Рабочая программа внеурочной деятельности Хор 4 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №17
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СОШ-детский сад №17»)

РАССМОТРЕНА
на заседании МО
Протокол №1
от «26» августа 2024 г.
Руководитель МО
__________ О.В.Шевшун

СОГЛАСОВАНА
Зам. директора
________ Ю.И. Журбенко
«27» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор ______ Е.М. Демидова
Приказ № 460/01-13
от «27» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ХОР»
4 класс

Составитель: Шевшун Олеся Васильевна, учитель начальных классов

г. Евпатория, 2024г.

2
1. Пояснительная записка
Целью изучения внеурочной деятельности «Хор» является развитие музыкальной
культуры обучающихся как части их духовной культуры через коллективную
исполнительскую деятельность — пение в хоре.
Задачами внеурочной деятельности «Хор» являются:
- приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через опыт собственного
переживания музыкальных образов, развитие и совершенствование эмоциональноценностной отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни;
- развитие эмоционального интеллекта, общих и специальных музыкальных
способностей обучающихся;
- формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира,
приобретение разнообразного опыта восприятия музыкальных произведений;
- воспитание уважения к культурному, музыкальному наследию России; практическое
освоение интонационно-образного содержания произведений отечественной музыкальной
культуры;
- расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной
культуре других стран и народов;
- понимание основных закономерностей музыкального искусства: интонационная и
жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального
языка, направления, стили и т. д.;
- формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему творческому делу,
ответственности за общий результат;
- гармонизация межличностных отношений, формирование позитивного взгляда на
окружающий мир;
- улучшение физического и психического самочувствия, укрепление здоровья
обучающихся;
- создание в образовательном учреждении творческой культурной среды;
- получение обучающимися опыта публичных выступлений, формирование активной
социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района, города,
республики, страны.
Место внеурочной деятельности «Хор» в учебном плане: часть учебного плана,
формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивающая реализацию
индивидуальных потребностей обучающихся. На изучение внеурочной деятельности «Хор»
отводится: в 4 классе - 34 часа в год (1 час в неделю).
Для реализации программы используется комплект методических материалов для
педагогов, предоставленный на официальном сайте https://edsoo.ru/
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хор» составлена с учетом рабочей
программы воспитания. Воспитательный потенциал данной внеурочной деятельности
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на занятии
явлений, организация их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания внеурочной деятельности
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления

3
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на занятии интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
- включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
2. Содержание внеурочной деятельности «Хор»
Модуль№1 «Музыкальная грамота»
Ноты певческого диапазона, длительности и паузы, основные музыкальные размеры,
штрихи, динамика, дополнительные обозначения в нотах (реприза, вольта, фермата и др.).
Знаки альтерации. Лад, тональность, тоника. Интонация, мотив, фраза. Одноголосие,
многоголосие. Мелодия, аккомпанемент. Интервалы, аккорды. Музыкальная форма
(двухчастная, трёхчастная, куплетная, рондо).
Модуль №2 «Музыка в жизни человека»
Стремление человека к красоте. Хор — музыкальное единство людей. Особое
переживание — слияние голосов в пении. Музыкальный образ, настроения, мысли и чувства,
которые передаёт музыка. Образы природы, людей, событий (музыкальные пейзажи,
портреты и т. п.). Песни, посвящённые Родине, семье, образам детства, дружбе, войне,
праздникам и др.
Модуль №3 «Народная музыка России»
Русские народные песни и песни других народов России в обработках для детского
хора.
Модуль №4 «Музыка народов мира»
Песни народов мира в обработках для детского хора.
Модуль №5 «Духовная музыка»
Образцы литургической музыки русских и зарубежных композиторов-классиков,
сочинения современных композиторов на канонические тексты — песни и хоры духовного
содержания.
Модуль №6 «Классическая музыка»
Светская музыка русских и зарубежных композиторов-классиков в обработках для
детского хора. Произведения1 И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна, Дж. Каччини, Дж.
Перголези, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шуберта, Э. Грига, А. Дворжака,
М. Глин ки, П. Чайковского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, А. Аренского, С.
Рахманинова, Ц. Кюи, А. Гречанинова, В. Калинникова, Р. Глиэра
Модуль №7 «Современная музыкальная культура»

4
Вокальные произведения для детей современных композиторов, в том числе песни,
написанные современным музыкальным языком, в джазовом стиле и т. д. Сочинения
композиторов2 С. Баневича, Р. Бойко, М. Дунаевского, А. Зарубы, В. Кикты, Е. Крылатова, З.
Левиной, Ж. Металлиди, Р. Паулса, А. Пахмутовой, Е. Подгайца, М. Ройтерштейна, М.
Славкина, С. Соснина, Г. Струве, Я. Френкеля, Ю. Чичкова, И. Шварца, Р. Щедрина.
Модуль №8 «Музыка театра и кино»
Песни и хоры из кино и мультфильмов, фрагменты из мюзиклов, опер, театральных
постановок. Сочинения композиторов1 Ц. Кюи, М. Коваля, М. Красева, Э. Л. Уэббера, Ф.
Лоу, Р. Роджерса, Дж. Гершвина, А. Миллера, Е. Крылатова, И. Дунаевского, М.
Дунаевского, А. Журбина, А. Се мёнова, Ю. Галахова, Б. Чайковского, Г. Гладкова, С.
Плешака, и д.
Основной формат внеурочных занятий «Хор» – репетиции и концертные
выступления обучающихся. Повседневный репетиционный процесс направлен на выработку
основного комплекса вокально-хоровых навыков у всех участников хорового коллектива,
освоение репертуара, формирование сопутствующих знаний, умений, навыков.
В качестве форм, в которых может быть реализована внеурочная деятельность
представляют собой: теоретические уроки, уроки-тренинги, различные репетиции, работы,
над постановкой концертных и конкурсных номеров, Кроме учебных занятий практикуется
самостоятельная работа на дому,а также прослушивание музыкальных произведениий и
различных концертов(представлений). Предусмотрены занятия в виде посещения
театров,филармонии, представлений и праздников, проходящих на различных площадках.
3. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности «Хор»
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей
гражданина, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание
комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой
музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами
нравственного само определения, отражёнными в них;
активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников
творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций,
праздничных мероприятий.
В сфере патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения,
уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной
культуры народов России; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей
страны, своего края.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных
ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей
этики и эстетики;
придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной деятельности, при подготовке
концертов, фестивалей, конкурсов.
В сфере эстетического воспитания:

5
восприимчивость к различным видам искусства, стремление видеть прекрасное в
окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе;
осознание ценности творчества, таланта;
осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
В сфере ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной, социальной, культурной средой;
овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства
интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности
на звуковом материале самой музыки, а также на материале доступной текстовой, аудио- и
видеоинформации о различных явлениях музыкального искусства, использование
специальной терминологии.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт
восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в
том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской
деятельности;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на посильное активное участие в
практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных
целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры,
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в
экологических проектах через различные формы музыкального творчества.
В сфере личностных результатов, обеспечивающих адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей,норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы,
сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и
сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными
навыками в сфере музыкального и других видов искусства;смелость при соприкосновении с
новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать
нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные
тенденции и направления развития культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки
управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
овладение системой универсальных познавательных действий в рамках программы «Хор»
реализуется в контексте развития специфического типа интеллектуальной деятельности —

6
музыкального мышления, которое связано сформированием соответствующих когнитивных
навыков обучающихся, в том числе:
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального
звучания;
станавливать существенные признаки для классификациимузыкальных явлений,
выбирать основания для анализа,сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и
ритмов, других элементов музыкального языка;
сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры
и стили музыкального искусства;
обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанрови стилей музыки друг на
друга, формулировать гипотезы овзаимосвязях;
выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных
средств, используемых присоздании музыкального образа конкретного произведения,жанра,
стиля.
Базовые исследовательские действия:
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать»
звучание музыки;
использовать вопросы как инструмент познания;
формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным
и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки; составлять
алгоритм действий и использовать его для решения исполнительских и творческих задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных
процессов, музыкальных явлений, культурных объектов междусобой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы припоиске и отборе
информации с учётом предложенной учебнойили творческой задачи и заданных критериев;
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных
произведений;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
различать
тексты
информационного
и
художественного
содержания,
трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной или творческой задачей;
Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (вокальное
исполнение, текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от
коммуникативной установки.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
овладение системой универсальных коммуникативных действий в рамках программы «Хор»
реализуется в первую очередь через совместную певческую деятельность. Она предполагает
не только групповую форму работы, но формирует более сложную социальную общность
обучающихся — творческий коллектив. Хоровое пение — один из немногих видов учебной
деятельности, идеально сочетающих в себе активную деятельность каждого участника с
ценностью общего результата совместных усилий.
Специфика взаимодействия в процессе вокально-хорового исполнительства
определяется не только особыми формами передачи информации музыкальными средствами
(минуя вербальные каналы коммуникации), но и неповторимым комплексом ощущений,

7
эмоциональным переживанием психологического единства поющих, известных как феномен
«соборности».Данные условия определяют уникальный вклад хорового пения в
формирование совершенно особых коммуникативных умений и навыков в составе базовых
универсальных учебных действий.
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла,стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность
словесной передачи смысла музыкального произведения;
передавать в собственном исполнении художественное содержание, выражать
настроение, чувства, личное отношение к исполняемому музыкальному произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи,
понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
ффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации
публичного выступления;
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты, в том числе
дирижёрские жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно
включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения;
выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным
искусством в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать
благожелательный тон диалога;
публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия,
сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого
социально-психологического опыта, переносить его на другие сферы взаимодействия;
понимать и использовать преимущества и специфику коллективной, групповой и
индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллегиально строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена коллектива в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой,
коллективом.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
в хоре, вотличие от других видов деятельности, личные результаты обучающихся обретают
подлинную ценность только в качестве вклада каждого участника хорового коллектива в
общее дело. Поэтому в рамках программы «Хор» регулятивные универсальные учебные
действия тесно смыкаются с коммуникативными. Самоорганизация и рефлексия
приобретают ярко выраженные коллективные черты, нередко предполагают корректировку
личных интересов и намерений, их подчинение интересам и потребностям творческого
коллектива в целом.

8
Самоорганизация:
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в
том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво
продвигаться к поставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного
характера;
выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать
причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту.
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себяи других людей,
использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в
данной сфере;
развивать способность управлять собственными эмоциями иэмоциями других как в
повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения, публичного
выступления;
выявлять и анализировать причины эмоций;
понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативноинтонационную ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим
предпочтениям и вкусам;
признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не
на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Хор»
представлены с учетом специфики содержания предметных областей, к которым имеет
отношение содержание курса внеурочной деятельности:
- исполнять музыку эмоционально выразительно, создавать в совместном пении
музыкальный образ, передавая чувства, настроения, художественное содержание;
- воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, уметь погружаться
в музыкальный образ, идентифицировать себя с «лирическим героем» музыкального
произведения (по В. Медушевскому);
- осознавать мировое значение отечественной музыкальной культуры вообще и
хорового исполнительства в частности, чувствовать себя продолжателями лучших традиций
отечественного хорового искусства;
- петь в хоре, ансамбле, выступать в качестве солиста, исполняя музыкальные
произведения различных стилей и жанров, с сопровождением и без сопровождения,
одноголосные и многоголосные;

9
- исполнять русские народные песни, народные песни своего региона, песни
других народов России и народов других стран, песни и хоровые произведения
отечественных и зарубежных композиторов, образцы классической и современноймузыки;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения,
понимать специфику совместного музыкального творчества, чувствовать единение с
другими членами хорового коллектива в процессе исполнения музыки;
- петь красивым естественным звуком, владеть навыками певческого дыхания,
понимать значения дирижёрских жестов, выполнять указания дирижёра;
- ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона (на материале
изученных музыкальных произведений);
- выступать перед публикой, представлять на концертах,праздниках, фестивалях и
конкурсах
результаты
коллективной
музыкально-исполнительской,
творческой
деятельности, принимать участие в культурно-просветительской общественной жизни.
Внеурочные занятия «Хор» направлены на постижение закономерностей
возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия
форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный
мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее
жанрово-стилистические особенности.
4. Тематическое планирование
4 класс
№

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

1

Музыкальная грамота

5

2

Музыка в жизни человека

4

3

Народная музыка России

10

4

Музыка народов мира

4

5

Духовная музыка

3

6

Классическая музыка

2

7

Современная музыкальная культура

2

8

Музыка театра и кино

4

Общее количество часов

34

Электронный (цифровые)
образовательные ресурсы

https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/
https://resh.edu.ru/
https://ja-uchenik.ru/detjam/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».