Положение о системе оценивания образоват.достижений обучающихся - МБОУ СОШ-детский сад №17

СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МБОУ «СОШ-детский сад №17»
(протокол от 28.08.2023 г. №1)

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ «СОШ-детский сад №17»
№565/01-13 от 28.08.2023 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о системе оценивания образовательных достижений обучающихся
1. Общие положения
1.1. Положение о системе оценивания (далее – Положение) определяет структуру
школьной системы оценки образовательных достижений обучающихся, устанавливает
единые требования к организации и технологии оценивания в МБОУ «СОШ-детский сад
№17 «(далее – Школа).
1.2. Положение разработано на основании:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
 приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
 приказа Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
 приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
 приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
 приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования»;
 приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования»;
 приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования»;
 письма Минпросвещения от 13.01.2023 № 03-49 «О направлении методических
рекомендаций»;
 устава Школы.
1.3. Настоящее Положение является локальным актом образовательной организации,
утверждается педагогическим советом Школы, имеющим право вносить в него свои
изменения и дополнения, и обязательно для исполнения всеми участниками образовательных
отношений.
1.4. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы
образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Ее
основными функциями являются:
 ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов
освоения ФГОС и федеральных образовательных программ;
 обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление
образовательным процессом.
1.5. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в Школе являются:
 оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения
как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего
мониторинга
образовательной
организации,
мониторинговых
исследований
муниципального, регионального и федерального уровней;

2

оценка результатов деятельности педагогических работников как основа
аттестационных процедур;
 оценка результатов деятельности образовательной организации как основа
аккредитационных процедур.
1.6. Целями системы оценивания образовательных достижений обучающихся
являются:
 создание единой системы оценивания и контроля состояния образования,
обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих
на образовательные достижения обучающихся;
 получение
объективной информации об образовательных достижениях
обучающихся, тенденциях их изменения и причинах, влияющих на их уровень;
 повышение уровня информированности участников образовательных отношений
при принятии решений, связанных с образованием;
 принятие обоснованных управленческих решений администрацией Школы.
1.7. Задачами системы оценивания образовательных достижений обучающихся
являются:
 формирование единых критериев оценивания образовательных достижений и
подходов к их измерению;
 повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений
обучающихся, получение всесторонней и достоверной информации о состоянии
образования;
 проведение системного и сравнительного анализа образовательных достижений
обучающихся для успешной реализации ФГОС и внесение необходимых корректив в
образовательную деятельность;
 обеспечение условий для самоанализа и самооценки всех участников
образовательных отношений;
 содействие повышению квалификации педагогических работников, принимающих
участие в процедурах оценки образовательных достижений обучающихся.
1.8. Принципами построения системы оценивания образовательных достижений
обучающихся являются:
 объективность, достоверность, полнота и системность информации;
 реалистичность требований, норм и показателей образовательных достижений
обучающихся, их социальной и личностной значимости;
 открытость, прозрачность процедур оценивания;
 прогностичность полученных данных, позволяющих прогнозировать ожидаемые
результаты;
 доступность информации о состоянии образовательных достижений обучающихся
для различных групп потребителей;
 соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценивания.
1.9. Система оценивания в Школе на всех уровнях образования имеет единую
структуру и строится на общих для всех уровней подходах: системно-деятельностном,
уровневом и комплексном.
1.10. Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений
обучающихся проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной
грамотности обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в
качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в
деятельностной форме.
1.11. Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся
служит основой для организации индивидуальной работы с обучающимися. Он реализуется
по отношению как к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации
результатов измерений.


3

Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся реализуется
за счет фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов
базового уровня и уровней выше и ниже базового. Достижение базового уровня
свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные задачи,
целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного процесса.
Овладение базовым уровнем является границей, отделяющей знание от незнания, выступает
достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего учебного материала.
1.12. Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется через:
 оценку предметных и метапредметных результатов;
 использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики
индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки;
использование контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и
процессе обучения и другое) для интерпретации полученных результатов в целях управления
качеством образования;
 использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг
друга: стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических (в том
числе исследовательских) и творческих работ;
 использование
форм работы, обеспечивающих возможность включения
обучающихся в самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка,
взаимооценка);
 использование мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний,
в том числе формируемых с использованием информационно-коммуникационных
(цифровых) технологий.
1.13. Система оценивания в Школе включает процедуры внутренней и внешней
оценки.
1.14. Внутреннее (внутришкольное) оценивание предназначается для организации
процесса обучения в классе по учебным предметам. Внутреннее (внутришкольное)
оценивание включает:
 стартовая диагностика, направленная на оценку общей готовности обучающихся к
обучению на данном уровне образования, готовности обучающихся к прохождению
государственной итоговой аттестации и других процедур оценки качества образования;
 текущую оценку, представляющую собой процедуру оценки индивидуального
продвижения обучающихся в освоении программы учебного предмета и определяемую
учителем в соответствии с целями изучения тематического раздела, учебного модуля,
учебного периода;
 тематическую оценку, представляющую собой процедуру оценки уровня
достижения тематических планируемых результатов по предмету; может вестись как в ходе
изучения темы, так и в конце её изучения;
 промежуточную аттестацию, представляющую собой процедуру аттестации
обучающихся по предмету (предметам), которая проводится по итогам учебного года;
 годовую оценку;
 психолого-педагогическое наблюдение, представляющее собой целенаправленное,
планомерное и систематическое восприятие воспитательных явлений и процессов;
позволяющее контролировать и оценивать развитие личности обучающегося под влиянием
учебных занятий, внеклассных мероприятий, взаимодействия с другими обучающимися,
учителями, родителями, выполнения поручений и участия в разных видах деятельности.
Все элементы системы внутришкольного оценивания по учебным предметам
обеспечивают внутришкольный мониторинг образовательных достижений, включающий
оценку уровня достижений личностных, метапредметных и предметных результатов.
1.15. Внешняя оценка включает следующие оценочные процедуры:
 итоговая аттестация;
 независимая оценка качества подготовки обучающихся.

4

1.16. В целях индивидуализации процесса обучения на всех уровнях общего
образования при реализации форм внутреннего оценивания применяется критериальное
оценивание.
Критериальное оценивание – это процесс сравнения образовательных достижений
обучающихся с заранее определенными и известными всем участникам образовательных
отношений критериями, соответствующими целям и содержанию образования,
отражающими предметные и метапредметные умения обучающихся. В ходе критериального
оценивания осуществляется анализ процесса достижения планируемых результатов
учителем, обучающимися, другими участниками образовательных отношений.
1.17. Успешность освоения программы первоклассниками характеризуется
качественной оценкой в конце учебного года. Успешность освоения учебных программ
обучающихся со 2-го по 11-й класс определяется по пятибалльной шкале оценивания: «5»
(отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно). Оценка «1»
может быть выставлена в случае, если задание не представлено на проверку, и в других
ситуациях, которые предусмотрены критериями оценивания.
Пятибалльная шкала в соответствии с ФГОС соотносится с тремя уровнями
успешности (необходимый/базовый, программный и высокий). Перевод отметки в
пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме.
Качество освоения программы

Уровень успешности

Отметка по 5-балльной шкале

90–100 процентов

Высокий

«5»

66–89 процентов

Программный/повышенный

«4»

50–65 процентов

Необходимый/базовый

«3»

Меньше 50 процентов

Ниже необходимого

«2»

1.18. Средствами фиксации личностных, метапредметных и предметных результатов
являются классные журналы, дневники наблюдений, портфолио.
1.19. Технология оценивания определяется в данном Положении на каждом уровне
обучения.
2. Система оценивания на уровне начального общего образования
2.1. Система оценивания личностных результатов
2.1.1. Целью оценки личностных достижений обучающихся на уровне НОО является
получение общего представления о воспитательной деятельности образовательной
организации и ее влиянии на коллектив обучающихся. При оценке личностных результатов
необходимо соблюдение этических норм и правил взаимодействия с обучающимся с учетом
его индивидуально-психологических особенностей развития.
2.1.2. Личностные достижения обучающихся, освоивших ООП НОО, включают две
группы результатов:
 основы российской гражданской идентичности, ценностные установки и социально
значимые качества личности;
 готовность обучающихся к саморазвитию, мотивация к познанию и обучению,
активное участие в социально значимой деятельности.
2.1.3. Учитывая особенности групп личностных результатов, педагогический
работник может осуществлять только оценку следующих качеств:
 наличие и характеристику мотива познания и учения;
 наличие умений принимать и удерживать учебную задачу, планировать учебные
действия;
 способность осуществлять самоконтроль и самооценку.

5

Диагностические задания, устанавливающие уровень этих качеств, целесообразно
интегрировать с заданиями по оценке метапредметных регулятивных универсальных
учебных действий.
2.1.4. Оценка личностных достижений обучающихся проводится по результатам
психолого-педагогического наблюдения
и внутренних
неперсонифицированных
мониторинговых исследований. Результаты, полученные в ходе этих оценочных процедур,
допускается использовать только в виде агрегированных (усредненных, анонимных) данных.
2.2. Система оценивания метапредметных результатов
2.2.1. Оценка метапредметных результатов осуществляется через оценку достижения
планируемых результатов освоения ООП НОО, которые отражают совокупность
познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
2.2.2. Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом
освоения программ учебных предметов и внеурочной деятельности.
2.2.3. Оценка метапредметных результатов проводится с целью определения
сформированности:
 познавательных универсальных учебных действий;
 коммуникативных универсальных учебных действий;
 регулятивных универсальных учебных действий.
2.2.4. Овладение познавательными универсальными учебными действиями
предполагает формирование и оценку у обучающихся базовых логических действий, базовых
исследовательских действий, умения работать с информацией.
2.2.5. Овладение базовыми логическими действиями обеспечивает формирование у
обучающихся следующих умений:
 сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
 определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
 устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.
2.2.6. Овладение базовыми исследовательскими действиями обеспечивает
формирование у обучающихся следующих умений:
 определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
 с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать
изменения объекта, ситуации;
 сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое,
причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
2.2.7. Работа с информацией как одно из познавательных универсальных учебных
действий обеспечивает сформированность у обучающихся следующих умений:
 выбирать источник получения информации;

6

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся)
правила
информационной
безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети
Интернет;
 анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию
в соответствии с учебной задачей;
 самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2.2.8. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
предполагает формирование и оценку у обучающихся таких групп умений, как общение и
совместная деятельность.
2.2.9. Общение как одно из коммуникативных универсальных учебных действий
обеспечивает сформированность у обучающихся следующих умений:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
 готовить небольшие публичные выступления;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления;
2.2.10. Совместная деятельность как одно из коммуникативных универсальных
учебных действий обеспечивает сформированность у обучающихся следующих умений:
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
2.2.11. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями согласно
ФГОС НОО предполагает формирование и оценку у обучающихся умений самоорганизации
(планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать
последовательность выбранных действий) и самоконтроля (устанавливать причины успеха
(неудач) в учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления
ошибок).
2.2.12. Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется как
педагогическим работником в ходе текущей и промежуточной оценки по предмету, так и
администрацией образовательной организации в ходе мониторинга. В текущем учебном
процессе отслеживается способность обучающихся разрешать учебные ситуации и
выполнять учебные задачи, требующие владения познавательными, коммуникативными и
регулятивными действиями, реализуемыми в предметном преподавании.
2.2.13. В ходе мониторинга проводится оценка сформированности универсальных
учебных действий. Содержание и периодичность мониторинга устанавливаются решением
педагогического совета образовательной организации. Инструментарий для оценки


7

сформированности универсальных учебных действий строится на межпредметной основе и
может включать диагностические материалы по оценке функциональной грамотности,
сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.
2.3. Система оценивания предметных результатов
2.3.1. Предметные результаты освоения ООП НОО с учетом специфики содержания
предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на
применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных
жизненных условиях, а также на успешное обучение.
2.3.2. Оценка предметных результатов освоения ООП НОО осуществляется через
оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным
предметам.
2.3.3. Основным предметом оценки результатов освоения ООП НОО в соответствии с
требованиями ФГОС НОО является способность к решению учебно-познавательных и
учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале и способах
действий, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных)
действий.
2.3.8. Оценка предметных результатов освоения ООП НОО осуществляется
педагогическим работником в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и
итогового контроля.
2.3.9. Особенности оценки предметных результатов по отдельному учебному
предмету фиксируются в приложении к ООП НОО.
2.4. Процедуры оценивания на уровне НОО
2.4.1. Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной
организации с целью оценки готовности к обучению на уровне начального общего
образования.
2.4.2. Стартовая диагностика проводится в начале 1-го класса и выступает как основа
(точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся. Объектом
оценки в рамках стартовой диагностики является сформированность предпосылок учебной
деятельности, готовность к овладению чтением, грамотой и счетом.
Стартовая диагностика может проводиться педагогическими работниками с целью
оценки готовности к изучению отдельных предметов (разделов). Результаты стартовой
диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и
индивидуализации учебного процесса.
Оценивание обучающихся 1-го класса осуществляется в форме словесных
качественных оценок на критериальной основе, а также письменных заключений учителя по
итогам проверки самостоятельных работ в соответствии с критериями. Использование
данных форм оценивания осуществляется в соответствии с письмом Минобразования от
03.06.2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших
школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях». В
течение первого года обучения в журнале и личных делах обучающихся фиксируются только
пропуски уроков.
2.4.3. Успешность усвоения программ обучающимися 1-го класса характеризуется
качественной оценкой. Учитель составляет характеристику образовательных достижений
обучающегося.
2.4.4. Со 2-го класса текущая и итоговая оценка результатов обучения выставляется в
виде отметок: «5», «4», «3», «2».
2.4.5. Текущая оценка направлена на оценку индивидуального продвижения
обучающегося в освоении программы учебного предмета. Текущая оценка может быть
формирующей (поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, включающей его в
самостоятельную оценочную деятельность) и диагностической, способствующей выявлению
и осознанию педагогическим работником и обучающимся существующих проблем в
обучении.

8

2.4.6. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты,
этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному
предмету.
2.4.7. В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные
и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и
групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и другие) с учетом
особенностей учебного предмета.
2.4.8. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного
процесса.
2.4.9. Тематическая оценка направлена на оценку уровня достижения обучающимися
тематических планируемых результатов по учебному предмету.
2.4.10. Промежуточная аттестация обучающихся проводится начиная со 2-го класса в
конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету.
2.4.11. Промежуточная аттестация обучающихся проводится без прекращения
образовательной деятельности в форме годового оценивания по учебным предметам
(учебным курсам, учебным модулям) учебного плана.
2.4.12. Промежуточная аттестация, фиксирующая достижение предметных
планируемых результатов и универсальных учебных действий, является основанием для
перевода обучающихся в следующий класс.
3. Система оценивания на уровне основного общего образования
3.1. Система оценивания личностных результатов
3.1.1. Оценка личностных результатов обучающихся на уровне ООО осуществляется
через оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы, которые устанавливаются требованиями ФГОС ООО.
3.1.2. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех
компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность.
3.1.3. Во внутреннем мониторинге проводится оценка сформированности отдельных
личностных результатов, проявляющихся в соблюдении норм и правил поведения, принятых
в образовательной организации; участии в общественной жизни образовательной
организации, ближайшего социального окружения, Российской Федерации, общественнополезной деятельности; ответственности за результаты обучения; способности делать
осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии;
ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами учебных
предметов.
3.1.4. Результаты, полученные в ходе как внешних, так и внутренних мониторингов,
допускается использовать только в виде агрегированных (усредненных, анонимных) данных.
3.2. Система оценивания метапредметных результатов
3.2.1. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
планируемых результатов освоения ФОП ООО, которые отражают совокупность
познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, а
также систему междисциплинарных (межпредметных) понятий.
3.2.2. Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом
освоения программ учебных предметов и внеурочной деятельности.
3.2.3. Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
 освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных
действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных);
 овладение познавательными универсальными учебными действиями (замещение,
моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая
общие приемы решения задач);
 овладение
коммуникативными
универсальными
учебными
действиями
(приобретение умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять

9

сотрудничество, взаимодействие с педагогическими работниками и со сверстниками,
адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать
свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером);
 овладение регулятивными универсальными учебными действиями (способность
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать
и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить
новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве,
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания).
3.2.4.
Оценка
достижения
метапредметных
результатов
осуществляется
администрацией образовательной организации в ходе внутреннего мониторинга.
Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением
педагогического совета образовательной организации. Инструментарий строится на
межпредметной основе и может включать диагностические материалы по оценке
читательской и цифровой грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных
и познавательных универсальных учебных действий.
3.2.5. Формы оценки:
 для проверки читательской грамотности – письменная работа на межпредметной
основе;
 для проверки цифровой грамотности – практическая работа в сочетании с
письменной (компьютеризованной) частью;
 для
проверки
сформированности
регулятивных,
коммуникативных
и
познавательных универсальных учебных действий – экспертная оценка процесса и
результатов выполнения групповых и (или) индивидуальных учебных исследований и
проектов.
Каждый из перечисленных видов диагностики проводится с периодичностью не менее
чем один раз в два года.
3.2.6. Групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты (далее –
проект) выполняются обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на
межпредметной основе с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном
освоении содержания избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность
проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебнопознавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и другие).
3.2.7. Выбор темы проекта осуществляется обучающимися.
3.2.8. Результатом проекта является одна из следующих работ:
 письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы,
отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и другие);
 художественная
творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или стихотворного
произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального
произведения, компьютерной анимации и других;
 материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
 отчетные материалы по социальному проекту.
3.2.9. Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и
направленности проекта разрабатываются Школой.
3.2.10. Проект оценивается по следующим критериям:
 сформированность познавательных универсальных учебных действий: способность
к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении
поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку

10

информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения,
обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и других;
 сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть
содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой
или темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
 сформированность регулятивных универсальных учебных действий: умение
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени;
использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор
конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
 сформированность коммуникативных универсальных учебных действий: умение
ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты,
аргументированно ответить на вопросы.
3.3. Система оценивания предметных результатов
3.3.1. Предметные результаты освоения ФОП ООО с учетом специфики содержания
предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на
применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных
жизненных условиях, а также на успешное обучение.
3.3.2. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам.
3.3.3. Основным предметом оценки является способность к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале,
с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том
числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий, а
также компетентностей, релевантных соответствующим направлениям функциональной
грамотности.
3.3.4. Для оценки предметных результатов используются критерии: знание и
понимание, применение, функциональность.
3.3.5. Обобщенный критерий «знание и понимание» включает знание и понимание
роли изучаемой области знания и (или) вида деятельности в различных контекстах, знание и
понимание терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний или алгоритмов.
3.3.6. Обобщенный критерий «применение» включает:
 использование изучаемого материала при решении учебных задач, различающихся
сложностью предметного содержания, сочетанием универсальных познавательных действий
и операций, степенью проработанности в учебном процессе;
 использование специфических для предмета способов действий и видов
деятельности по получению нового знания, его интерпретации, применению и
преобразованию при решении учебных задач/проблем, в том числе в ходе поисковой
деятельности, учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности.
3.3.7. Обобщенный критерий «функциональность» включает осознанное
использование приобретенных знаний и способов действий при решении внеучебных
проблем, различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений,
контекста, а также сочетанием когнитивных операций.
3.3.8. Оценка функциональной грамотности направлена на выявление способности
обучающихся применять предметные знания и умения во внеучебной ситуации, в реальной
жизни.
3.3.9. Оценка предметных результатов осуществляется педагогическим работником в
ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля.
3.3.10. Особенности оценки по отдельному учебному предмету фиксируются в
приложении к ООП ООО.
3.4. Процедуры оценивания на уровне ООО
3.4.1. Стартовая диагностика проводится администрацией Школы с целью оценки
готовности к обучению на уровне основного общего образования.

11

3.4.2. Стартовая диагностика проводится в начале 5-го класса и выступает как основа
(точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся.
3.4.3. Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной
деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных
предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией,
знаково-символическими средствами, логическими операциями.
3.4.4. Стартовая диагностика проводится педагогическими работниками с целью
оценки готовности к изучению отдельных предметов. Результаты стартовой диагностики
являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного
процесса.
3.4.5. Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального
продвижения обучающегося в освоении программы учебного предмета.
3.4.6. Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей
усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность) и
диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и
обучающимся существующих проблем в обучении.
3.4.7. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты,
этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному
предмету.
3.4.8. В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные
и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и
групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и другие) с учетом
особенностей учебного предмета.
3.4.9. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного
процесса.
3.4.10. Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня
достижения тематических планируемых результатов по учебному предмету.
3.4.11. Внутренний мониторинг представляет собой следующие процедуры:
 стартовая диагностика;
 оценка уровня достижения предметных и метапредметных результатов;
 оценка уровня функциональной грамотности;
 оценка уровня профессионального мастерства педагогического работника,
осуществляемого на основе выполнения обучающимися проверочных работ, анализа
посещенных уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых педагогическим
работником обучающимся.
3.4.12. Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается
решением педагогического совета образовательной организации. Результаты внутреннего
мониторинга являются основанием подготовки рекомендаций для текущей коррекции
учебного процесса и его индивидуализации и (или) для повышения квалификации
педагогического работника.
4. Система оценивания на уровне среднего общего образования
4.1. Система оценивания личностных результатов
4.1.1. Оценка личностных результатов обучающихся на уровне СОО осуществляется
через оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы, которые устанавливаются требованиями ФГОС СОО.
4.1.2. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех
компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность.
4.1.3. Достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку
обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной
деятельности образовательной организации и образовательных систем разного уровня.
Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе

12

внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Инструментарий для них
разрабатывается централизованно на федеральном или региональном уровне и основывается
на общепринятых в профессиональном сообществе методиках психолого-педагогической
диагностики.
4.1.4. Во внутреннем мониторинге возможна оценка сформированности отдельных
личностных результатов, проявляющихся в соблюдении норм и правил поведения, принятых
в образовательной организации; участии в общественной жизни образовательной
организации, ближайшего социального окружения, Российской Федерации, общественнополезной деятельности; ответственности за результаты обучения; способности делать
осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии;
ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами учебных
предметов.
4.1.5. Результаты, полученные в ходе как внешних, так и внутренних мониторингов,
допускается использовать только в виде агрегированных (усредненных, анонимных) данных.
4.2. Система оценивания метаапредметных результатов
4.2.1. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
планируемых результатов освоения ФОП СОО, которые отражают совокупность
познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, а
также систему междисциплинарных (межпредметных) понятий.
4.2.2. Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом
освоения программ учебных предметов и внеурочной деятельности.
4.2.3. Основные объекты оценки метапредметных результатов:
 освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных
действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных);
 способность использования универсальных учебных действий в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению
учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной
траектории;
 овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной
деятельности.
4.2.4.
Оценка
достижения
метапредметных
результатов
осуществляется
администрацией Школы в ходе внутреннего мониторинга. Содержание и периодичность
внутреннего
мониторинга
устанавливается
решением
педагогического
совета
образовательной организации. Инструментарий строится на межпредметной основе и может
включать диагностические материалы по оценке читательской и цифровой грамотности,
сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных
учебных действий.
4.2.5. Формы оценки:
 для проверки читательской грамотности – письменная работа на межпредметной
основе;
 для проверки цифровой грамотности – практическая работа в сочетании с
письменной (компьютеризованной) частью;
 для
проверки
сформированности
регулятивных,
коммуникативных
и
познавательных универсальных учебных действий – экспертная оценка процесса и
результатов выполнения групповых и (или) индивидуальных учебных исследований и
проектов.
Каждый из перечисленных видов диагностики проводится с периодичностью не менее
чем один раз в два года.
4.2.6. Групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты
выполняются обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на межпредметной
основе с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении

13

содержания избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность
проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебнопознавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и другие).
4.2.7. Выбор темы проекта осуществляется обучающимися.
4.2.8. Результатом проекта является одна из следующих работ:
 письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы,
отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и другие);
 художественная
творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или стихотворного
произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального
произведения, компьютерной анимации и других;
 материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
 отчетные материалы по социальному проекту.
4.2.9. Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и
направленности проекта разрабатываются образовательной организацией.
4.2.10. Проект оценивается по следующим критериям:
 сформированность познавательных универсальных учебных действий: способность
к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении
поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку
информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения,
обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и других;
 сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть
содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой
или темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
 сформированность регулятивных универсальных учебных действий: умение
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени;
использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор
конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
 сформированность коммуникативных универсальных учебных действий: умение
ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты,
аргументированно ответить на вопросы.
4.3. Система оценивания предметных результатов
4.3.1. Предметные результаты освоения ФОП СОО с учетом специфики содержания
предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на
применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных
жизненных условиях, а также на успешное обучение.
4.3.2. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам.
4.3.3. Основным предметом оценки является способность к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале,
с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том
числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий, а
также компетентностей, релевантных соответствующим направлениям функциональной
грамотности.
4.3.4. Для оценки предметных результатов используются критерии: знание и
понимание, применение, функциональность.
4.3.5. Обобщенный критерий «знание и понимание» включает знание и понимание
роли изучаемой области знания и (или) вида деятельности в различных контекстах, знание и
понимание терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний или алгоритмов.
4.3.6. Обобщенный критерий «применение» включает:

14

использование изучаемого материала при решении учебных задач, различающихся
сложностью предметного содержания, сочетанием универсальных познавательных действий
и операций, степенью проработанности в учебном процессе;
 использование специфических для предмета способов действий и видов
деятельности по получению нового знания, его интерпретации, применению и
преобразованию при решении учебных задач (проблем), в том числе в ходе поисковой
деятельности, учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности.
4.3.7. Обобщенный критерий «функциональность» включает осознанное
использование приобретенных знаний и способов действий при решении внеучебных
проблем, различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений,
контекста, а также сочетанием когнитивных операций.
4.3.8. Оценка функциональной грамотности направлена на выявление способности
обучающихся применять предметные знания и умения во внеучебной ситуации, в реальной
жизни.
4.3.9. Оценка предметных результатов осуществляется педагогическим работником в
ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля.
4.3.10. Особенности оценки по отдельному учебному предмету фиксируются в
приложении к ООП СОО.
4.4. Процедуры оценивания на уровне СОО
4.4.1. Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной
организации с целью оценки готовности к обучению на уровне среднего общего
образования.
4.4.2. Стартовая диагностика проводится в начале 10-го класса и выступает как основа
(точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся.
4.4.3. Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной
деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных
предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией,
знаково-символическими средствами, логическими операциями.
4.4.4. Стартовая диагностика проводится педагогическими работниками с целью
оценки готовности к изучению отдельных предметов. Результаты стартовой диагностики
являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного
процесса.
4.4.5. Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального
продвижения обучающегося в освоении программы учебного предмета.
4.4.6. Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей
усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность) и
диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и
обучающимся существующих проблем в обучении.
4.4.7. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты,
этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному
предмету.
4.4.8. В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные
и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и
групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и другие) с учетом
особенностей учебного предмета.
4.4.9. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного
процесса.
4.4.10. Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня
достижения тематических планируемых результатов по учебному предмету.
4.4.11. Внутренний мониторинг представляет собой следующие процедуры:
 стартовая диагностика;
 оценка уровня достижения предметных и метапредметных результатов;


15

оценка уровня функциональной грамотности;
оценка уровня профессионального мастерства педагогического работника,
осуществляемого на основе выполнения обучающимися проверочных работ, анализа
посещенных уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых педагогическим
работником обучающимся.
4.4.12. Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается
решением педагогического совета Школы. Результаты внутреннего мониторинга являются
основанием подготовки рекомендаций для текущей коррекции учебного процесса и его
индивидуализации и (или) для повышения квалификации педагогического работника.
4.4.13. Промежуточная аттестация обучающихся 10-11-х классов проводится без
прекращения образовательной деятельности в форме годового оценивания по учебным
предметам (учебным курсам, учебным модулям) учебного плана.
4.4.14. Годовая отметка по учебному предмету в 10-м переводном классе выставляется
учителем на основе среднего арифметического между отметками за четверть.
4.4.15. Итоговая аттестация выпускников осуществляется на основе внешней оценки в
форме ГИА-11.



5. Ведение документации
5.1. Общие положения
5.1.1. Годовые отметки выставляются в переводных классах по учебным предметам и
являются результатом промежуточной аттестации за текущий учебный год.
5.1.2. Родители (законные представители) ученика должны быть своевременно
проинформированы или им должно быть вручено письменное сообщение о
неудовлетворительных отметках, полученных обучающимся в ходе промежуточной
аттестации.
5.1.3. Письменные работы и протоколы устных ответов учеников в ходе
промежуточной аттестации хранятся в делах образовательной организации в течение одного
года.
5.1.4. Отметка обучающегося за четверть, как правило, не может превышать среднюю
арифметическую (округленную по законам математики) оценку результатов контрольных,
лабораторных, практических и самостоятельных работ, устных ответов, имеющих
контрольный характер. Отметка за четверть выставляется учителем при наличии не менее
трех отметок у обучающихся.
5.1.5. Четвертные, годовые отметки выставляются за три дня до начала каникул или
начала аттестационного периода. Классные руководители итоги аттестации и решение
педагогического совета Школы о переводе учащегося обязаны довести до сведения
обучающихся и их родителей, а в случае неудовлетворительных результатов учебного года
или экзаменов – в письменном виде под подпись родителей обучающегося с указанием даты
ознакомления.
5.2. Ведение документации учителем
5.2.1. Учитель по каждому предмету составляет рабочую программу и календарнотематическое планирование, которые являются основой планирования его педагогической
деятельности.
5.2.2. Электронный журнал является главным документом учителя и заполняется
ежедневно в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим
планированием.
5.2.3. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются
учителем следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных
заданий, определяется сумма баллов, набранная обучающимися по всем заданиям, и
переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов,
выставляемому за работу.
5.3. Ведение документации обучающимися

16

5.3.1. Для тренировочных работ, для предъявления работ на оценку, для выполнения
домашнего задания используется рабочая тетрадь. Учитель регулярно осуществляет
проверку работ в данной тетради.
5.3.2. Портфолио обучающихся является формой фиксирования, накопления и оценки
индивидуальных достижений школьника. Пополняет «Портфолио» и оценивает его
материалы обучающийся.
5.4. Ведение документации администрацией Школы
5.4.1. В своей деятельности администрация Школы использует все необходимые
материалы учителей, обучающихся и психолого-педагогической службы сопровождения для
создания целостной картины реализации и эффективности обучения в Школе.
5.4.2. Все материалы, получаемые от участников образовательных отношений,
заместитель директора Школы классифицирует по классам, по отдельным обучающимся.
5.4.3. По итогам года на основе получаемых материалов от учителей заместитель
директора Школы проводит педагогический анализ эффективности работы педагогического
коллектива.
6. Права и обязанности участников образовательных отношений
6.1. Права и обязанности обучающихся
6.1.1. Обучающиеся имеют право:
 на собственную оценку своих достижений и трудностей;
 участие в разработке критериев оценки работы;
 самостоятельный выбор сложности и количества проверочных заданий;
 оценку своего творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни, так же
как и на оценку навыковой стороны обучения;
 ошибку и время на ее ликвидацию.
6.1.2. Обучающиеся обязаны:
 по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе;
 овладеть способами оценивания, принятыми на уровне начального, основного и
среднего общего образования;
 освоить обязательный минимум УУД в соответствии с ФГОС.
6.2. Права и обязанности учителя
6.2.1. Учитель имеет право:
 на оценочное суждение по поводу работы обучающихся;
 оценивать работу обучающихся по их запросу и по своему усмотрению. Оценка
обучающихся должна предшествовать оценке учителя;
 оценивать обучающегося только относительно его собственных возможностей и
достижений;
 оценивать деятельность обучающихся только после совместно выработанных
критериев оценки данной работы.
6.2.2. Учитель обязан:
 соблюдать правила оценочной безопасности;
 работать над формированием самоконтроля и самооценки у обучающихся;
 оценивать не только навыковую сторону обучения, но также творчество и
инициативу во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного
оценивания;
 вести учет продвижения обучающихся в освоении УУД в электронном журнале;
 доводить до сведения родителей (законных представителей) достижения и успехи
обучающихся за четверть (полугодие) и учебный год.
6.3. Права и обязанности родителей
6.3.1. Родитель имеет право:
 знать о принципах и способах оценивания в Школе;
 на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;

17

на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и
путей преодоления их у своего ребенка.
6.3.2. Родитель обязан:
 знать основные моменты данного Положения;
 информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми
родитель сталкивается в домашних условиях;
 посещать родительские собрания, на которых идет просветительская работа по
оказанию помощи в образовании детей.
7. Ответственность сторон
7.1. Несоблюдение субъектами образовательного процесса отдельных пунктов
данного Положения может повлечь за собой невыполнение основной задачи Школы:
формирование
основы
умения
учиться
(становление
контрольно-оценочной
самостоятельности) у обучающихся.
7.2. При нарушении основных принципов системы оценивания одной из сторон
учебно-воспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации
Школы с целью защиты своих прав в установленном уставом Школы порядке.



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».