная церемонии награждения наиболее талантливых и целеустремлённых
воспитанников и обучающихся достигнувших результатов в области образования,
исследовательской, общественной деятельности, культуры и спорта; наиболее талантливых,
целеустремлённых и активных педагогов чьи воспитанники и обучающиеся достигают высоких
результатов; наиболее инициативных, ответственных, самоотверженных специалистов,
сотрудников учебно-вспомогательного и технического персонала родителей и попечителей
ежегодной общешкольной премией общественного признания «Престиж». Премия учреждена с
целью оценки эффективности деятельности всех участников образовательного процесса по
инициативе Управляющего совета, при участии представителей школьного ученического
самоуправления, по согласованию с Попечительским советом, при поддержке директора
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная
школа-детский сад №17».
Мероприятия могут проводиться при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических
правил.
На уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел,
участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных
советов дела.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов,
музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование,
ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки,
проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с
педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через
включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером
для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за
тот или иной фрагмент общей работы.
3.8. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное,
самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых,
объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе
общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от
20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). Воспитание в детском общественном
объединении осуществляется через:
- утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении
демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных

17

органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку
возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для
их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе,
обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение
общаться, слушать и слышать других.
Такими делами могут являться:
- посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям;
- совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурнопросветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в
благоустройстве территории данных учреждений и т.п.);
- участие школьников в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном
саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие;
- клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного
объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и
микрорайоне, совместного пения, празднования знаменательных для членов объединения событий;
- лагерные сборы детского объединения, проводимые в каникулярное время на базе школы.
Здесь, в процессе совместного проведения времени формируется костяк объединения,
вырабатывается взаимопонимание, система отношений, выявляются лидеры, формируется
атмосфера сообщества, формируется и апробируется набор значимых дел;
- рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации
деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников
(проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
- поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у
ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в
объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения,
проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и
поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности прессцентра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа
проводимых детским объединением дел);
- участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности
на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием
школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и
постоянной деятельностью школьников.
МБОУ «СОШ – детский сад №17» способствует созданию и развитию деятельности
следующих детских общественных организаций:
Крымское региональное отделение Общероссийской общественно-государственной детскоюношеской организации «Российское движение школьников» (ресурсный центр ГБОУ ДО РК
«Дворец детско-юношеского творчества»);
- Региональное отделение Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического
общественного движения «ЮНАРМИЯ» (Координатор ГБОУ ДО РК «Крымпатриотцентр»);
- отряды юных инспекторов движения (координатор ГБОУ ДО РК «Дворец детского и
юношеского творчества»);
- отряды Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа
безопасности»;
- МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»;
- ГБУ РК «ЕЦСССДМ»;
- ГБОУ ДО РК «МАН «Искатель»;
- ГБОУ ДО РК «Детский оздоровительный центр «Фортуна»;
- Войсковая часть 1815 Главного испытательного космического центра им. Г.С. Титова МО
РФ;
- АНО «АФК»;
- АНО «Центр развития интеллектуальных и творческих способностей «ИНТЕЛРОСТ»;
- Крымская региональная организация «Наследие»;
дружины «Юные спасатели», «Юные пожарные», «Юные пограничники»;

18

объединения юных экологов, туристов, патриотические, литературные клубы, историко-поисковые
отряды.
3.9. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств
распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры
школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой
самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
- разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих
их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету, группу в «Вконтакте»)
наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел,
кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления;
- школьная газета для старшеклассников, на страницах которой ими размещаются материалы
о вузах, колледжах и востребованных рабочих вакансиях, которые могут быть интересны
школьникам; организуются конкурсы рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и
научно-популярных статей; проводятся круглые столы с обсуждением значимых учебных,
социальных, нравственных проблем;
- медиацентр школы – созданная из заинтересованных добровольцев группа
информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и
мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей,
капустников, вечеров, дискотек;
- интернет-группа школы - разновозрастное сообщество школьников и педагогов,
поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью
освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве,
привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы
и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями
могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы;
- участие школьников в региональных или всероссийских конкурсах школьных медиа.
Модуль 3.10. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания
об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно
относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для
воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей,
обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные
возможности в МБОУ «СОШ – детский сад №17» реализуются в рамках следующих видов и форм
деятельности:
- регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах
их классными руководителями и родителями школьников: в музей, в картинную галерею, на
предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди
школьников ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов», «разведчиков»,
«гидов», «корреспондентов», «оформителей»);
- многодневные походы, организуемые совместно с учреждениями дополнительного
образования и осуществляемые с обязательным привлечением школьников к коллективному
планированию (разработка маршрута, расчет времени и мест возможных ночевок и переходов),
коллективной организации (подготовка необходимого снаряжения и питания), коллективному
проведению (распределение среди школьников основных видов работ и соответствующих им
ответственных должностей), коллективному анализу туристского путешествия (каждого дня - у
вечернего походного костра и всего похода - по возвращению домой).
- турслет с участием команд, сформированных из педагогов, детей и родителей школьников,
включающий в себя, например: соревнование по технике пешеходного туризма, соревнование по
спортивному ориентированию, конкурс на лучшую топографическую съемку местности, конкурс

19

знатоков лекарственных растений, конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс
благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету;
3.11. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной
организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства
вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметноэстетической средой МБОУ «СОШ – детский сад №17» как:
- оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов,
лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим
средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
- размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ
школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с
работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных
ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
- озеленение пришкольной территории в рамках акции «Моя красивая школа», разбивка
клумб, тенистых аллей, оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок,
доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительнорекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и
тихого отдыха;
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе
со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие
способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими
детьми;
- событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний,
конференций и т.п.);
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой символики (логотип и
эмблема школы т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные
моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний,
ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
- регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству
различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных растений, закладке
газонов, созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских
проектов мест);
- акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической
среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях,
правилах
3.12. Модуль «Конкурсные программы и проекты»
В МБОУ «СОШ – детский сад №17» с целью поиска, выявления, развития и поддержки
одарённых детей, реализации их творческого и интеллектуального потенциала, стимулирования
талантливой молодёжи, презентации достижений в различных отраслях искусства, науки и других
сферах деятельности, популяризации детского и юношеского творчества, пропаганды
регионального культурного наследия проводятся конкурсы, фестивали, олимпиады, соревнования и
иные мероприятия, направленные на гражданское, патриотическое, духовно-нравственное,
физическое, трудовое, экологическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию.
Традиционными для МБОУ «СОШ – детский сад №17» являются такие конкурсные
программы, как: «Крымский вальс», «Мы – наследники Победы!», «Прикосновение к истокам»,
«Крым в сердце моем», «Без преград», «Сердце, отданное людям», конкурс семейных школьных
команд «Семейный очаг», конкурс творческих работ «Хочу написать Закон», телевизионный конку
рс знатоков православной культуры «Зерно истины» и др.
При реализации воспитательной работы в рамках данного модуля МБОУ «СОШ – детский сад

20

№7» учитывает конкурсные программы и проекты, реализуемые на школьном и муниципальном
уровне, а также может дополнять мероприятиями республиканского и всероссийского уровней.
3.13. Модуль «Музейная педагогика»
В МБОУ «СОШ – детский сад №17» музейная педагогика способствует:
- решению задач социальной адаптации учащихся школы,
- формированию у обучающихся готовности жить и трудиться в своем родном городе,
участвовать в его развитии, социально – культурном обновлении,
- позволяет воспитать подрастающее поколение, обладающее духовным богатством,
способное к творчеству и самостоятельности, ценящее свою Родину,
- воспитывает гражданско-патриотические чувства,
- способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций,
навыков исследовательской работы учащихся, столь необходимых в современном мире.
Именно школьный музей призван помочь детям открыть многообразие способов освоения
культуры, сформировать устойчивую потребность общения с ее ценностями. В ходе реализации
данного модуля можно сформировать у учащихся потребность в бережном и уважительном
отношении к музейным памятникам как части культуры, позволяет использовать образовательный
и воспитательный потенциал школьного музея в образовательном процессе, положив в основу
проектный и исследовательский методы обучения и воспитания.

21

4.

Основные направления самоанализа воспитательной работы.

Самоанализ организуемой в МБОУ «СОШ – детский сад №17» воспитательной работы
осуществляется по выбранным самим ОУ направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с
привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной
работы в МБОУ «СОШ – детский сад №17», являются:
принцип школьной направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим
воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание
и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми
деятельности;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников
– это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими
социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в Школе воспитательного процесса
могут быть следующие.
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерии, по которым изучается динамика процесса социализации и воспитания учащихся:
1.
Положительная динамика – увеличение значений показателей социализации и
воспитания обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного
этапа исследования (диагностического).
2.
Инертность положительной динамики – отсутствие положительной динамики и
возможное увеличение отрицательных значений показателей социализации и воспитания учащихся
на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа.
3.
Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей на интерпретационном и
контрольном этапах исследования. устойчивость исследуемых показателей является одной из
характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации учащихся.
Причиной инертности положительной динамики и появления тенденций отрицательной
динамики процесса воспитания и социализации обучающихся является несоответствие содержания,
методов воспитания и социализации учащихся возрастным особенностям развития личности,
формальное отношение
преподавателей
и
неблагоприятный психологический
климат.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора
с последующим обсуждением его результатов на заседании методического учебно-методической
кафедры классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития
обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший
учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над
чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2.
Состояние организуемой в Школе совместной деятельности детей и взрослых.

22

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и
взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора, классными руководителями, активом
старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в Школе совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы с обучающимися и их родителями, педагогами,
лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные
результаты обсуждаются на заседании учебно-методической кафедры классных руководителей или
педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
качеством существующего в школе ученического самоуправления;
качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
качеством профориентационной работы гимназии;
качеством работы школьных медиа;
качеством организации предметно-эстетической среды школы;
качеством взаимодействия школы и семей обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.

23

Приложение.
Основные понятия, используемые в программе
Воспитание.
Воспитание – есть управление процессом развития личности через создание благоприятных
для этого условий.
Х.Й.Лийметс и Л.И.Новикова
Цель воспитания – это те изменения в личности детей, которые педагоги стремятся получить
в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый
результат воспитательной деятельности.
Результат воспитания – это те изменения в личностном развитии детей, которые взрослые
(родители или педагоги) получили в процессе их воспитания.
Задачи воспитания – это те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности,
которые необходимо решить для достижения цели воспитания. Соотношение цели и задач можно
образно представить в виде соотношения пьедестала и ведущих к нему ступеней.
Направления воспитания – это основные векторы осуществления воспитательной работы
школы, ориентирующие ее на решение цели и задач воспитания. Это своеобразные магистральные
пути организации школьной воспитательной работы (например: воспитание на уроке, воспитание в
рамках курсов внеурочной деятельности, воспитание через классное руководство и т.п.).
Виды деятельности– здесь это виды индивидуальной или совместной с детьми деятельности
педагогов, используемые ими в процессе воспитания (например: игровая, познавательная, трудовая,
спортивно-оздоровительная, туристско-экскурсионная, досугово-развлекательная и т.п.)
Формы деятельности – это организационная оболочка деятельности, ограниченные во
времени и пространстве акты индивидуальной или совместной с детьми деятельности, которые
педагог использует для достижения цели воспитания (например: ролевая игра или игра по станциям,
беседа или дискуссия, многодневный поход или поход выходного дня, соревнование, сбор,
трудовой десант и т.п.)
Содержание деятельности – это конкретное практическое наполнение различных видов и
форм деятельности. Содержание и формы деятельности – явления взаимосвязанные, ведь
содержание всегда в том или ином виде оформляется, а форма всегда что-то содержит. Формы
деятельности могут быть самыми разными: рассказ, беседа, дискуссия, конкурс, игра, спектакль,
экскурсия и т.п. Причем содержание этих бесед, игр или конкурсов может быть хорошим или
плохим, толковым или бестолковым, воспитывающим или всего лишь развлекательным, но пустой
форма не бывает никогда.


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».